КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Самостоятельная подготовка, лекции, работа на семинарских занятиях, в том числе и с текстами памятников права
Самостоятельная подготовка, лекции, работа на семинарских занятиях, в том числе и с текстами памятников права, содействуют появлению у студентов навыков работы с нормативно-правовыми документами, развитию аналитических способностей. Комментирование и толкование законодательных актов помогают критически мыслить, доказательно, логически, последовательно, грамотно и убедительно излагать свои доводы. Структура курса построена на использовании хронологического принципа. Выносимые на семинарские занятия и самостоятельную подготовку вопросы детализируют и уточняют содержание лекционного цикла. При самостоятельной подготовке на первом месте должно стоять не заучивание и запоминание исторических фактов, а стремление понять и выделить наиболее общие черты и характерные особенности возникновения, функционирования и последующих изменений правовых обычаев и законов отдельных стран в их взаимосвязи с властной деятельностью учреждений государства. То есть вы должны научиться классифицировать, обобщать, систематизировать материал, выделяя в нем главное. Мы рекомендуем в качестве базового учебника: Историю отечественного государства и права / под ред. О. И. Чистякова. Ч. I. И Ч. II М., 2006. Однако подготовка соответствующих учебных тем не может ограничиваться лишь прочтением учебника или учебного пособия. Изучение юридических дисциплин предусматривает обязательную работу с нормативным материалом. В курсе истории отечественного государства и права студенты изучают по источнику важнейшие памятники российского права со времени Киевской Руси по сегодняшний день: Русскую правду, Псковскую судную грамоту, Судебник 1497 года, Соборное уложение 1649 года, своды законов 1832 и 1906 гг., важнейшие кодексы советского периода. Их можно найти в многотомнике «Российское законодательство. Х–ХХ вв.», а также в хрестоматиях. Студент должен систематически работать над юридическими терминами. Настольной книгой должны стать юридические словари, в частности, Юридический энциклопедический словарь», «Всемирная история государства и права», «Юридическая энциклопедия». С целью глубокого изучения материала с учетом современных изменений в общественной жизни студентам рекомендуется регулярно знакомиться с содержанием статей по вопросам государства и права, которые публикуются в журналах «Государство и право», «Правоведение», «История государства и права» и др. Вначале студенту необходимо, прежде всего, ознакомиться с программой курса, затем с остальными разделами пособия, в которых даются указания о том, как надо самостоятельно работать, изучать литературу, писать курсовую работу, готовиться к семинарским занятиям, зачету и экзамену. Лекция является одной из главных форм учебной работы в высшей школе. В ней преподаватель кратко и доступно раскрывает главные проблемы темы, дает советы и рекомендации по самостоятельной работе студента. Лекции отражают содержание предмета. Как правило, учебный материал на лекции не диктуется, а излагается преподавателем свободно, в определенном темпе, путем рассуждений с аудиторией. Поэтому при работе на лекции студент должен самостоятельно решить, что нужно записать, и что можно только прослушать. Практика показывает, что каждый студент способен плодотворно работать на лекции, усваивать материал непосредственно в ходе ее чтения. Для этого советуем руководствоваться правилами: - лучшим способом записи лекции является изложение ее собственными словами. При таком методе материал сразу осмысливается по-своему, как бы на ходу перерабатывается студентом. Конечно, начинающему студенту или слабо владеющему русским языком, освоить данный способ записи довольно трудно. Поэтому, можно предложить второй способ - записывать лекции как можно ближе к читаемому преподавателем тексту, выбирать основные вопросы, тезисы по ходу лекции. Oни чаще всего выделяются преподавателем в процессе чтения путем интонации голоса или изменения темпа подачи материала; - в любом случае решающим условием продуктивной работы студента на лекции является взаимное внимание лектора и слушателей. Правильно, когда студент следит за мыслью лектора, рассуждает вместе с ним, а не торопится записать слово в слово. Попытка записать все чаще всего мешает обдумыванию. Ставьте перед собой посильные вам задачи записи основного содержания лекции и настойчиво добивайтесь их выполнения. Таким образом, студент на лекции: 1 – думает, 2 – записывает; - важно при знакомстве с новым материалом всегда опираться на уже известные вам факты, устанавливать смысловую связь между узловыми вопросами лекции. По структуре конспект записи вашей лекции должен обязательно содержать следующие части: 1. Название темы лекции. 2. План лекции. 3. Основные положения, тезисы лекции (ее содержание). 4. Выводы, обобщения, заключения. 5. Список рекомендованной литературы. Из указанной структуры, схемы лекции первый, второй и пятый пункты часто даются под диктовку, и запись их не представляет особой трудности. В третьей и четвертой частях раскрывается основное содержание, и запись их требует активной мыслительной деятельности студента. Главное здесь - ясно и четко выделить основные положения или тезисы лекции, уметь отделить их от второстепенного материала, который неизбежно присутствует в каждой лекции при доказательствах, иллюстрации основных идей. На лекции следует обращать внимание не только на ее содержание, но и форму записи, что может облегчить последующее использование конспекта и поможет лучше закрепить знания. Не допускайте, чтобы конспект выглядел в виде сплошной записи, без «просветов». В этом случае очень трудно найти необходимый вам материал. Лучше располагать текст конспекта частями, уступами, выделять отдельные смысловые его части цифровыми обозначениями, красной строкой, подчеркиванием и другими способами. Конспект при такой форме записи станет удобочитаемым, ясным. При конспектировании, которое всегда почти является формой скорописи, можно пользоваться общепринятыми сокращениями слов — условными сокращениями (Например: авт. - автономный, агр. - аграрный, амер.- американский, в т. ч. - в том числе, г.- год, гг.- годы, города, гл. обр. - главным образом, др. - другой, нац. - национальный, и т. д. - и так далее). Для дополнительных записей, доработки конспектов по первоисточникам и учебным пособиям нужно оставлять поля или делать записи лекции на правой стороне листа. После лекции желательно проверить правильность написания терминов, устранить пробелы. При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу, список которой также приводится в пособии по темам семинарских занятий. Список дополнительной литературы охватывает основные монографические и другие работы, отражающие весь спектр мнений по истории отечественного государства и права. Определенная часть этой литературы должна быть усвоена студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании курсовой работы. Работа с учебником должна быть планируемой, ритмичной, регулярной. Лучше всего придерживаться той последовательности в изучении материала, которая предложена в программе. После изучения соответствующих глав учебника, где излагаются основные проблемы темы, нужно приступить к работе с рекомендуемой по данной теме литературой. Из указанной в списке литературы необходимо использовать только те положения, которые непосредственно относятся к вопросам изучаемой темы. Для понимания и закрепления в памяти этих положений их необходимо записывать в конспект. После общего знакомства с предложенной темой следует внимательно изучить и проанализировать исторические нормативно-правовые источники. Для этого вначале следует прочитать весь текст, а затем нужно попытаться систематизировать статьи законов в соответствии с планом семинарского занятия. К каждому пункту плана подбираются соответствующие статьи памятника права. При этом целесообразно разбивать отдельный пункт плана на несколько подпунктов, и для каждого подпункта подбирать соответствующие статьи. После систематизации текста обязательно сформулировать собственные выводы. Затем следует еще раз для закрепления материала и определения обоснованности выводов обратиться к учебной и научной литературе. Во время ответа студент должен обязательно ссылаться на статьи памятника права, а при использовании научных выводов – на монографии и другие публикации. Ответ, не содержащий ссылок, признается неудовлетворительным. При ответе можно пользоваться текстами законов и собственными конспектами. Не допускается использование во время ответа текстов учебной и научной литературы или их электронных копий. Семинар проводится в различных формах, дополняющих друг друга: - развернутая беседа, предполагающая основательную подготовку всей группы по всем вопросам и участие максимума слушателей в обсуждении темы. Каждый студент в процессе подготовки к семинарскому занятию должен отработать все вопросы темы, а на занятии быть готовым ответить на них, дополнить и исправить ответы других студентов, вести полемику по затронутым проблемам. - устные доклады и сообщения (10-15 минут) с последующим их обсуждением. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты. При докладе разрешается обращаться к конспекту, но необходимо избегать сплошного чтения. - решение задач (казусов) по памятникам права. Студенты обязательно должны иметь на столе тексты первоисточников. Важнейшей частью учебной работы по дисциплине является подготовка и сдача зачета и экзамена. Экзаменационная оценка является итогом всей работы студента за учебный год. Однако непосредственно подготовка к зачету и экзамену – это самостоятельный вид учебного процесса, осуществляемый в соответствии с графиком (расписанием) экзаменов. Начать готовиться к экзамену необходимо начиная со второго месяца обучения в семестре, т.е. заблаговременно. Это помогает глубоко познать и систематизировать учебный материал. С этой целью внимательно изучить конспекты лекций и семинарских занятий. Учебным планом на подготовку к экзамену планируется 3-4 дня. Этого достаточно для приведения в систему своих знаний по курсу, при условии систематической работы в течение года. Экзамен проводится в устной форме по билетной системе. Процедура экзамена включает в себя: подготовка к ответу (не более 30 минут), устный ответ (не более 20 минут), ответ на дополнительные вопросы экзаменатора. Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. категорически запрещается пользоваться во время подготовки к ответу принесенными с собой пособиями, шпаргалками, иначе студент получает оценку «неудовлетворительно». Конспект устного ответа фиксируется студентом письменно на специальных листах. Перед началом подготовки к устному ответу студент должен внимательно прочитать формулировки вопросов билета, ответ должен полностью раскрыть содержание этих вопросов. Желательно структурировать свой ответ, избегать излишних отступлений. Критерии оценки экзаменационного ответа: - отлично: свободное владение материалом источников, лекций, пособий; демонстрация знаний дополнительной литературы; грамотная речь; логичная структура ответа; исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы; - хорошо: владение в целом необходимым для раскрытия вопросов материалом; ответ имеет внутреннюю структуру; на большую часть дополнительных вопросов даны правильные ответы; - удовлетворительно: студент владеет знаниями по наиболее важным аспектам раскрываемых вопросов; допускает при этом фактические ошибки; ответ не имеет логичной структуры; на дополнительные вопросы нет исчерпывающих ответов; - неудовлетворительно: студент не владеет достаточным фактическим материалом по вопросам билета; нет содержательных ответов на дополнительные вопросы; если студент отказывается от ответа. Помимо изучения лекционного материала, подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену, студент должен написать и защитить курсовую работу по истории отечественного государства и права. Методические указания к выполнению курсовых работ приведены в специальном разделе данного пособия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |