Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок машин и оборудования




Для стран СНГ в целом характерно превышение импорта машин и оборудования над их экспортом. В РБ по товарной группе «машины, оборудование и механизмы» сальдо складывается отрицательным, а по товарной группе «средства всех видов транспорта» - положительным.

Удельный вес в целом группы «машины, оборудование и транспортные средства» в экспорте 24,4%, в импорте – 24%.

Удельный вес группы «машины, оборудование и механизмы» в общем объеме экспорта страны составляет 11,6%. Основными экспортными товарами являются холодильники и морозильники, двигатели внутреннего сгорания, подшипники, телевизоры, электронные интегральные схемы, металлообрабатывающие станки. Наибольший удельный вес занимают такие группы, как холодильники и морозильники, а также двигатели внутреннего сгорания. Эти группы занимают примерно по 10% экспорта данной группы. Основная масса этих товаров поставляется в страны СНГ (99% холодильников и 90% двигателей).

Транспортные средства (грузовые автомобили, тракторы, мотоциклы, велосипеды) в экспорте республики занимают второе место, их доля в экспорте в 2003 году составила 11,2%. Наибольшая доля в экспорте транспортных средств приходится на грузовые автомобили (40%). Основным потребителем данной продукции являются страны СНГ (95% от общего экспорта грузовых автомобилей). Из них 85% поставок приходится на Россию. Цены на грузовые автомобили с 1997 года имеют тенденцию к снижению. Около 20% экспорта транспортных средств занимают тракторы. Большая часть этой продукции экспортируется также в страны СНГ (более 65%), в том числе 40% в Россию.

Доля «машин, оборудования и механизмов» в импорте составляет около 14%, «транспортных средств» – 5%. В импорте более 50% приходится на так называемые инвестиционные товары – двигатели, электрические аккумуляторы и другие комплектующие для производства продукции машиностроения, компьютерной техники, грузовых автомобилей, сельскохозяйственных машин, медицинского оборудования.

 

9. Динамика, структура и регулирование рынка услуг на международном уровне. РБ на международном рынке услуг

Современный этап развития международных связей характеризуется тем, что исключительно быстро развиваются новые формы МЭО и прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится около 20% мировой торговли. Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства. Если в конце 50-х годов доля услуг в ВВП развитых стран составляла около 55%, то в 90-х годах – более 70%. В развивающихся странах это соотношение было 45% и 55% соответственно.

Быстрый рост сферы услуг происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнута высокая степень экономического развития и высокий уровень жизни населения. Важной причиной является и ускорившийся под влиянием НТП процесс МРТ, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в сфере услуг.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами:

1) услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Поэтому в сфере услуг не получила распространения посредническая деятельность;

2) торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее существенное воздействие. Поставку товара сопровождает оказание разнообразных услуг, начиная с анализа рынков сбыта и заканчивая техническим обслуживанием проданных товаров. одновременно торговля услугами тесно связана с движением капитала и рабочей силы;

3) сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Кроме того, транспорт, связь, наука, здравоохранение, образование во многих странах находятся в полной или частичной государственной собственности мили же строго контролируются государством;

4) не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в сферу международной торговли.

Абсолютная сумма услуг, отраженная в статистике МВФ, является заниженной по сравнению с реальной величиной по оценкам экспертов на 40-50%. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплексе с товарами. Поэтому трудно отделить цену услуги от цены товара. Еще одной причиной, затрудняющей учет, является отсутствие единой классификации услуг. по классификации МВФ выделяют четыре группы услуг: фрахт, другие транспортные, туризм, прочие. ЮНКТАД выделяет 8 основных групп: финансовые, связь, строительные и проектно-конструкторские, транспортные, профессиональные и деловые, коммерческие, туризм, аудиовизуальные услуги. В рамках ВТО выделяется 12 групп: деловые, коммуникационные, строительные и сопутствующие им услуги, услуги по охране окружающей среды, финансовые услуги, относящиеся к здоровью и социальные услуги, туризм, рекреационные, культурные, спортивные, транспортные и прочие услуги.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. На долю 10 крупнейших промышленно развитых стран приходится более 50% мирового экспорта услуг. При этом на четыре страны (США- 18,8%, Великобритания – 7,6%, Франция – 5,9%, Германия – 5,7%) приходится более 30% всего мирового экспорта.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Однако некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Например, Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Страны СНГ хотя и обладают потенциальными резервами для развития сферы международных услуг, но не имеют достаточной материально-технической базы и финансовых ресурсов для их развития.

Для РБ характерно положительное сальдо в торговле услугами. В 2003 году оно на 40% покрывало дефицит внешней торговли товарами (в 2002 году – на 45,6%) и составило 483,7 млн.долл. При этом роста экспорта услуг составил 113,6% (в 2002 году - 135,4%), а импорта – 109,4% (97,6%).За 2003 год международный оборот услуг составил 2469,7 млн.долл. Основными видами услуг, обеспечившими положительное сальдо, явились такие услуги, как транспортные (+667,1 млн.долл.), деловые (+92 млн.долл.) и строительные услуги (+33,2 млн.дол.). Наибольшее пассивное сальдо, как и в предыдущие годы, наблюдалось по статье «Поездки» (--310 млн.долл.). Наибольший объем экспорта услуг приходится на страны дальнего зарубежья, при этом импортируется из этих стран также более половины от общего импорта услуг. Экспорт услуг в Россию составляет около 30%, в Польшу – 16%, Германию – 7,2%, Литву – 6%, Украину – 5%. А в импорте на долю России приходится 26%, Украины – 18,2%, Польши – 18,4%, Германии – 6,7%, Литвы – 3,5%.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельными видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария.

Рост международной торговли услугами усиливает потребность в международном регулировании этой торговли. Оно происходит в различных формах.

Во-первых, в виде двусторонних соглашений, как отраслевых (например, транспорт), так и торгово-экономических. Во-вторых, в виде многостороннего регулирования в рамках интеграционных группировок. В-третьих, в рамках международных организаций.

Регулирование торговли услугами осуществляют такие международные торгово-экономические организации, как ЮНКТАД, ОЭСР, ВТО. В рамках ВТО действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно состоит их трех частей:

1) рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами;

2) специальные соглашения, приемлемые для отдельных отраслей;

3) список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений.

В отдельных отраслях действуют специализированные организации: ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация), Всемирная туристская организация.

 

10. Международная передача технологий: понятие, характерные черты и место в современных МЭО.

В настоящее время значение рынка технологий приобретает для человеческого общества значение, превосходящее значение рынка движимого и недвижимого имущества.

Можно выделить два основных вида передаваемых технологий:

1) знания и опыт, воплощенные в форму изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других охраняемых законом объектов промышленной собственности;

2) знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, не защищенные охранными документами. Они объединяются понятием «ноу-хау». Основные признаки «ноу-хау»: научно-техническая и экономическая ценность; практическая применимость; отсутствие прямой защиты в качестве промышленной собственности; полная или частичная конфиденциальность.

«Ноу-хау» может предоставляться в форме документации или в форме непосредственного производственного опыта специалистов.

Передача технологии может осуществляться в различных формах. Основные формы передачи технологий по своему экономическому содержанию делятся на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

К некоммерческим формам относят:

1) научно-технические публикации (доклады на конференциях, каталоги на выставках, компьютерные банки данных, специальная литература);

2) обмен результатами исследований путем личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки, обучение и практика студентов и специалистов);

3) миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно;

4) обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным, как правило государственным, программам.

В основном в некоммерческой форме передается непатентоспособная информация – результаты крупномасштабных НИОКР, деловые игры, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

- продажа технологии в материализованном виде;

- иностранные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция предприятий, лизинг;

- продажа патентов (уступка права на изобретение);

- продажа лицензий;

- совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;

- создание СП.

Независимо от того, в какой форме осуществляется передача технологии, она оформляется в виде договора (контракта, соглашения).

В области передачи технологий имеет место так называемая ограничительная деловая практика, т.е. ограничение конкуренции. С этой целью используются следующие методы:

1) сознательное ограничение распространения технических новшеств. Фирма может использовать патент самостоятельно, отказываясь предоставлять лицензии другим предприятиям;

2) ограничение прав покупателя технологии. Например, запрет использовать технологию после истечения срока действия договора; запрет на приобретение конкурирующей технологии;

3) образование союзов монополистов и патентных пулов. Подобные союзы образуются, когда фирмы осуществляют научно-техническое сотрудничество или владеют зависимыми патентами, без сбора которых в единый блок ни одна из фирм не может начать производство.

Особенности технологии как товара определяют и особенности как самого лицензионного соглашения, так и порядка его подписания.

Прежде всего, покупателю и продавцу необходимо определить объем информации, которая необходима для полного анализа технологий. Поэтому обычно заключается предварительное соглашение о секретности (опционное соглашение). Такая осторожность объясняется тем, что передаваемая для анализа информация часто является «ноу-хау» и не имеет патентной защиты.

В соответствии с опционным соглашением лицензиат за определенную плату получает право, ознакомившись с «ноу-хау» и осуществив необходимые ему испытания объекта или технологии, выбрать для себя одно из двух решений: приобретать или не приобретать лицензию. В ходе принятия решения следует учитывать такие факторы, как материальные затраты; фактор времени; технический уровень разработок; экономический эффект от производства продукции; требуемый для организации производства состав и квалификацию кадров; условия сбыта продукции.

Одним из главных вопросов при составлении лицензионного соглашения является определение стоимости и цены технологии и оценка экономических последствий (эффекта) ее покупки (продажи).

Стоимость и цена технологии в большей степени зависит от того дохода, который можно получить от ее использования, чем от величины расходов на ее создание.

К факторам, влияющим на цену технологии продукции, относятся:

1) новизна технологии – чем более старой является технология, тем ниже ее цена;

2) величина издержек, связанных с передачей технологии;

3) уровень прибыли, получаемой покупателем от использования технологии. Обычно эта величина зависит от доли рынка, которая ему принадлежит;

4) расходы на НИОКР;

5) статус покупателя технологии. Обычно государственные предприятия и организации платят более низкую цену за технологии;

6) географическое положение лицензиата, которое определяет возможные рынки сбыта.

Как правило, нижняя граница цены определяется величиной затрат на создание технологии плюс средняя прибыль; верхняя граница – возможными доходами покупателя.

Чаще всего используется два способа выплат лицензионных платежей (цены технологии):

1) периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения (роялти);

2) единовременные платежи, не связанные с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемые заранее на основании экспертных оценок (паушальный платеж).

Ставка роялти устанавливается в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции (или от ее себестоимости), от валовой прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.