КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особые формы посредничества в мировой торговле
Специализированными посредниками являются биржи, аукционы, торги (тендеры). Товарная биржа как форма организации торговли появилась в Европе в XVI-XVII вв., т.е. в период начала быстрого развития рынка и становления капиталистических производственных отношений. В своем развитии товарная биржа прошла ряд этапов: от оптового рынка, где сделки совершаются с наличными партиями товара до современного фьючерсного рынка, на котором ведется торговля полностью унифицированными типовыми контрактами. По мере развития рыночной экономики, с появлением крупных транснациональных компаний, монополизировавших многие товарные рынки, созданием современных транспортных систем и средств связи роль товарных бирж, особенно бирж реального товара, стала снижаться. Если в период расцвета биржевой торговли на них обращалось более 200 видов товаров, то в настоящее время – около 70. Однако и по настоящее время на долю биржевой торговли приходится до 20% международной торговли. Крупнейшие международные биржевые центры сосредоточены в США, Англии, Японии. На долю этих стран приходится более 90% оборота биржевой торговли. В России, Беларуси и других странах СНГ в начале 90-х годов в связи с либерализацией внутренней и внешней торговли возникло несколько сотен бирж. Например, в РБ к 1992 г. существовало 6 бирж: Борисовская товарно-сырьевая, Белорусская универсальная, Брестская универсальная, Гомельская товарно-сырьевая, Гродненская универсальная, Могилевская региональная товарно-сырьевая. В 1993 году эти биржи объединились в универсальную биржу «Белая Русь», которая существует и поныне. Однако многотоварность позиций и в то же время отсутствие достаточного объема товарного предложения, неотработанный механизм торговли, отсутствие правовой базы привели к свертыванию биржевой торговли уже в середине 90-х гг. Основными тенденциями развития международной биржевой торговли в настоящее время являются: 1) укрупнение бирж путем их объединения; 2) отказ от узкой специализации биржевой торговли, что практически приводит к уменьшению количества специализированных бирж и росту числа бирж универсальных; 3) преобладание фьючерсных операций или операций хеджирования в биржевой торговле; 4) развитие биржевой торговли в сети ИНТЕРНЕТ. Большинство непродовольственных и технически сложных товаров не может быть реализовано на бирже, так как они обладают множеством различных качественных параметров, к тому же быстроменяющихся, и покупают эти товары малыми партиями. Кроме того, по ряду товаров высока степень монополизации их производства и поставки на мировой рынок. В основном к биржевым товарам относится сельскохозяйственная продукция, минеральное сырье и продукты его переработки. Все биржевые товары условно можно разделить на следующие группы: 1) энергетическое сырье – нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан; 2) цветные и драгоценные металлы – медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина; 3) зерновые – пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис; 4) маслосемена и продукты их переработки – льняное и хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло; 5) живые животные и мясо; 6) пищевкусовые товары – сахар-сырец, кофе, какао-бобы, картофель, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис; 7) текстильное сырье – хлопок, джут, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть и др. 8) промышленное сырье – каучук, пиломатериалы, фанера. Биржевой товар имеет следующие основные отличительные особенности: 1. Биржевые товары строго стандартизированы. Продается и покупается не определенная партия товара, а биржевой контракт, содержащий строго определенное количество товара данного сорта, типа, марки. Такое количество называется биржевой единицей товара. Т.е. если стандартное количество по контракту 10 т, то чтобы приобрести 40 т товара нужно купить 4 контракта. 2. Качество товара устанавливается на основе базисного сорта. Отклонение от базисного сорта учитывается строго установленной скидкой за более низкое качество и надбавкой за более высокое качество. 3. Срок поставки товара устанавливается длительностью позиции. Стандартная минимальная длина позиции обычно 1 месяц. Поэтому если нужна поставка товара через три месяца, то контракт должен быть заключен с условием на три позиции. Аукционы являются исторически наиболее известной формой международной торговли, Аукционы появились гораздо раньше товарных бирж и успешно сохраняют свое предназначение, выполняя роль периодически действующих центров торговли для товаров с индивидуальными потребительскими свойствами. В настоящее время роль аукционов весьма значительна в торговле такими товарами, как чай (70% объема продаж на мировом рынке), пушно-меховое сырье (80%), шерсть (55%), а также лошади, рыба, табак, фрукты, цветы, вино, кофе. Специфическим аукционным товаром являются предметы искусства и драгоценности. Основные признаки аукционного товара: 1. Обладание индивидуальными особенностями и уникальными свойствами. Это исключает возможность замены одного товара другим. 2. Высокая ценность реализуемого товара. По масштабу охвата аукционы делятся на: национальные и международные. Наиболее известные аукционы: Сингапурский (чай), Кейптаун, Лондон, Веллингтон (шерсть), Монреаль, Осло, Санкт-Петербург (пушнина), Довиль (Франция), Лондон, Москва (лошади), Амстердам (цветы). Существует два основных метода ведения торга: с повышением цен и с понижением цен. Аукцион с повышением цен распространен наиболее широко. Его принцип – выигрывает тот, кто предлагает наивысшую цену. После объявления первоначальной цены, покупатели повышают ее, пока не остается кто-то один. Если предложений о повышении больше не поступает, товар будет продан. Аукцион с понижением цены начитается с объявления максимальной цены, а затем она снижается до тех пор, пока кто-нибудь из покупателей не остановит торг и заявит о приобретении товара. Применяется для скоропортящихся товаров, рыбы, фруктов, овощей, цветов. Аукцион с повышением цен может вестись двумя способами: гласный и негласный. При гласном способе цена называется ведущим торгов вслух и покупатели также вслух объявляют о повышении цены. При гласном торге всегда объявляется покупатель. При негласном (немом) торге покупатели подают условные знаки о своем согласии принять новую цену. Негласное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя. По степени автоматизации аукционы могут быть: автоматизированными и неавтоматизированными. Автоматизированные аукционы с понижением имеют специальное табло, на котором автоматически через равные промежутки времени происходит снижение цены. Каждый покупатель имеет специальный пульт и выигрывает тот, кто первый нажмет кнопку и остановит торг. Если торги идут с повышением цены, то покупатели держат кнопки нажатыми и отпускают их по мере повышения цены. Выигрывает тот, кто остается последним. Автоматизация аукционов позволяет повысить их результативность. Если при неавтоматизированном торге продается за час в среднем 300 лотов, то при автоматизированном в 1,5-2 раза больше. После многолетнего перерыва зверохозяйства потребкооперации приняли участие в 158-м Международном пушно-меховом аукционе, который состоялся 1-2 февраля 2003 г. в Санкт-Петербурге. На торги была выставлена пушнина Бобруйского, Гродненского, Пинского и Могилевского зверохозяйств в количестве 11000 шкурок норки стандартной темно-коричневой. Было продано 100% продукции Бобруйского, Гродненского и Пинского зверохозяйства и 88% продукции Могилевского. В целом по аукциону показатель реализации составил всего 50%. Международные торги – это метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором заказчик (покупатель) объявляет конкурс для поставщиков (продавцов) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем, кто предложил товар на наиболее выгодных для покупателя условиях. Торги являются распространенным способом размещения заказов на поставки машин и оборудования, выполнения научно-исследовательских, проектных работ, строительства промышленных и социально-культурных объектов. Проведение торгов во многих случаях является обязательным – особенно в тех случаях, когда размещается государственный заказ. По масштабам проведения различают: 1) национальные торги – допускаются только местные фирмы; 2) международные торги – допускаются и местные, и иностранные фирмы. По способу привлечения участников различают: 1) открытые (публичные) торги; 2) закрытые торги; 3) комбинированные торги. Открытые торги характеризуются тем, что сведения о них публикуются в средствах массовой информации участие в таких торгах может принять любая фирма. Такой способ проведения торгов применяется обычно для размещения заказов на оказание различных услуг, поставку стандартного оборудования. При проведении закрытых торгов приглашения к участию торгов рассылаются только строго определенным фирмам по заранее составленному списку. Таким образом заказчики стремятся ограничить число участников наиболее компетентными фирмами. Иногда законодательно может быть установлено, что в проведении торгов могут принимать участие только, например, государственные предприятия. Закрытые торги проводятся как правило, при размещении большого объема работ (новое строительство предприятия) или покупку технически сложного, уникального оборудования. Когда объекты заказа представляют для заказчиков особую важность, отбор участников может проводиться в два этапа (комбинированный метод). Сначала – открытый отбор, т.н. предквалификационные торги, а затем – закрытый торг. По способу проведения различают: гласные и негласные. Гласные торги предусматривают возможность присутствия представителей фирм-участниц при вскрытии тендерных предложений и оглашении их основных условий. Фирма-победитель при проведении гласных торгов должна быть названа публично. Негласные торги проводятся закрыто, никакой информации по их результатам в печать не дается. Фирма, выигравшая торги, получает об этом специальное письменное уведомление. Регламентации проведения торгов уделяют внимание многие международные организации. Так, в рамках ВТО принят специальный документ «Соглашение о правительственных заказах», где унифицирована процедура проведения международных торгов при размещении государственных заказов, существуют также рекомендации ЮНИДО по проведению международных торгов. Проведение торгов осуществляется в несколько этапов. 1 этап. Создание тендерного комитета. Покупатель, который принял решение о проведении торгов, создает специальный тендерный комитет, в который входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателем тендерного комитета обычно является руководитель того предприятия, которое выступает заказчиком. 2 этап. Определение способа проведения и способа привлечения участников торгов. Решение о способе привлечения участников, а также о способе проведения самих торгов принимает тендерный комитет, но при условии согласования принятого решения с администрацией предприятия-покупателя. В некоторых случаях способ проведения торгов и привлечения участников может быть определен законодательно. 3 этап. Организационная подготовка торгов. Всю организационную работу проводит тендерный комитет. Он публикует объявление о торгах, распространяет условия проведения торгов среди участников. Условия торгов обычно представляют собой отпечатанные типографским способом документы, содержащие порядок предоставления предложений, рассмотрения их тендерным комитетом и принятия решений о передаче заказов. Они включают технические и коммерческие условия контрактов, содержание которых должно быть определено в процессе торга, а также перечень специальных требований (если они есть).
Условия проведения торгов должны быть выкуплены у тендерного комитета каждой фирмой, которая решила принять участие в торгах. Так определяется круг участников торгов. Стоимость условий различна – от десятков до нескольких тысяч долларов в зависимости от объекта заказа. Увеличивая стоимость условий, заказчик стремится ограничить круг участников только финансово устойчивыми предприятиями. Деньги, полученные от продажи условий, идут на погашение расходов тендерного комитета на организацию торгов. 4 этап. Предквалификационные торги (если они есть) Цель этого этапа – отобрать наиболее авторитетные фирмы, не допустить участия в торгах фиктивных фирм или фирм со слабым финансовым положением. На этом этапе все участники должны представить в тендерный комитет материалы, подтверждающие их компетентность и опыт. Обычно приводятся отзывы других покупателей и заказчиков, ранее сотрудничавших с фирмой, перечисляются объекты, в сооружении которых фирма ранее принимала участие, возможно даже посещение этих объектов представителями тендерного комитета. 5 этап. Предоставление предложений участников торгов. После определения состава участников, тендерный комитет объявляет срок, в течение которого должны быть представлены предложения участников. Этот срок обычно находится в пределах от 30 до 90 дней – в зависимости от объекта торгов. Фирмы-участницы представляют свои предложения в запечатанных конвертах, которые вскрываются только после окончания указанного срока. Одновременно фирма-участница должна предоставить гарантийный задаток в пределах 5-10% от стоимости заказа, который размещается на специальный счет указанного тендерным комитетом банка. После окончания торгов этот задаток возвращается участникам, не получившим заказа, а фирма, выигравшая торги, получает его только после подписания соответствующего контракта. Как правило, фирмы-участницы подают свои предложения непосредственно пред окончанием торгов, чтобы избежать огласки указанных в них условий. Часто фирмы для участия в торгах объединяются в консорциумы – временные объединения, которые создаются только на время участия в торгах и выполнения заказа, если он будет получен. Это позволяет им снизить цены, предложить выгодные условия заказчику. 6 этап. Определение победителя торгов. Если торги гласные, то в день окончания торгов, все конверты вскрываются публично и зачитываются все поступившие предложения. Если негласные, то эта процедура отсутствует. Затем тендерный комитет в течение определенного срока (2-3 месяца) изучает поступившие предложения, проводит экспертизу. Уточняет (при необходимости) отдельные детали у участников, а затем определяет победителя. Сразу после этого фирма-победитель обязана внести второй залог – в качестве гарантии исполнения заказа (обычно равен сумме первого залога). Если по каким-то причинам фирма-победитель отказывается в последствии заключить контракт на объект заказа, то заказчик имеет право заключить контракт с другим поставщиком, выбрав его самостоятельно. В случае отказа от заключения контракта, гарантийный залог фирме-победителю не возвращается. Следует подчеркнуть, что торги не заканчиваются подписанием контракта, они заканчиваются определением победителя, т.е. фирмы, предлагающей наилучшие условия исполнения заказа.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |