КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западноевропейская интеграция
Региональные экономические группировки
Несмотря на то, что интернационализация хозяйственной жизни достигла глобальных масштабов, в настоящее время интеграционные процессы носят в основном региональный характер. Главные интеграционные группировки созданы в Западной Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Классическим примером интеграции является интеграционное объединение западноевропейских стран.
Первый шаг к созданию экономического сообщества в этом регионе был сделан в 1951 году подписанием в Париже договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В эту отраслевую организацию вошли шесть стран: Италия, Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Деятельность ЕОУС была успешной в психологическом аспекте. Центр европейской тяжелой промышленности превратился в место, где активно развивался процесс сотрудничества. Это усилило веру в объединение Европы и открыло путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции. Новый мощный импульс западноевропейская интеграция получила в 1957 году в Риме, когда теми же странами были подписаны договоры о создании с 1 января 1958 года Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). После слияния в 1967 году органов этих трех самостоятельных! организаций интеграционная группировка западноевропейских стран стала называться «Европейские сообщества». Наряду с официальным названием употреблялись иные наименования: Европейское Сообщество (ЕС) или просто Сообщество. После вступления в силу Маастрихтских соглашений (1 ноября 1993 года) официальное название этой группировки – Европейский Союз. У Европейского Союза есть свой бюджет, размеры которого довольно внушительны и сопоставимы с бюджетами некоторых западноевропейских стран. Доходная часть бюджета скалывается из собственных средств (ввозные пошлины, таможенные пошлины, отчисления от НДС и прочие средства) и взносов стран, входящих в ЕС (в размере 1,2–1,3% от ВВП). Расходы распределяются на административно-хозяйственные нужды, на проведение политики – сельскохозяйственной, региональной, социальной, энергетической, промышленной, научно-технической, на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС. Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление и контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС. В рамках Европейского Союза функционирует Европейская валютная система (ЕВС) с коллективной валютой (ЭКЮ). С 1 января 1999года коллективной денежной единицей является евро. Первые три года новая валюта будет использоваться только в банковских операциях, безналичных платежах и для выпуска государственных облигаций. В наличный оборот она попадет с 1 января 2002 года, а спустя шесть месяцев станет единственным законным средством платежа в странах валютного союза. Над экономическими структурами находится институциональная надстройка. Ее главными элементами являются: – Совет министров – законодательный орган; – Комиссия европейских сообществ (КЕС) – исполнительный орган; – Европарламент – контролирующий орган. Осуществляет контроль за деятельностью комиссии и утверждает бюджет; – Европейский суд – высший судебный орган; – Европейский Совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов; – Европейское политическое сотрудничество – комитет, в который входят министры иностранных дел и один член Комиссии. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся ее углублением, переходом от низших форм к высшим и увеличением числа участников. Римский договор был своеобразной схемой построения Европейского Сообщества. Он предусматривал: 1) создание таможенного союза, сопровождающееся гармонизацией экономической политики и свободой перемещения рабочей силы, капитала и услуг; 2) создание экономического союза; 3) политическую интеграцию. Первая стадия развивалась без особых трудностей. Устранение таможенных пошлин и установление общего внешнего тарифа предусматривались в течение 12 лет. Но этот процесс развивался столь согласованно, что Союз образовался на полтора года раньше намеченного срока (1 июля 1968 года). Стало возможно свободное перемещение капиталов, рабочей силы и услуг. Были устранены ограничения в области торговли. Начала проводиться активная политика в области конкуренции. Эти мероприятия преследовали главным образом цель ограничивать возможности создания картелей и проводить всевозможные слияния, которые могли бы предоставить монопольные позиции некоторым крупным предприятиям. Смысл гармонизации в фискальной сфере состоял в замене режимов различных косвенных налогов на единую систему налога на добавленную стоимость. Другие меры были направлены на стандартизацию в области технических норм и координацию экономического законодательства. На второй стадии Римского договора предусматривалась полная экономическая интеграция. Основой для этого процесса должна была стать Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП). Единая сельскохозяйственная политика, гарантировавшая единообразие цен в Европе, была абсолютной необходимостью. С ее помощью можно было бы удерживать цены на аграрную продукцию на уровне, превышающем мировой. Цель такой политики заключалась в гарантировании сельскохозяйственному сектору удовлетворительного дохода, сопоставимого с доходом других социально-профессиональных категорий. Предполагалось создание системы контроля за импортом сельскохозяйственной продукции из стран «третьего мира» (посредством системы специальных разрешений), а также управление ситуацией на аграрном рынке Сообщества (путем скупки излишков продукции на рынке по гарантированным ценам). Единая политика Сообщества, основанная на этих принципах, была принята в 1967 году. Каждый год Сообщество определяло «ориентирующие цены», страхуя доходы своих аграриев. «Цены интервенции» находились на 5–7 % ниже и составляли гарантированный минимум скупки продукции Сообществом. Помимо этого определялись «пороговые цены» на продукцию, импортируемую из третьих стран. Если реальные цены импорта оказывались ниже пороговых, европейским производителям выплачивалась разница. Единая сельскохозяйственная политика финансировалась Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации. Фонд был вынужден скупать все излишки и продавать в третьих странах, неся при этом большие убытки. Помимо этого, он же отвечал за финансирование структурной аграрной политики Сообщества, целью которой, одновременно с краткосрочной политикой поддержки цен, была и долговременная стратегия развития и модернизации европейского сельского хозяйства. В декабре 1968 года был предложен десятилетний план, известный как «Сельское хозяйство – 1980». В результате реализации этой программы конкурентоспособность европейского сельскохозяйственного производства на мировых рынках должна была увеличиться, что позволило бы приступить к постепенной отмене «цен поддержки». В глазах Сообщества эти предложения носили слишком радикальный характер и поэтому не были приняты как единая программа. В конечном счете ЕСП потерпела фиаско. Она привела к созданию огромных избытков, что выразилось во внушительных потерях, и внесла еще больше беспорядка в доходы: крупные хозяйства от нее выиграли, а мелкие оказались в проигрыше. Высокий уровень защиты европейского сельского хозяйства способствовал росту его автаркии и подрывал интеграцию развивающихся стран в мировую экономику. Система преференций, использовавшаяся в Сообществе, поощряла развитие одних стран за счет других, подрывая тем самым принцип всеобщей солидарности – основу кооперации и развития. В перспективе главным направлением совместной сельскохозяйственной политики ЕС станет адаптация сельскохозяйственного производства к мировым условиям сбыта путем осуществления рациональной структурной политики, ликвидации неконкурентоспособных хозяйств на основе обеспечения альтернативных возможностей занятости. Другим важным элементом интеграционного процесса стало проведение общей антициклической политики и совместная борьба с дефицитом платежного баланса. В 70-е годы страны уделяли больше внимания совместному проведению структурной политики – отраслевой и региональной. В области энергетики политика интеграции развивалась крайне медленно. В транспортной сфере особенно ярко проявились противоречия между членами Сообщества. Римский договор предусматривал, что вслед за экономической последует политическая интеграция. Однако этого не произошло. Важной вехой в развитии Европейского Сообщества явился Единый европейский акт, вступивший в силу 1 июля 1987 года. Этим актом были внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС. Деятельность ЕС в области экономической интеграции стала единым процессом с европейским политическим сотрудничеством. В Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках Сообщества единого внутреннего рынка – пространства без границ, в котором обеспечивается беспрепятственное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц. (Существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные границы.) Последний крупнейший прорыв в углублении европейской интеграции был сделан 7 февраля 1992 года в Маастрихте, когда двенадцать стран подписали Договор о Европейском Союзе. Значение этого договора сопоставимо с Парижским и Римским договорами. Европейский Союз охватывает три основные сферы: 1. Европейский внутренний рынок, создание которого должно быть завершено до 2000 года через валютный союз посредством четко определенных методов и условий. 2. Формирование единой внешней и оборонной политики. 3. Политику в вопросах внутренних дел и юстиции (ее контуры лишь слабо намечены договором). Основную идею Маастрихта – создание единой валюты – в намеченные временные рамки (1996 год) реализовать не удалось. Существенную роль в этом сыграл кризис Европейской валютной системы. Критерием вступления в валютный союз (уровень инфляции, обменный курс, уровень процентных ставок, дефицит бюджета и государственный долг) отвечает только Люксембург. Такие страны, как Италия, Германия, Великобритания, пока не могут даже приблизиться к выполнению этих требований. Решение этой проблемы многие видят в создании малого валютного союза, куда бы вошли Германия, Франция и страны Бенилюкса. Однако создание малого союза может привести к дезинтеграции вместо углубления интеграции, к увеличению разрыва между членами Союза и теми, кто останется вне его. Различие национальных интересов внутри ЕС особенно видно в области внешней и оборонной политики. Инструментом ее проведения считается Западноевропейский союз (ЗЕС), однако до сих пор не все члены ЕС входят одновременно и в ЗЕС (Дания и Ирландия неоднократно отклоняли приглашение вступить в этот союз). Внешняя и оборонная политика остаются до сих пор крайне слабым звеном интеграции. Одной из центральных проблем ЕС является его недостаточно демократическая институциональная структура. По-прежнему сильно ограничены права Европарламента. В сознании граждан все больше укореняется мнение о том, что руководство ЕС забюрократизировано, оторвано от населения и слишком дорого стоит. Это, естественно, снижает популярность идеи объединения Европы в глазах населения. В настоящее время перед Европейским Союзом стоит очень серьезная задача – найти оптимальное сочетание между углублением интеграции и расширением Союза. Союз стремится углублять интеграционные процессы, добиваясь все большего сближения стран-участниц. В то же время, согласно заявлениям ЕС, расширение ни в коем случае не должно тормозить этот процесс. Расширение и углубление должны осуществляться параллельно. Реально ли это? Изначально в состав Сообщества входили шесть стран с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении первых 15 лет. В 1973 году произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов (прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это создало диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленно депрессивных районов Великобритании. В 1981 году в ЕЭС вошла Греция, экономика которой находилась на качественно более низком уровне по сравнению с ведущими странами Сообщества. В 1986 году с присоединением Испании и Португалии произошло третье расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций. В октябре 1990 года в Европе появилось новое государство – объединенная Германия. Ей предстоит пройти сложный путь социально- экономической интеграции обеих частей, который будет гораздо более трудным и длительным, чем предполагалось первоначально. Вступление еще трех новых членов (1995 год) – Австрии, Швеции и Финляндии – неизбежно породит ряд новых проблем. Неясно, в частности, как будет соотноситься нейтральный статус этих стран с участием в общей оборонной политике. Таким образом, мы видим, что каждое расширение в той или иной мере усиливало разнородность Сообщества и его расплывчатость. Тем не менее, в настоящее время присоединения к Союзу ожидают Турция, Мальта и Кипр. Для нескольких стран Восточной и Центральной Европы также не стоит уже вопрос о вступлении – речь идет о сроках и порядке его осуществления. С дальнейшим расширением Европейского Союза резко усилятся существующие проблемы и противоречия и неизбежно возникнут новые. Углубление и расширение не удастся реализовать параллельно. Более того, не все члены Европейского Союза к этому стремятся. Так, Великобритания не стремится к углублению, но поддерживает расширение ЕС с целью его ослабления. Франция, не одобряя расширения, выступает за углубление интеграции, опасаясь роста влияния Германии. Германия поддерживает и то, и другое. Более бедные страны – Греция, Испания и Португалия – выступают против распространения ЕС на восток, поскольку в этом случае получаемые ими финансовые ресурсы из бюджета Союза неизбежно сократятся. В последнее время вопрос о дальнейших путях развития Союза, о соотношении углубления и расширения довольно интенсивно дебатируется. Предполагаются разные варианты – от создания европейской федерации до «Европы отечеств». Наиболее четко разработаны модели «ступенчатой интеграции» или «Европы концентрических кругов». В их основе лежит идея о необходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть членов ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Таким образом в Европейском Союзе образуется «ядро» из наиболее развитых стран; вокруг него – «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции. Привлекательность данной модели заключается в том, что она выглядит правдоподобной и жизненной. Модель «дифференцированной интеграции» объединяет преимущества вышеназванных моделей. По мнению ряда известных западных исследователей, альтернатива усилению дезинтеграционных процессов в ЕС заключается в сознательной дифференциации скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная интеграция» преследует цель углубления интеграционных процессов, но без общих договорных рамок и временного расписания. Как и модель «концентрических кругов», она исходит из создания «ядра», но не одного, которое охватывает все сферы интеграции, а многих «ядер» с разным составом участников. Модель «дифференцированной интеграции» справедливо исходит из фактической невозможности того, что ЕС может расширяться географически, оставаясь при этом неизменным концептуально. Напротив, Европейский Союз стоит на пороге глобальных перемен, и надо ясно отдавать себе отчет в том, что если он хочет выжить, то должен меняться.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |