Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и планирование транспортного обслуживания производства




Транспортное хозяйство предприятия создаётся для доставки и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основным критерием функционирования транспортного хозяйства является качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене. Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда [51].

Основные функции транспортного хозяйства:

- обеспечение бесперебойной доставки грузов к рабочим местам и складам;

- сохранность перевозимых грузов;

- применение рациональных транспортных средств и рациональных маршрутов транспортно-переместительных процессов;

- рациональное использование транспортных средств.

Классификация транспортных средств на предприятии:

• по сфере обслуживания – средства внешнего, межцехового, внутрискладского и внутрицехового транспорта;

• в зависимости от режима работы – транспортные средства не­прерывного (конвейерные системы, трубопроводы и т. д.) и периодического дей­ствия (автомашины, самоходные тележки и др.);

• по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного перемещения (краны и др.);

• по уровню автоматизации – автоматические, механизирован­ные, ручные;

• по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов;

• по видам транспорта – железнодорожный, водный, авиационный, автомобильный.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

1) стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2) анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по её совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

3) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

4) выбор и обоснование использования транспортных средств;

5) расчет норм и нормативов расхода матери­альных ресурсов на ремонтно-эксплуатационные нужды транспорт­ного хозяйства;

6) составление балансов грузооборота (по горизонтали указыва­ются отправители грузов, по вертикали – их получатели);

7) проектирование схем грузопотоков;

8) оперативно-календарное планирование транспортных операций;

9) диспетчирование работы транспорта предприятия;

10) учет, контроль и мотивация повышения качества и эффек­тивности работы транспортного хозяйства.

От работы транспортного хозяйства во многом зависит ритмичность работы рабочих мест, цехов и предприятия в целом.

Межцеховые и внутрицеховые перевозки на предприятии организуются по трем основным системам транспортно-переместительных процессов:

– маятниковая система;

– кольцевая система;

– смешанная система.

При маятниковой системе транспортное средство действует между двумя пунктами по принципу одностороннего и двухстороннего маятника. При односторонней маятниковой системе транспортное средство возвращается без груза, а при двухсторонней – с грузом.

Кольцевая система – это замкнутый маршрут, при котором транспортное средство доставляет грузы цехам, расположенным по радиусу.

Основными направлениями повышения качества и эффективнос­ти работы транспортного хозяйства являются:

· углубление предметной и функциональной специализации про­изводства, развитие кооперирования;

· повышение уровня автоматизации производства и управления;

· сокращение среднего возраста транспортных средств и увели­чение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

· совершенствование нормирования, учета и контроля исполь­зования транспортных средств, мотивация повышения их эффек­тивности;

· анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорцио­нальности и непрерывности производственных процессов, разра­ботка и внедрение соответствующих мероприятий;

· внедрение в производство высокопроизводительных транспортных и погрузо-разгрузочных средств, их механизация и автоматизация;

· анализ грузопотоков и грузооборота предприятия;

· доведение до минимума односторонних маятниковых перевозок и расширение кольцевой системы;

· концентрация и специализация транспортного обслуживания.

С целью реализации последнего из перечисленных направлений в нефтяных регионах функция транспортного обслуживания выведена из состава предприятий и сосредоточена в специализированных автотранспортных предприятиях, которые обслуживают все предприятия нефтяного региона.

Для этих целей созданы управления технологического транспорта и специальной техники (УТТ и СТ), управления автомобильного транспорта (УАТ) и управления спецтехники (УСТ) в составе акционерных нефтяных компаний.

При планировании работы транспорта периодического действия рассчитывают:

а) плановую номенклатуру и количество прибывающих грузов по группам;

б) грузопотоки внутри предприятия между пунктами погрузки и выгрузки грузов;

в) потребность в транспортных средствах по их видам;

г) объем погрузо-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы.

Производственная программа автотранспортного цеха или автотранспортного предприятия включает следующие показатели:

1. Грузовые потоки по всем видам грузов. Грузовой поток – количество грузов (т, штуки), перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами.

2. Номенклатуру и количество грузов по видам.

3. Грузооборот по каждому виду грузов:

, (3.14)

где – грузооборот по i-тому виду грузов, т*км;

– объем перевозок груза i-того вида (по i-тому виду сообщения), т;

– расстояние перевозки груза i-того вида, км.

4. Грузооборот в целом по предприятию:

, (3.15)

где n-количество видов перевозимых грузов.

Грузооборот – это количество грузов, подлежащих перемещению в целом по предприятию за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Определяется умножением объемов перевозимых грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах и измеряется в тонно*км.

При планировании внешнего грузооборота пользуются планами материально-технического снабжения, а также отчетными данными за последние годы о вывозе с предприятия отходов производства (например, металлолома).

Внутренний грузооборот планируют, исходя из плана производства предприятия, его цехов, планов завоза материально-технических средств, объема строительно-монтажных работ и общего расстояния транспортировки оборудования, объема перевозок рабочих к месту работы и жительства и т.д.

 

 

Таблица 3.3 – Расчет грузооборота по договорным обязательствам

Вид груза Договорные обязательства
объем перевозки, тыс. т среднее расстояние, км грузооборот, тыс. т*км выбранный подвижной состав
1.        
2.        
3.        
Итого        

5. Техническая скорость движения транспортных машин – это отношение длины пройденного пути ко времени, затраченному непосредственно на движение.

6. Эксплуатационная скорость – это отношение длины пройденного пути ко всему времени на рейс с учетом простоев машин на начальных, промежуточных и конечных точках линий (маршрута).

7. Коэффициент использования грузоподъемности – это отношение веса перевезенного (Q) за определенный период времени к произведению паспортной грузоподъемности машины (q) на количество поездок (n) за этот же период времени:

(3.16)

8. Коэффициент использования пробега автомобиля() – это отношение расстояния, пройденного с грузом, к суммарному расстоянию, пройденному машиной с грузом (L) и без груза (Lо):

, (3.17)

где L – расстояние, пройденное с грузом, км;

Lо – расстояние, пройденное без груза, км.

9. Суточная потребность предприятия в транспортных средствах:

, (3.18)

где Qс – планируемый суточный объем перевозок, т;

t – время, затраченное на один рейс транспорта, ч;

kр.в. – коэффициент использования рабочего времени, учитывающий время на заправку горючим, различные виды обслуживания транспорта в течение рабочего дня и возможные случайные задержки при перевозках (его значение принимают от 1,1 до 1,5);

q – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

kг – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства (его значение принимают от 0,7 до 0,9);

Tс – рабочее время транспорта в течение суток (принимается в зависимости от режима работы предприятия, например, при двухсменной работе Т=14ч), ч.

10. Время, затрачиваемое на один рейс транспортного средства

, (3.19)

где L – расстояние до пункта назначения, км;

V1, V2 – техническая скорость транспортного средства с грузом и без груза, км/ч;

Tз, tр – время загрузки и разгрузки транспортного средства, ч.

11. Годовая потребность предприятия в транспортных средствах:

, (3.20)

где Qг – годовой плановый объем перевозок, т;

Tг – рабочее время транспорта в течение года, ч.

12. Число поездок автомобилей i-того вида с грузом по грузовым перевозкам:

, (3.21)

где – средняя техническая скорость движения автомобиля i-той марки, км/ч.;

– средняя продолжительность пребывания автомобиля i-той марки в наряде, ч;

– коэффициент использования пробега автомобиля i-той марки;

Li– средняя длина поездки с грузом автомобиля i-той марки, км;

– время загрузки и разгрузки автомобиля i-той марки, ч.

13. Среднесуточная производительность подвижного состава по всем видам перевозок и всем маркам автомобилей ():

, (3.22)

где qi – номинальная грузоподъемность единицы подвижного состава i-той марки, т;

– коэффициент использования грузоподъемности автомобиля i-той марки;

– количество поездок автомобиля i-той марки за сутки.

Правильность выбора типов и марок подвижного состава в конкретных условиях перевозок определяют такие показатели, как наибольшая производительность, наименьшая себестоимость перевозок, высокая скорость доставки грузов, наименьшие капитальные вложения и срок их окупаемости.

Производительность подвижного состава рассчитывается по видам перевозок по каждой марке подвижного состава.

14. Годовая производительность подвижного состава по всем видам перевозок и всем маркам автомобилей ():

, (3.23)

где – календарный фонд времени, дни;

kВi – коэффициент выпуска автомобилей i-той марки на линию.

Произведение календарного фонда времени на коэффициент выпуска автомобилей на линию позволяет определить эффективный фонд рабочего времени автомобилей i-ой марки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.