Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Ис­то­рия отечественного го­су­дар­ст­ва и пра­ва - од­на из ба­зо­вых в сис­те­ме юри­ди­че­ских на­ук




 

Ис­то­рия отечественного го­су­дар­ст­ва и пра­ва - од­на из ба­зо­вых в сис­те­ме юри­ди­че­ских на­ук. Изу­че­ние дан­ной дис­ци­п­ли­ны по­зво­ля­ет по­нять за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой сис­темы России в ее ис­то­ри­че­ской эво­лю­ции. Оно по­зво­ля­ет по­нять, что су­ще­ст­во­ва­ние оп­ре­де­лен­ных го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов ис­то­ри­че­ски обу­слов­ле­но и за­ви­сит от уров­ня раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ре­шае­мых им за­дач и пра­во­вой куль­ту­ры на­се­ле­ния.

При изу­че­нии ис­то­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва России нель­зя за­бы­вать, что вы имее­те де­ло с нау­кой, ко­то­рая по сво­ему ха­рак­те­ру яв­ля­ет­ся пра­во­вой (юри­ди­че­ской), а по­то­му вас долж­ны ин­те­ре­со­вать в пер­вую оче­редь го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вые яв­ле­ния. Следовательно, вся­кий изу­чае­мый ма­те­ри­ал на­до вос­при­ни­мать с точ­ки зре­ния его от­но­ше­ния к раз­ви­тию го­су­дар­ст­ва и пра­ва, по­сколь­ку он под­чи­нен за­да­чам вы­яв­ле­ния юри­ди­че­ской спе­ци­фи­ки в про­ис­хо­дя­щих со­бы­ти­ях. Как историческая наука история государства и права есть часть истории российского общества, и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, культуры.

Предметом науки истории отечественного государства и права является изучение развития государственно-правовых институтов нашей страны с момента начала формирования государственности до настоящего времени. История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур и механизмов государственной власти (типы власти, формы правления, политического режима, государственного устройства, госаппарат), развитие правовой системы, отдельных отраслей и институтов права.

Поскольку история государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня, постольку она органически стыкуется с действующим правом. следовательно, она занимается не только правом ушедшим, но и живущим, его отраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретные политические и правовые явления, но, прежде всего, она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права.

В этом большое сходство истории государства и права с тео­рией государства и права. Разница же в том, что если теория государства и права изучает преимущественно общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций, то история государства и права занимается конкретными государствами и правовыми системами, существовавшими и существующими на территории нашей страны, их особенностями и характерными чертами. История государства и права использует обобщения, делаемые те­орией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Изучение прошлого страны имеет не только познавательное, но и практическое значение, ибо историко-правовая наука, обобщая опыт прошлого, помогает познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

Говоря о методах изучения истории отечественного государства и права, необходимо отметить, что историко-правовая наука использует различные методы как общенаучные, так и специфические. К первым относится диалектический метод, который дает возможность изучать государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из за­конов диалектики. Что же касается вторых, то, прежде всего, следует выделить метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Метод историзма конкретизируется в единстве исторического и логического способов исследования. Применяя исторический способ, изучают государство и право с момента их возникновения и прослеживают весь процесс их раз­вития. Логический способ дает теоретическое воспроизведение развитого или развивающегося объекта, то есть государство и право рассматриваются во всех их существенных закономерных связях и отношениях.

Науке истории отечественного государства и права свойственны сравнительно-правовой метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений, в сопоставлении явлений и фактов, а также системный метод анализа, который предусматривает рассмотрение историко-правовых явлений не изолированно, а в системе.

 

Курс истории отечественного государства и права подразделяется на две части: историю государства и права России в досоветский период, и на историю советского и постсоветского государства и права. Данные две части отличаются не только длительностью исторических периодов, охватываемых изучением, но и объемами историко-правового материала. Принципиально различны характерные черты самой исторической действительности в ее взаимодействии с государством и правом современности.

В го­су­дар­ст­вен­ном стан­дар­те спе­ци­аль­но­сти к со­дер­жа­нию дис­ци­п­ли­ны предъ­яв­ле­ны сле­дую­щие тре­бо­ва­ния: Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVIвв.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XV вв.); сословно-представительная монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государства и права РФ.

Целью изучения курса является освоение студентами фундаментальных знаний и умений в области истории отечественного государства и права.

В про­цес­се изу­че­ния курса сту­дент дол­жен знать:

1) ус­ло­вия и фор­мы раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых ин­сти­ту­тов нашей страны;

2) ос­нов­ные фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие го­су­дар­ст­ва и пра­ва в рам­ках ис­то­ри­че­ских пе­рио­дов;

3) иметь на­уч­ное пред­став­ле­ние о го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ни­ях, об ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стях воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва России;

4) знать ос­нов­ные ис­то­ри­че­ские ти­пы и фор­мы го­су­дар­ст­ва и пра­ва России, осо­бен­но­сти ее го­су­дар­ст­вен­но- пра­во­во­го раз­ви­тия;

В про­цес­се изу­че­ния курса сту­дент дол­жен уметь:

1) вы­явить за­ко­но­мер­но­сти и ди­на­ми­ку раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва в ис­то­ри­че­ской рет­ро­спек­ти­ве;

2) ана­ли­зи­ро­вать оп­ре­де­ляю­щие тен­ден­ции го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­во­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва;

3) опе­ри­ро­вать юри­ди­че­ски­ми по­ня­тия­ми и ка­те­го­рия­ми;

4) це­ло­ст­но пред­став­лять хро­но­ло­гию ис­то­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва России;

5) вла­деть прие­ма­ми срав­ни­тель­но­го ана­ли­за юри­ди­че­ских ин­сти­ту­тов раз­лич­ных эпох;

6) ло­ги­че­ски гра­мот­но вы­ра­жать и обос­но­вы­вать свою точ­ку зре­ния по го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой про­бле­ма­ти­ке.

Основные формы учебной работы студентов: лекции, семинарские занятия, консультации, научные доклады, самостоятельная работа студентов (написание курсовой работы), подготовка к зачету и экзамену.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.