КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие интеграционных процессов в СНГ
Задачи Темы докладов План семинарского занятия 1. Понятие, сущность и предпосылки развития международного разделения труда (МРТ). 2. Международная специализация производства: понятие, направления и виды. 3. Понятия «международно специализированная отрасль» и «международно специализируемая продукция». 4. Международное кооперирование производства: сущность, предпосылки развития, виды и объекты кооперирования. 5. Показатели, характеризующие уровень международной специализации отрасли и страны. 6. Место Республики Беларусь в МРТ.
1. Место Республики Беларусь в современных МЭО и МРТ. 2. Участие Республики Беларусь в научно-производственном кооперировании стран СНГ: проблемы и перспективы.
Задача 2.1. По данным таблицы 2.2 рассчитайте показатели экспортной квоты условной страны в целом и по отраслям, сделайте выводы. С помощью коэффициента темпов международного разделения труда оцените, как ориентирована национальная экономика: на внутренний или на внешний рынок?
Таблица 2.2 – Показатели, характеризующие объемы производства и экспорта отдельных отраслей условной страны млн. у.е.
Задача 2.2. На основе данных таблицы 2.3 сделайте выводы об экспортной специализации страны. Для этого определите коэффициент экспортной специализации и экспортную квоту в производстве отрасли, оцените соотношение удельных весов страны в мировом экспорте и мировом ВВП. Таблица 2.3. – Показатели мирового и национального объема производства и экспорта продукции по отдельным отраслям млн.у.е.
Список рекомендуемой литературы 1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Авдокушин. — М.: Экономист, 2003. — 366 с. 2. Акопова, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко.– Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000. – 416 с. 3. Базылев, Н.И. Мировая экономика. Учебное пособие. / Н.И. Базылев. – Мн. – Кн. Дом, 2004. – 159 с. 4. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело / И.Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 501 с. 5. Международные экономические отношения/ Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.— М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», Дипломатическая Академия при МИД РФ, 1998. — 368 с. 6. Мировая экономика / С.П. Гурко [и др.]: Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 2000. – 240 с. 7. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П.Фаминского.— М.: Международные отношения, 1994. — 480 с. 8. Устинов, И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник / И.Н. Устинов. – М.: Экономика, 2000. – 356 с. 9. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник / В.И. Фомичев. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 496 с.
ТЕМА 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Вопросы для изучения 1. Основы, сущность, виды международной экономической интеграции. 2. Основные мировые центры интеграционных процессов. 3. Европейский союз: основные этапы и особенности развития 4. Развитие интеграционных процессов в СНГ.
1. Основы, сущность, виды международной экономической интеграции Одна из основных тенденций развития мирового хозяйства – это регионолизация. Она проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной страны или группы наиболее развитых стран. Эти страны становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя интеграционную группировку. Экономическая интеграция – это сближение и переплетение национальных хозяйств нескольких стран, направленное на создание единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе. Она предполагает концентрацию и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики. Интеграционные процессы охватывают не только экономические, но и правовые, и политические отношения. Следовательно, и цели интеграции различны. Они могут быть экономическими – если страны таким образом решают проблему ограниченности ресурсов, углубляя специализацию внутри стран группировки, или если они решают за счет интеграции проблему технологического обмена, минимизируя расходы на НИОКР. В некоторых случаях доминирующими являются внеэкономические факторы – укрепление коллективной обороноспособности, социальная стабильность, устойчивое развитие. На развитие экономической интеграции существенно влияют два фактора: НТР и деятельность МНК. Интеграционные процессы в МЭО проходят на двух уровнях: 1) микроуровень – через создание ТНК; 2) макроуровень – через межгосударственное согласование экономической политики, а в более узком плане – с помощью мер по урегулированию взаимодействия национальных хозяйственных комплексов. По глубине происходящих интеграционных процессов можно выделить следующие виды интеграционных объединений: 1) зона свободной торговли – при ее учреждении страны договариваются об отмене таможенных тарифов и других ограничений во взаимной торговле; 2) таможенный союз – в этом случае свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; 3) общий рынок – при образовании общего рынка ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала; 4) экономический союз – предполагает согласование экономической политики стран-участниц, межгосударственное регулирование отдельных социально-экономических процессов; его основные черты – создание общих законодательных норм, унификация налоговой базы, введение единых стандартов в производственной и социальной сферах, проведение согласованной монетарной политики (регулирование объема и скорости обращения денежной массы); 5) полная интеграция – связана с переходом к единой экономической политике, предполагает наличие общей валюты и требует образования органов наднационального регулирования.
2. Основные мировые центры интеграционных процессов. В мире насчитывается более 20 международных экономических объединений. На их долю приходится около 2/3 мирового ВВП, основная часть инвестиций и товарооборота. Однако из них следует выделить три основных центра интеграции: западная Европе, Северная Америка и Азиатско-тихоокеанский регион. Для первого из них – европейского – характерно бурное развитие интеграционных процессов на западе Старого континента после второй мировой войны, когда возникли две крупные группировки: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). К середине 90-х годов ЕЭС (с 1995 г. – ЕС) фактически поглотил своего конкурента ЕАСТ, состав которого в настоящее время насчитывает только 4 страны (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария). ЕАСТ представляет собой низший уровень интеграции – таможенный союз. В 1990 г. между ЕС и ЕАСТ была достигнута договоренность о создании так называемого Европейского экономического пространства (ЕЭП), в рамках которого производителя стран-участниц ЕАСТ пользуются преференциальным режимом наравне с компаниями членов ЕС. ЕАСТ не стремится к созданию валютного и экономического союза, сотрудничество в рамках этой группировки развивается, в основном, в области науки и техники, защиты окружающей среды. В ЕАСТ нет наднациональных органов, действует только Совет ЕАСТ как консультативный орган. В странах Восточной Европы также наблюдаются интеграционные процессы. С послевоенного периода и до начала 90-х годов страны социалистической ориентации участвовали в интеграционной группировке Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), существовавшей с 1949 г., который по своему статусу был зоной свободной торговли. После распада Советского Союза эти страны сформировали множество группировок, как правил, без участия стран бывшего СССР. Например, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия), действующее с 1 января 1993 г. Соглашение ставит целью постепенное взаимное снижение таможенных пошлин. Вторым по значению центром международной интеграции является североамериканский регион. Здесь с 1 января 1994 г. вступило в силу соглашение о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), которое объединяет США, Канаду и Мексику. Это соглашение предусматривает отмену системы ограничений в торговле товарами и услугами, выработку механизма урегулирования конфликтов, либерализацию инвестиционного климата в отношении друг друга. Отличительной особенностью НАФТА по сравнению с европейской моделью является асимметричность интеграционных процессов в Северной Америке: Канада и Мексика ориентируются преимущественно на США, и при этом слабо интегрированы между собой. Третий центр – азиатско-тихоокеанский регион, которые превосходит другие по размерам территории, населения и ресурсов. Однако на пути интеграции здесь стоит множество препятствий: разный уровень экономического развития стран АТР, значительные этнокультурные отличия, взаимные политические претензии и различная политическая ориентация стран, неурегулированные территориальные и конфессиональные конфликты. Формально в 1989 г. была создана организация, получившая название Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), в состав которой входит в настоящее время 21 страна (в том числе Россию), при этом каждая из них имеет различный уровень экономического развития и неодинаковый вес в МЭО. В состав АТЭС вошли США и Папуа-Новая Гвинея, Китай и Перу, Япония, Канада, Вьетнам. Основные документы носят практически декларативный характер. Основная задача – унификация таможенно-тарифных и транспортных проблем. Интеграция в АТЭС затруднена наличием в регионе субрегиональных объединений. Основные и наиболее крупные субрегиональные группировки: АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), включает 9 стран (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и др.); Австралийско-Новозеландская зона свободной торговли; АПЕК (Организация экономического сотрудничества стран Азии и Тихого океана), включает 17 стран (Австралия, Бруней, Канада, Чили, Китай, Корея, США, Гонконг, Индонезия, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Сингапур, Таиланд); Южно-Китайский форум.
3. Европейский союз: основные этапы и особенности развития Наиболее полное развитие интеграция получила в Западной Европе. Европейский Союз базируется на трех основных соглашениях: 1) Экономический союз; 2) Сотрудничество в области юстиции и внутренних дел; 3) Соглашение в области безопасности и внешней политики. Основная цель ЕС – образование тесного союза народов Европы и содействие сбалансированному устойчивому экономическому прогрессу путем формирования общего пространства без внутренних границ, усиление взаимодействия в социальной сфере. Во главе ЕС стоит Европейский Совет. Форма деятельности – сессии, проводимые один раз в полгода. Высший законодательный орган – Европарламент. Формируется из 732 (до расширения – 626) депутатов пропорционально численности населения входящих в ЕС стран путем выборов на 5-летний срок. Утверждает бюджет ЕС. Совет ЕС включает министров правительств государств-членов. Голосуют на основе выделенных странам квот. Европейская комиссия – высший исполнительный орган ЕС, функционирует на постоянной основе. Важнейшая функция – законодательная инициатива и контроль за соблюдением членами ЕС нормативных актов Союза. Штаб-квартира ЕС расположена в Брюсселе, Европейский парламент и Европейский суд расположены в Люксембурге. Современная история образования Европейского Союза начинается с 1951 г. В этом году в Париже был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран (Франция, ФРГ, Италия, страны БЕНИЛЮКС (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)). В 1957 г. те же страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного на таможенном союзе и общей политике в области сельского хозяйства. В этом же году было создано Европейское агентство по атомной энергии (Евратом). Процесс развития интеграции в Западной Европе условно можно разделить на 6 этапов: 1. Конец 50-х – начало 70-х гг. Создание таможенного союза, формирование единого аграрного рынка. В 60-х годах был создан Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский суд. Закончился этот этап совещанием 1969 г. в Гааге, на котором было объявлено начало следующего этапа – создание общего рынка. 2. 70-е – середина 80-х гг. Принята программа европейского валютного сотрудничества, создан механизм внешнеэкономических консультаций. В 1973 г. в ЕЭС вступили три новые страны: Великобритании, Дании, Ирландии, в 1981 г. – Греция. В этот период увеличился разрыв в уровнях развития между странами ЕЭС. В 1974 г. был образован Европейский Совет, а с 1979 г. избирается Европейский парламент. В 1979 г. возникла европейская валютная система на основе расчетной единицы ЭКЮ. 3. Середина 80-х – начало 90-х гг. Присоединение Испании и Португалии в 1986 г., принятие Единого европейского акта (ЕЕА), который предусматривал, что цель стран–участниц ЕЭС – интеграция в экономической, валютно-финансовой, гуманитарной сфере, а также согласование внешней политики, т.е. создание экономического союза. В начале 90-х страны-члены ЕЭС завершили создание основ единого рынка и начали процесс формирования валютно-экономических и политических союзов. В 1990 г. двенадцать стран-участниц ЕЭС подписали Шенгенское соглашение об открытии границ с 1 января 1993 г. между странами участницами для свободного перемещения людей, товаров, капиталов, информации. В 1992 году заключен Маастрихтский договор о Европейском Союзе. 4. Начало 90-х – конец 90-х гг. С января 1993 г. в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство (общий рынок). В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992 г.) ЕЭС трансформировалось в ЕС (Европейский союз) с 1 января 1993 г., который в 1995 году пополнился новыми членами (Швеция, Финляндия, Австрия). Страны ЕС перешли к этапу формирования валютного союза. 5. Конец 90-х гг. – 2002 гг. Формирование валютного союза, которое проходило в несколько этапов и закончилось в 2002 году введением в наличный оборот универсальной европейской расчетно-платежной единицы евро. 6. 2002 г по настоящее время. Период расширения ЕС путем присоединения новых европейских государств из числа стран с переходной экономикой. Присоединение новых 10 государств произошло 1 мая 2004 года и теперь ЕС насчитывает 25 стран и 450 миллионов жителей новые страны - Польша, Чешская Республика, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Словения, Словакия, Кипр и Мальта).
Развитие Содружества Независимых Государств прошло ряд этапов: Первый этап – 1991-1992 гг. – характеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса, стремлением государств к автономии, самостоятельному выходу на внешние рынки. В этот период было принято решение о формировании СНГ. Второй этап – 1993-1994 гг. – период резкого спада производства и инвестиционной активности, падения уровня жизни в большинстве стран, галопирующего роста инфляции, общего кризиса в экономике, политике и культуре. В этот период был подписан Устав СНГ в первой редакции. Третий этап – 1994-1995 гг. – связан с подписанием 24 сентября 1993 г. договора о создании Экономического союза, конечной целью которого являлось воссоздание единого экономического пространства. Была предпринята попытка создания единой рублевой зоны, но она закончилась неудачей. В это время подписан ряд интеграционных документов, таких как Межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о Платежном союзе, поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, создании транснациональных хозяйственных и финансовых структур, о сотрудничестве в области инвестиций и проведении антимонопольной политики. В это же время созданы первые наднациональные организационные структуры, прежде всего Межгосударственный экономический комитет. Важным событием этого периода явилось также заключение Россией, Беларусью и Казахстаном тройственного таможенного союза. Позже к нему присоединился Кыргызстан и Таджикистан. Четвертый этап – 1996-1999 гг. – период, когда четко обозначилась многоярусная структура взаимодействия новых государств: · Россия и Беларусь – наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими структурами управления; · Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан – углубленная, прежде всего экономическая, интеграция. Эти страны являются участниками Таможенного и Платежного Союза, в 2000 году ими образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – целью является создание общего рынка; · станы-участницы СНГ в целом – межгосударственное объединение, исполняющее преимущественно координационные функции. К концу четвертого этапа развития наметились кризисные явления, которые могли привести к распаду СНГ – наднациональные органы не имели возможности и полномочий реализовывать принятые решения, эти решения часто не выполнялись государствами, формально их подписавшими. Встал вопрос о дальнейшей целесообразности существования СНГ. Поэтому в апреле 1999 года был принят ряд решений о реформировании структур Содружества и пересмотре их полномочий и функций. Пятый этап – 1999 г. и по настоящее время – период пересмотра целей и задач СНГ, согласование позиций государств-участников в отношении функций этого объединения, реорганизация институциональной структуры. В настоящее время институциональная структура СНГ насчитывает более 65 структурных подразделений. К числу основных можно отнести: 1. Совет глав государств (СГГ) – высший орган СНГ, создан 21 декабря 1991 г. СГГ обсуждает и решает наиболее важные вопросы, связанные с общими интересами государств (внесение поправок в Устав СНГ, создание новых органов Содружества, назначение руководителей этих органов), его заседания проводятся не реже двух раз в год 2. Совет глав правительств (СГП) – высший орган СНГ, создан 21 декабря 1991 г. СГП призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах. Она решает такие вопросы, как реализация поручений СГГ, сотрудничество в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики, реализация положений Договора о создании Экономического Союза, и т.п. Созывается не реже 4 раз в год. 3. Экономический Совет СНГ – образован в результате реорганизации в апреле 1999 г. Призван обеспечивать выполнение принятых в рамках СНГ соглашений и решений о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросов социально-экономического сотрудничества. До этого времени аналогичные функции выполнял Комитет экономического союза. При Экономическом Совете на постоянной основе действует комиссия по экономическим вопросам, состоящая из полномочных представителей государств СНГ. 4. Экономический суд СНГ – образован в 1992 г. в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств СНГ и основанных них экономических обязательств и договоров. В Экономический суд входят по два представителя от каждого государства, они назначаются сроком на 10 лет. 5. Межпарламентская Ассамблея (МПА) – образована в 1992 г. для обсуждения политических и социально-экономических проблем, вопросов парламентского сотрудничества и разработки предложений в сфере деятельности парламентов СНГ. В 1995 г. была принята Конвенция о МПА, которая придала ей статус межгосударственного органа СНГ. В настоящее время главная задача МПА заключается в сближении национальных правовых систем государств-участников, формировании общего правового пространства, для чего Ассамблея принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств-участников. Собирается МПА не реже 2 раз в год. МПА может учреждать постоянные и временные комиссии. Постоянно действующий ее орган – Совет Ассамблеи. 6. Исполнительный комитет СНГ – единый постоянно действующий исполнительный, административный орган, который призван обеспечивать выполнение решений и координировать деятельность всех структурных подразделений Содружества. Помимо этих структур, действуют органы отраслевого сотрудничества. Органы отраслевого сотрудничества разрабатывают и согласовывают проекты документов, предложения и рекомендации и представляют их на рассмотрение СГГ и СГП; разрабатывают и утверждают нормативные документы, приобретающие обязательный характер в государствах-участниках; формируют систему межгосударственного обмена информацией; взаимодействуют с международными организациями. В рамках СНГ также созданы следующие интеграционные объединения: 1. Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) – включает Казахстан, Кыргыстан, Узбекистан и Таджикистан (с 1998), создано в 1994 году, цель – создание единого экономического пространства. 2. ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан (с 1999), Азербайджан, Молдавия, цель – миротворческая деятельность, интеграция в европейские структуры, сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», развитие транспортного пространства.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |