Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные случаи управления




 

1. Очень распространённое явление – ассоциативные ошибки в управлении: так называемая контаминация, т.е. ошибки вызванные смешением близких словосочетаний, например: Описывать о событиях вместо рассказывать о событиях или описывать события; уверенность в свои силы вместо вера в свои силы или уверенность в своих силах: обсуждать о предстоящем празднике вместо обсудили предстоящий праздник или поговорили о предстоящем празднике; убедился о необходимости вместо убедился в необходимости или подумал о необходимости и т.п. Приведём примеры предложений с такими ошибками: У меня к вам очень приятное известие (надо: У меня для вас очень приятное известие); Медведев подчеркивал о важности федеральных проектов (надо: Медведев подчеркивал важность федеральных проектов); Долг компании перед своими сотрудниками составил более 10 млн. рублей (надо: Долг компании своим сотрудникам составил более 10 млн. рублей); Прошу тишину! (надо: Прошу тишины!); Никто в мире не может догадаться до этого (надо: Никто в мире не может догадаться об этом или …додуматься до этого); Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе (надо: Пережитые им страдания наложили отпечаток на его душу или …оставили отпечаток в его душе); Рецензия о книге должна быть сдана на следующей неделе (надо: рецензия на книгу, но отзыв о книге); Заведующий подписал характеристику на младшего лаборанта (надо: подписал характеристику младшего лаборанта). С подобной ошибкой мы уже встречались, когда говорили об употреблении фразеологизмов (забить во все колокола, склонить колени и т.п.). Контаминация может возникнуть и как смешение видов синтаксической связи: Все из присутствующих в этом зале одобрили предложение бригадира Ермолова вместо: Все присутствующие в этом зале одобрили предложение бригадира Ермолова. Словосочетание все присутствующие здесь смешано с похожим: некоторые из присутствующих, один из присутствующих и т.п.

 

2. Целый ряд сомнений вызывают варианты управления определения именем числительным.

Если определение относится к существительному мужского или среднего рода, зависящему от числительных два, три, четыре, оно ставится в родительном падеже, если к существительному женского рода – в именительном: два глубоких озера, два глубоких водоема, но две глубокие реки. И если неверная форма падежа определения при именах существительных мужского и среднего рода в речи встречается нечасто, то при именах существительных женского рода это явление можно назвать распространённым, например: три весёлых подружки; четыре полных чашки, две неожиданных гостьи и т.п. Верный вариант: три весёлые подружки; четыре полные чашки, две неожиданные гостьи.

Однако надо заметить, что притяжательное прилагательное в этих случаях всегда имеет форму родительного падежа: два бабушкиных пальто, две бабушкиных шубы (неверно: две бабушкины шубы). Только родительный падеж используется и при указании на дробное число: Две пятых Луны скрыты от нашего взора. Неверно: Две пятые Луны скрыты от нашего взора.

Если же определение предшествует количественно-именному сочетанию, то оно выступает в форме именительного падежа независимо от рода существительного: На них он выменял борзые три собаки, стройные два дуба. Исключения: прилагательные добрый, полный, целый: Выпила целых пять чашек чая. Привезли добрых три ящика клубники.

В сочетаниях существительных с остальными числительными форма определения зависит от порядка слов. Если определение стоит перед числительным, то оно принимает форму именительного падежа: последние десять рублей; сияющие семь звезд (неправильно: последних десять рублей; сияющих семь звёзд); стоящие после и в середине количественно-именного сочетания – в форме родительного падежа: шесть просторных комнат, десять машин, гружёных доверху. Однако последнее правило обычно не нарушается.

 

4. Часто встречаются ошибки в случаях, когда смешанное число, т.е. целое плюс дробь, управляет именем существительным. Неправильно, например, высказывание: Инфляция выросла с 9,2 до 9,8 процентов. Площадь парка – 12,4 квадратных километров. Нужно помнить, что при обозначении смешанных чисел существительным управляет не целое число, а дробь, поэтому верно: Инфляция выросла с 9,2 до 9,8 процента; Площадь парка – 12,4 квадратных километра.

4. Некоторые варианты управления могут вызвать неясность при синтаксической омонимии, т. е в случаях, когда одинаковые высказывания могут иметь различные значения, например: На стене висел портрет Крамского (портрет, на котором изображён Крамской или портрет работы Крамского?); Врачу надо порекомендовать обливания (Врач должен порекомендовать или врачу нужно обливаться?); Мальчик был одет клоуном (мальчика одевал клоун или он был одет в костюм клоуна?); Ему трудно ответить (он затрудняется с ответом или трудно ответить на его вопрос?)и т.п. Чтобы не возникло инотолкования, т.е. неверного понимания смысла высказывания, эти предложения нужно перефразировать, то есть заменить их параллельными синтаксическими конструкциями (то есть такими, которые имеют общее грамматическое значение, но различаются структурой): На стене висел портрет работы Крамского или: На портрете был изображён Крамской; Врач должен порекомендовать больному обливания; На мальчике был костюм клоуна; Мне трудно ответить на его вопрос и т.д.

Часто случаи синтаксической омонимии встречаются при употреблении местоимений свой, собой. Двусмысленны, например, высказывания: Он запретил мне привозить свои вещи. Одноклассники не одобряют мои шутки над собой. Он не разрешает мне ставить опыты над собой. Надо: Он запретил мне привозить мои вещи. Одноклассники не одобряют мои шутки над ними. Он против того, чтобы я ставил опыты над собой.

5.При глаголе с отрицанием допускаются варианты имён существительных и местоимений как именительного, так и родительного падежа. Нужно обратить внимание на то, что варианты управления с формой родительного падежа усиливают отрицание, сравните: Он не сделает это и Он не сделает этого; Валя не любит сладкое и Валя не любит сладкого.

6. Неумелое использование конструкций с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого, приводит к нарушению управления. Эти обороты нельзя употреблять самостоятельно. Например, предложение: Мы, помимо бычков, хотим выращивать поросят, - можно понять так, что поросят выращивают бычки, и мы тоже хотим этим заняться. Возможный вариант исправления – замена данной конструкции параллельной: Мы хотим выращивать не только поросят, но бычков.

7. Ошибки в управлении часто встречаются при употреблении однородных членов, если объединенные в одном ряду слова должны управлять разными формами, но употребляются для управления одной формой, например: Он любил и хорошо разбирался в музыке и поэзии. Верный вариант: Он любил поэзию и музыку, и хорошо разбирался в них. Ещё пример ошибки: Нам посчастливилось встретиться, сфотографироваться и подарить знаменитым спортсменам наши сувениры. Надо: Нам посчастливилось встретиться со знаменитыми спортсменами, сфотографироваться с ними и подарить им сувениры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.