КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, значение и причины создания СЭЗ. Основные виды СЭЗ и их характеристика
Свободная экономическая зона - это четко обозначенная промышленная территория, где действуют особый льготный режим хозяйствования, отличный от экономических условий на остальной территории страны. Выделяют следующие цели создания СЭЗ: 1) привлечение иностранных инвестиций; 2) организация экспортного производства; 3) создание новых рабочих мест; 4) дополнительные поступления валютных средств; 5) получение новых технологий: 6) оживление депрессивных районов, становление промышленности в наиболее отсталых районах страны: 7) углубление интеграции. Чаще всего СЭЗ создаются по территориальному признаку, т.е. в четко определенных географических границах. Однако может существовать и функциональный (точечный) подход, когда льготы применяются на территории всей страны к определенным типам предприятий (например, оффшорный бизнес). Виды льгот, предоставляемых в СЭЗ: 1) внешнеторговые - упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций и особый таможенно-тарифный режим; 2) налоговые - постоянное или временное освобождение от налогообложения, снижение налоговых ставок: 3) финансовые - льготные кредиты, низкие цены на коммунальные и другие виды услуг: 4) административные - упрощенная процедура регистрации и осуществления хозяйственной деятельности. Успех деятельности СЭЗ зависит от качества инфраструктуры, политической стабильности в стране. общего инвестиционного климата, состояния законодательной базы. Различают следующие виды и разновидности СЭЗ: 1. торговые - где применяется льготный торговый режим, а также режим беспошлинного ввоза-вывоза. 2. промышленно-производственные - где применяются льготные условия производства и внешней торговли. Разновидности: импортозамещающие (стимулирование импортозамещающего производства при условии реализации товара в рамках национальных границ); экспортно-производственные (льготы предоставляются при условии продажи за границу). 3. технико-внедренческие - где льготный режим применяется при условии развития новых и высоких технологий. Образуются, как правило, вокруг крупных научных центров, в них сосредоточены научно-производственные и исследовательские фирмы. Имеют различные названия: технопарки (США), технополисы (Япония), зоны развития новой и высокой технологии (Япония и азиатские НИС). 4. сервисные - где льготный режим получают фирмы, оказывающие услуги (финансовые центры: центры банковских услуг; центры туристических услуг: центры страховых услуг: центры свободного судоходства). В эту же группу относятся оффшорные центры. 5. комплексные зоны - имеют признаки различных видов СЭЗ (например, торгово-производственные). 6. международные - создаются на границе нескольких государств. В Европе получили название «еврорегионы». Еврорегион - это форма трансграничного сотрудничества административно-территориальных единиц соседних государств, созданная в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Основные направления деятельности еврорегионов: ¾ экономическое сотрудничество (торговое, инвестиционное, финансовое, туристическое, и т.п.): развитие социальной, информационной и производственной инфраструктуры, строительство и модернизация инфраструктуры границы, транспортной сети; гармонизация межнациональных отношений: ¾ научное и культурное сотрудничество (обмен специалистами, общие мероприятия по сохранению исторических и культурных памятников, здравоохранение, информационный обмен, образование, научные исследования); охрана окружающей среды; ¾ организационное взаимодействие и обмен опытом между органами исполнительной власти и местного самоуправления, общая борьба с преступлениями. В рамках еврорегионов облегчается процедура перемещения через границу местных жителей. Основным международным документом, определяющей международно-правовые основы взаимодействия в рамках ерорегионов. является Европейская Рамочная Конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, Мадрид. 1980). В РБ готовится проект закона «Об экономическом и правовом статусе приграничных территорий РБ». РБ участвует в нескольких еврорегионах: «Буг» - сотрудничество приграничных территорий Польши. РБ и Украины; «Неман» - сотрудничество Польши, РБ, Литвы и Калининградской области РФ; «Озерный край» - сотрудничество с; польско-белорусского региона «Беловежская пуща». Ведется работа по созданию российско-белорусско-украинского «Днепр». Нормативно-правовой базой функционирования СЭЗ в РБ являются Закон РБ «О СЭЗ» (принят 7 января 1998 г.). Инвестиционный кодекс (принят в 2001 г.), Указ Президента РБ № 1 14 от 20.03.96 г. «О свободных экономических зонах на территории РБ», а также Указы о создании каждой СЭЗ и положения об их деятельности - эти документы принимаются по каждой зоне в отдельности. Органом управления СЭЗ является Администрация СЭЗ. В соответствии с законодательством СЭЗ в РБ создаются на срок не более 50 лет по решению Президента РБ. Резидентом СЭЗ может стать предприятие при наличии государственной регистрации в стране создания. Регистрация в качестве резидента СЭЗ осуществляется администрацией на конкурсной основе. Плата за участие в конкурсе на регистрацию - 30 минимальных зарплат, за регистрацию - 50 мин. зарплат. В настоящее время в РБ действуют 6 СЭЗ: Минская СЭЗ - с 1998 года. Состоит из 2-х площадок: 1-я - экспортно-производственная зона. 2-я -свободная таможенная зона. Создана на 30 лет. Брестская СЭЗ - с 1996 года. Она создана на срок 50 лет. Является комплексной зоной (экспортно-производственной, свободной таможенной, туристско-рекреационной, страховой, банковской). Гомельская СЭЗ - с 1998 года. Является технико-внедренческой зоной. Создана на 50 лет. Витебская СЭЗ - с 1999 года. СЭЗ «Могилев» - с 2002 года, СЭЗ «Гродно-инвест» - с 2002 года Льготы, предоставляемые в белорусских свободных экономических зонах: 5. Оффшорные центры: характеристика и особенности функционирования Оффшорные территории - это страны и территории, где действует особо льготный режим ведения хозяйственной деятельности при соблюдении определенных условий. К таким территориям относятся, например, о. Кипр. Гибралтар, Лихтенштейн. Панама. Багамские о-ва, некоторые штаты в США. Льготы, предоставляемые оффшорным фирмам: 1) дешевизна и простота регистрации: - минимальный размер уставного фонда не устанавливается; - регистрация в течение 7-10 дней; - возможна регистрация по почте или по телефону (потом предоставляются необходимые документы); - личности владельцев не подлежат разглашению (только по запросу Интерпола), могут быть даже неизвестны (т.е. фирма может все до единой акции выпустить на предъявителя); 2) практически отсутствие налогов - либо 1-2% от прибыли, либо ежегодный фиксированный платеж от 100 до 4000 долларов; 3) отсутствуют ограничения на банковские и валютные операции; 4) упрощенная система бухгалтерской отчетности - чаще всего требуется ежегодный укрупненный финансовый отчет, иногда - ежегодная аудиторская проверка. Оффшорная схема в области налогообложения эффективна только в том случае, если между оффшорным центром и страной владельца фирмы (куда переводится прибыль) есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Требования к оффшорным фирмам: 1) она не должна осуществлять хозяйственной деятельности в стране регистрации (только за ее пределами, а в стране - только офис и банковские счета): 2) штат фирмы должен быть укомплектован преимущественно за счет местного населения (один из способов снизить уровень безработицы в стране базирования оффшорных фирм). В РБ, как и в иных государствах, к резидентам оффшорных зон отношение достаточно сложное. Государством вырабатывается ряд защитных мер, которые должны ограничивать контакты с резидентами таких зон. В РБ правом относить определенную территорию к «оффшорной» предоставлено Национальному банку. В перечень оффшорных зон включено 46 регионов, в том числе в РФ - Калмыкия. В целях ограничения импорта услуг резидентов оффшорных зон в РБ с 14 февраля 2000 года введен оффшорный сбор при расчетах за определенные работы и услуги в размере 15% от суммы перевода. В перечень облагаемых сбором работ и услуг включены: информационные: консультативные, в том числе инжиниринг; маркетинговые: посреднические, в том числе по выдаче гарантии и поручительства; рекламные; транспортно-экспедиционные; туристические; услуги по обучению; услуги по управлению.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |