Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошибки в построении сложного предложения




Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.

Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, например: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.

Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения – такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), например: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении. Сложноподчиненные предложения – такие, части которых (т.е. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я мне могу точно сказать, когда это началось.

Часто встречающаяся синтаксическая ошибка неупорядоченность структуры сложного предложения, которая затрудняет восприятие смысла высказывания, например: На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (надо: На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде); Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественной стороне произведения (надо: Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения. Это главное или: Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произведения); Цитаты эти – неизвестно откуда автор их заимствовал (надо: Автор не указывает источники цитат); Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже (возможно: Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделенные руководством средства).

1.Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения: непонятно, к какому члену главного предложения оно относится, например, в предложении: Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всех нас, – не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет: Вопрос, который не может не волновать всех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку. Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.

2. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, которое конкретизирует их значение, например: Особенно страшно было то, что над огнём, в дыму летали голуби. Соотносительное слово необходимо, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то, что Андрей провалил экзамен; Я всегда был за то, чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.

В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов. Например, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом – нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то. Это грубая ошибка требует обязательного исправления: Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах. В этом предложении необходимо исправление ошибки в управлении глаголом местоимением то: Таня боялась того, что Егор догадается о её планах. Но лучше совсем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах, – так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.

 

3. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной. В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», – прямая речь неуместна. Если же необходимо указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно. Высказывание может выглядеть, например, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.

Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо: Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.

4. В заключение уместно будет напомнить и о таком заметном пороке устной речи, как «слова-паразиты». Они всем известны: как бы, на самом деле, значит, вот, это, это самое, да?, так сказать и т.д ., а также их непечатные варианты. Употребление слов-паразитов вызвано причинами коммуникативного характера (неуверенность, претенциозность, небрежность) и трудностями в подборе слов. К словам-паразитам часто добавляется ещё косноязычие, проявляющееся в других отклонениях от нормы. Примеры говорят сами за себя: Все, значит, рыцари обычно были неграмотными, и от них требовалось, чтобы они всегда, как говорится, жили со сво­ими дамами, а в походе — со своим оруженосцем и с конем; Надо сейчас тратить очень, очень большие деньги на учеб­ники, а они сейчас стоят как бы очень и очень дороговато. А не хлебом же единым в общем-то, как говорится. А сами только эксплуатируют язык, в общем-то, а он показывает обратно. В последнем примере смысл настолько искажён, что невозможно понять, что имел в виду говорящий.

Преодоление косноязычия, избавление от слов-паразитов, осмысленное отношение к использованию языковых средств – необходимые условия взаимопонимания людей, верный путь к гармонии в общении. Чтобы достигнуть этой цели мы советуем, во-первых, постоянно и сосредоточенно контролировать свою речь, говорить обдуманно, а если случается «забыть» нужное слово – постараться вспомнить его или подобрать другое, а не заполнять вынужденную паузу первым попавшимся, пустым и неуместным «паразитом»; а во-вторых, пополнять свой словарный запас; в этом поможет внимательное чтение и «слушание» в большом объёме высококачественных образцовых текстов: произведений классической литературы и ораторского искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.