Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Са­мо­стоя­тель­ная под­го­тов­ка, лек­ции, ра­бо­та на се­ми­нар­ских за­ня­ти­ях, в том чис­ле и с тек­ста­ми па­мят­ни­ков пра­ва




 

Са­мо­стоя­тель­ная под­го­тов­ка, лек­ции, ра­бо­та на се­ми­нар­ских за­ня­ти­ях, в том чис­ле и с тек­ста­ми па­мят­ни­ков пра­ва, со­дей­ст­ву­ют по­яв­ле­нию у сту­ден­тов на­вы­ков ра­бо­ты с нор­ма­тив­но-пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми, раз­ви­тию ана­ли­ти­че­ских спо­соб­но­стей. Ком­мен­ти­ро­ва­ние и тол­ко­ва­ние за­ко­но­да­тель­ных ак­тов по­мо­га­ют кри­ти­че­ски мыс­лить, до­ка­за­тель­но, ло­ги­че­ски, по­сле­до­ва­тель­но, гра­мот­но и убе­ди­тель­но из­ла­гать свои до­во­ды. Струк­ту­ра кур­са по­строе­на на ис­поль­зо­ва­нии хро­но­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па. Вы­но­си­мые на се­ми­нар­ские за­ня­тия и са­мо­стоя­тель­ную под­го­тов­ку во­про­сы де­та­ли­зи­ру­ют и уточ­ня­ют со­дер­жа­ние лек­ци­он­но­го цик­ла.

При са­мо­стоя­тель­ной под­го­тов­ке на пер­вом мес­те долж­но сто­ять не за­учи­ва­ние и за­по­ми­на­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, а стрем­ле­ние по­нять и вы­де­лить наи­бо­лее об­щие чер­ты и ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и по­сле­дую­щих из­ме­не­ний пра­во­вых обы­ча­ев и за­ко­нов от­дель­ных стран в их взаи­мо­свя­зи с вла­ст­ной дея­тель­но­стью уч­ре­ж­де­ний го­су­дар­ст­ва. То есть вы долж­ны нау­чить­ся клас­си­фи­ци­ро­вать, обоб­щать, сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ма­те­ри­ал, вы­де­ляя в нем глав­ное.

Мы рекомендуем в качестве базового учебника: Историю отечественного государства и права / под ред. О. И. Чистякова. Ч. I. И Ч. II М., 2006. Однако подготовка соответствующих учебных тем не может ограничиваться лишь прочтением учебника или учебного пособия. Изучение юридических дисциплин предусматривает обязательную работу с нормативным материалом. В курсе истории отечественного государства и права студенты изучают по источнику важнейшие памятники российского права со времени Киевской Руси по сегодняшний день: Русскую правду, Псковскую судную грамоту, Судебник 1497 года, Соборное уложение 1649 года, своды законов 1832 и 1906 гг., важнейшие кодексы советского периода. Их можно найти в многотомнике «Российское законодательство. Х–ХХ вв.», а также в хрестоматиях.

Студент должен систематически работать над юридическими терминами. Настольной книгой должны стать юридические словари, в частности, Юридический энциклопедический словарь», «Всемирная история государства и права», «Юридическая энциклопедия».

С целью глубокого изучения материала с учетом современных изменений в общественной жизни студентам рекомендуется регулярно знакомиться с содержанием статей по вопросам государства и права, которые публикуются в журналах «Государство и право», «Правоведение», «История государства и права» и др.

Вначале студенту необходимо, прежде всего, ознакомиться с программой курса, затем с остальными разделами пособия, в которых даются указания о том, как надо самостоятельно работать, изучать литературу, писать курсовую работу, готовиться к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

Лекция является одной из главных форм учебной работы в высшей школе. В ней преподаватель кратко и доступно раскрывает главные проблемы темы, дает советы и рекомен­дации по самостоятельной работе студента. Лекции отражают содержание предмета.

Как правило, учебный материал на лекции не диктуется, а излагается преподавателем свободно, в определенном темпе, путем рассуждений с аудиторией. Поэтому при работе на лекции студент должен самостоятельно решить, что нужно записать, и что можно только прослушать.

Практика показывает, что каждый студент способен плодотворно работать на лекции, усваивать материал непосредственно в ходе ее чтения. Для этого советуем руководствоваться правилами:

- лучшим способом записи лекции является изложение ее собственными словами. При таком методе материал сразу осмысливается по-своему, как бы на ходу перерабатывается студентом. Конечно, начинающему студенту или слабо владеющему русским языком, освоить данный способ записи довольно трудно. Поэтому, можно предложить второй способ - записывать лекции как можно ближе к читаемому преподавателем тексту, выбирать основные вопросы, тезисы по ходу лекции. Oни чаще всего выделяются преподавателем в процессе чтения путем интонации голоса или изменения темпа подачи материала;

- в любом случае решающим условием продуктивной работы студента на лекции является взаимное внимание лектора и слушателей. Правильно, когда студент следит за мыслью лектора, рассуждает вместе с ним, а не торопится записать слово в слово. Попытка записать все чаще всего мешает обдумыванию. Ставьте перед собой посильные вам задачи записи основного содержания лекции и настойчиво добивайтесь их выполнения. Таким образом, студент на лекции: 1 – думает, 2 – записывает;

- важно при знакомстве с новым материалом всегда опираться на уже известные вам факты, устанавливать смысловую связь между узловыми вопросами лекции.

По структуре конспект записи вашей лекции должен обязательно содержать следующие части:

1. Название темы лекции.

2. План лекции.

3. Основные положения, тезисы лекции (ее содержание).

4. Выводы, обобщения, заключения.

5. Список рекомендованной литературы.

Из указанной структуры, схемы лекции первый, второй и пятый пункты часто даются под диктовку, и запись их не представляет особой трудности. В третьей и четвертой частях раскрывается основное содержание, и запись их требует активной мыслительной деятельности студента. Главное здесь - ясно и четко выделить основные положения или тезисы лекции, уметь отделить их от второстепенного материала, который неизбежно присутствует в каждой лек­ции при доказательствах, иллюстрации основных идей.

На лекции следует обращать внимание не только на ее содержание, но и форму записи, что может облегчить после­дующее использование конспекта и поможет лучше закре­пить знания. Не допускайте, чтобы конспект выглядел в виде сплош­ной записи, без «просветов». В этом случае очень трудно найти необходимый вам материал. Лучше располагать текст конспекта частями, уступами, выделять отдельные смысло­вые его части цифровыми обозначениями, красной строкой, подчеркиванием и другими способами. Конспект при такой форме записи станет удобочитаемым, ясным.

При конспек­тировании, которое всегда почти является формой скорописи, можно пользоваться общепринятыми сокращениями слов — условными сокращениями (Например: авт. - автономный, агр. - аграрный, амер.- американский, в т. ч. - в том числе, г.- год, гг.- годы, города, гл. обр. - главным образом, др. - другой, нац. - национальный, и т. д. - и так далее).

Для до­полнительных записей, доработки конспектов по первоисточ­никам и учебным пособиям нужно оставлять поля или де­лать записи лекции на правой стороне листа. После лекции желательно проверить правильность написания терминов, устранить пробелы.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу, список которой также приводится в пособии по темам семинарских занятий. Список дополнительной литературы охватывает основные монографические и другие работы, отражающие весь спектр мнений по истории отечественного государства и права. Определенная часть этой литературы должна быть усвоена студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании курсовой работы.

Работа с учебником должна быть планируемой, ритмичной, регулярной. Лучше всего придерживаться той последовательности в изучении материала, которая предложена в программе. После изучения соответствующих глав учебника, где излагаются основные проблемы темы, нужно приступить к работе с рекомендуемой по данной теме литературой. Из указанной в списке литературы необходимо использовать только те положения, которые непосредственно относятся к вопросам изучаемой темы. Для понимания и закрепления в памяти этих положений их необходимо записывать в конспект.

По­сле об­ще­го зна­ком­ст­ва с пред­ло­жен­ной те­мой сле­ду­ет вни­ма­тель­но изу­чить и про­ана­ли­зи­ро­вать ис­то­ри­че­ские нор­ма­тив­но-пра­во­вые ис­точ­ни­ки. Для это­го вна­ча­ле сле­ду­ет про­чи­тать весь текст, а за­тем нуж­но по­пы­тать­ся сис­те­ма­ти­зи­ро­вать ста­тьи за­ко­нов в со­от­вет­ст­вии с пла­ном се­ми­нар­ско­го за­ня­тия. К ка­ж­до­му пунк­ту пла­на под­би­ра­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щие ста­тьи па­мят­ни­ка пра­ва. При этом це­ле­со­об­раз­но раз­би­вать от­дель­ный пункт пла­на на не­сколь­ко под­пунк­тов, и для ка­ж­до­го под­пунк­та под­би­рать со­от­вет­ст­вую­щие ста­тьи. По­сле сис­те­ма­ти­за­ции тек­ста обя­за­тель­но сфор­му­ли­ро­вать соб­ст­вен­ные вы­во­ды.

За­тем сле­ду­ет еще раз для за­кре­п­ле­ния ма­те­риа­ла и оп­ре­де­ле­ния обос­но­ван­но­сти вы­во­дов об­ра­тить­ся к учеб­ной и на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре. Во вре­мя от­ве­та сту­дент дол­жен обя­за­тель­но ссы­лать­ся на ста­тьи па­мят­ни­ка пра­ва, а при ис­поль­зо­ва­нии на­уч­ных вы­во­дов – на мо­но­гра­фии и дру­гие пуб­ли­ка­ции. От­вет, не со­дер­жа­щий ссы­лок, при­зна­ет­ся не­удов­ле­тво­ри­тель­ным. При от­ве­те мож­но поль­зо­вать­ся тек­ста­ми за­ко­нов и соб­ст­вен­ны­ми кон­спек­та­ми. Не до­пус­ка­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние во вре­мя от­ве­та тек­стов учеб­ной и на­уч­ной ли­те­ра­ту­ры или их элек­трон­ных ко­пий.

Семинар проводится в различных формах, дополняющих друг друга:

- развернутая беседа, предполагающая основательную подготовку всей группы по всем вопросам и участие максимума слушателей в обсуждении темы. Каждый студент в процессе подготовки к семинарскому занятию должен отработать все вопросы темы, а на занятии быть готовым ответить на них, дополнить и исправить ответы других студентов, вести полемику по затронутым проблемам.

- устные доклады и сообщения (10-15 минут) с последующим их обсуждением. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты. При докладе разрешается обращаться к конспекту, но необходимо избегать сплошного чтения.

- решение задач (казусов) по памятникам права. Студенты обязательно должны иметь на столе тексты первоисточников.

Важнейшей частью учебной работы по дисциплине является подготовка и сдача зачета и экзамена. Экзаменационная оценка является итогом всей работы студента за учебный год. Однако непосредственно подготовка к зачету и экзамену – это самостоятельный вид учебного процесса, осуществляемый в соответствии с графиком (расписанием) экзаменов. Начать готовиться к экзамену необходимо начиная со второго месяца обучения в семестре, т.е. заблаговременно. Это помогает глубоко познать и систематизировать учебный материал. С этой целью внимательно изучить конспекты лекций и семинарских занятий.

Учебным планом на подготовку к экзамену планируется 3-4 дня. Этого достаточно для приведения в систему своих знаний по курсу, при условии систематической работы в течение года.

Экзамен проводится в устной форме по билетной системе. Процедура экзамена включает в себя: подготовка к ответу (не более 30 минут), устный ответ (не более 20 минут), ответ на дополнительные вопросы экзаменатора.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. категорически запрещается пользоваться во время подготовки к ответу принесенными с собой пособиями, шпаргалками, иначе студент получает оценку «неудовлетворительно». Конспект устного ответа фиксируется студентом письменно на специальных листах.

Перед началом подготовки к устному ответу студент должен внимательно прочитать формулировки вопросов билета, ответ должен полностью раскрыть содержание этих вопросов. Желательно структурировать свой ответ, избегать излишних отступлений.

Критерии оценки экзаменационного ответа:

- отлично: свободное владение материалом источников, лекций, пособий; демонстрация знаний дополнительной литературы; грамотная речь; логичная структура ответа; исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы;

- хорошо: владение в целом необходимым для раскрытия вопросов материалом; ответ имеет внутреннюю структуру; на большую часть дополнительных вопросов даны правильные ответы;

- удовлетворительно: студент владеет знаниями по наиболее важным аспектам раскрываемых вопросов; допускает при этом фактические ошибки; ответ не имеет логичной структуры; на дополнительные вопросы нет исчерпывающих ответов;

- неудовлетворительно: студент не владеет достаточным фактическим материалом по вопросам билета; нет содержательных ответов на дополнительные вопросы; если студент отказывается от ответа.

Помимо изучения лекционного материала, подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену, студент должен написать и защитить курсовую работу по истории отечественного государства и права. Методические указания к выполнению курсовых работ приведены в специальном разделе данного пособия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.