КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тренируемся. 1. Какое выступление называют информативным?
Узнаём Проверяем себя 1. Какое выступление называют информативным? 2. Какая речь называется эпидейктической? 3. Какая речь называется аргументирующей? 4. В чем особенность убеждающей речи? 5. В чем особенность агитирующей речи? 6. Какие требования предъявляются к формулировке тезиса? 7. Какие требования предъявляются к аргументам? 8. Какие типы аргументов вы знаете? 9. Какая речь называются ритуальной? 10. В чем особенность провокационной и императивной речи? 11. Назовите особенности гомилетической и ораторической речи.
Глава 6. Пять родов красноречия
В современной риторике обычно рассматриваются пять родов красноречия: академическое, духовное, судебное, социально-политическое, социально-бытовое. Они подразделяются на виды и жанры, которые реализуются в конкретной речевой ситуации. Академическое красноречие восходит к информативной речи. Его цель – передать слушателям знания по интересующему их предмету, то есть сообщить новое и углубить понимание проблемы, а сфера применения – научная и учебная деятельность человека. С академическим красноречием связывают такие жанры, как научная и научно-популярная лекция, доклад, сообщение. Стилевая принадлежность произведений довольно четко регламентирована. Это научный стиль с возможным вкраплением элементов публицистического. Речь лектора, преподавателя вуза или учителя в школе должна быть четко структурирована: части отделены одна от другой, но при этом взаимосвязаны, логически дополняя друг друга, и должны обязательно сопровождаться примерами. Научное сообщение говорит языком фактов, поэтому самым важным его качеством будет соответствие действительности. Многие лекции или доклады ораторы не произносят, а читают, как бы “озвучивая” письменный источник. Это допустимо, но в таком случае теряются некоторые значимые именно для публичного выступления элементы. Во-первых, речь получается бесстрастной, неэмоциональной. Прочитанное по бумажке восклицание теряет свою убедительность, естественность. В нем нет свежести чувств (текст доклада написан заранее, в то время как восклицание мы озвучиваем в момент произнесения речи). Во-вторых, лектор, читающий подготовленную речь, теряет контакт с аудиторией. Налаженное общение поминутно прерывается, когда оратор отводит глаза от слушателей и обращается к тексту выступления. В-третьих, речь, с которой приходится выступать неоднократно, теряет для лектора ощущение новизны и в его голосе могут появиться нотки равнодушия; тогда выступление становится монотонным и бесцветным. Таким образом, докладчику необходимо определить для себя, какой результат он хочет получить в ходе выступления: просто озвучить данные учебной или научной литературы или заставить задуматься, заинтересовать своих слушателей. Избрав второй путь, оратор не будет читать текст по бумажке. И тогда речь его, продолжая оставаться научной в строгом смысле этого слова, приобретет и стилистические достоинства. Духовное красноречие – это церковно-богословская речь, то есть речь проповедей, церковных служб и т.д. В России оно существует со времен введения христианства (998 г.) и является распространенным жанром, в котором используются как слова высокого стиля, так и специальная церковная лексика. Культура и нравственность развиваются в нашей стране на протяжении многих веков непосредственно под влиянием православия. Речи служителей Церкви призваны возвышать и духовно просветлять душу человека. Священники стремятся донести до людей идеи христианского мироустройства, осудить пороки человека, показать пути духовных исканий, раскаяния в грехах и возрождения. Божье слово несет радость, утешение, учит добру, отвращает от зла. Судебное красноречие включает в себя речи обвинительные и оправдательные. В России оно развивалось со времен появления Русской Правды, но особенно расцвело со второй половины XIX в., когда судебный процесс стал открытым, а для объективности выносимого приговора были введены фигуры прокурора и защитника. Судебная речь – очень ответственное действие, от нее во многом зависит участь человека: виновен он или нет, если да, то в чем и насколько; наконец, преступнику определяется мера наказания. Каждое слово, каждая формулировка в судебной речи должны быть взвешенны, речи обвинителя и защитника – строго аргументированы. Они строятся по законам логики, подчинены юридическим, правовым нормам и правилам построения доказательств. Не случайно и логика, и риторика изучаются будущими правоведами на юридических факультетах ведущих вузов страны. Судебный процесс призван рассмотреть все подробности дела, не упустить ни одного мельчайшего факта. При этом на одной чаше весов – закон и его требования, а на другой – судьба человека. Социально-политическая речь. Социально-политическое красноречие связано с общественной жизнью и политикой. Сюда можно отнести дипломатические речи, выступления на важнейших международных форумах, двусторонних и многосторонних переговорах. Их отличительная особенность – высокая мера ответственности за каждое произнесенное слово. В речи отдельного официального представителя выражается позиция всего государства. Предметом дипломатической речи являются такие вопросы, как война и мир, сотрудничество с другими странами, расширение экономических и политических связей и т.д. Один из видов социально-политического красноречия – речи парламентские. Они сложились в условиях существования демократического государства. Их цель – найти верное, рациональное и правильное для развития страны решение. Парламентские речи воздействуют, убеждают, побуждают к действию. Они нередко эмоциональны, даже пафосны. Ораторы используют веские аргументы по отношению к доктрине, к смыслу, к человеку, к авторитету, чтобы влиять не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу человека. К этому типу можно отнести и агитационные речи, которые обращены к широкой общественности. Их цель – воздействовать на политические симпатии масс, разъясняя позицию той или иной партии. К агитационным речам примыкают и речи митинговые. Им свойственна повышенная эмоциональность. Такие речи произносятся в массе народа, охваченного какой-либо значимой для всех идеей. Оратор выражает и “озвучивает” настроение масс. Молчаливая, бессловесная толпа обретает в нем осмысленное слово. Как правило, на митинг людей заставляет собираться недовольство кем-либо (правительством, партиями) или чем-либо (собственным социальным и экономическим положением), реже – стремление защитить что-либо или кого-либо. Народу, объединенному общим состоянием возмущения и негодования, не нужны логические аргументы. Поэтому задача оратора – ярко, крупными мазками нарисовать образ общего врага и выразить стремление немедленно призвать его к ответу. Эмоциональные, иногда даже надрывные ноты, акцент на ущемленность прав работающего человека взвинчивает слушателей, усиливает их протест. Для разжигания митинговых страстей часто напоминается об обмане, который тайно совершен каким-либо партийным деятелем или группой лиц, в результате чего заметно усилилось обнищание и бесправие масс. Утешительным для толпы является то, что вина за создавшееся положение перекладывается на плечи этого невидимого врага и полностью снимается с присутствующих. Заглушить собственные сомнения помогает вера в то, что все собравшиеся: • безвинные жертвы чьего-то чудовищного корыстного обмана; • должны отомстить за весь униженный народ. Подобное “красноречие” бывает вызвано стремлением организаторов митинга к популизму. Его цель – сыграть на бедах социально и экономически ущемленного слоя общества в корыстных интересах какой-либо группы. Описанный тип митинговых речей противоречит сложившимся веками морально-этическим нормам, заложенным в России православно-христианскими традициями. Более сложно строится речь оратора, стремящегося смягчить страсти, заставить людей задуматься о причинах неудач. В этой речи самое главное – призвать людей слушать и слышать себя. Важно пробудить в массе способность разумно говорить о своих проблемах, снять накал страстей: “Да, вы правы, но...”; “Наши права надо отстаивать цивилизованными путями”; “Наш путь – закон, а не самосуд”. “Да, с нами должны считаться. Запишем требования и адресуем их нашим депутатам” и т.д. Такая речь требует от выступающего выдержки, воли, умения управлять слушателями. Она, как правило, эмоциональна, спонтанна, неподготовлена. Оратор тесным образом связан с массой, все элементы его речи – “реакция на реакцию”. Он следит за состоянием слушателей, дает речевой посыл, рассчитывая на определенную ответную реакцию, и в зависимости от реализованности ожиданий посылает свою речевую установку. Несмотря на значительное сходство, митинговая и агитационная речи имеют и ряд различий. Митинговая речь “идет” вслед за настроением массы, она призвана разжигать страсти, чтобы воодушевить людей на немедленные и активные действия. Цель агитационной речи – навязать аудитории взгляды, выгодные оратору, заставить людей изменить свое мировоззрение, отношение к существующему порядку вещей. Примером может служить деятельность большевиков в период подготовки к революции. Синонимом слова “агитация” часто выступает “пропаганда”. Их значения действительно схожи, надо только помнить, что агитировать можно “за” и “против”, в то время как пропагандировать – только “за”. Агитационные акции свойственны общественно-политической жизни любой страны. Наиболее эффективным средством пропаганды являются газеты. Социально-бытовое красноречие. К социально-бытовому красноречию относят речи, произносимые в связи с каким-либо значимым событием в жизни отдельного человека, семьи, трудового коллектива: юбилейные, поздравительные, свадебные, застольные. Сюда же можно отнести и речь надгробную, посвященную ушедшему из жизни человеку. Общая особенность этих речей – относительная свобода композиции, допустимость не очень строгой структуры, отступление от логики, меньшая полнота выражения мыслей. Все это компенсируется искренностью и силой переживаемого чувства, которое к тому же близко всем собравшимся. Не стоит думать, что произведения социально-бытового красноречия – самый простой род ораторской речи, не требующий особого мастерства. На самом деле диапазон звучания этих речей очень широк – от торжественности и пафосности выступлений декларативного характера до простоты, задушевности, добросердечия в речах, обращенных к близким людям. Социально-бытовое красноречие представляет собой достаточно разнообразный по своим возможностям род ораторского искусства, который позволяет включать приемы истинно высокой речи в нашу повседневную действительность и тем самым сделать человеческое общение даже на бытовом уровне богатым и выразительным. Данная классификация разработана в конце 70-х годов XX века, однако развитие риторики как науки и изменения, стремительно происходящие в обществе, позволяют расширить эту классификацию. Некоторые ученые выделяют военное красноречие (инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическоекрасноречие (речь на международной конференции, речь во время международных переговоров), деловоекрасноречие (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры), диалогическоекрасноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты, интервью), торговоекрасноречие (реклама, речь на презентации) и т.д.
№ 376. Прочитайте, как Н.Ф. Кошанский комментирует античные роды красноречия в своей “Частной риторике”. Выполните задания.
Три рода речей были у древних: торжественные речи, политические и судебные. Первые два рода преимущественно блистали в Афинах, последний — преимущественно в Риме. Торжественные речи у древних гремели в честь героев, граждан, иногда городов и целых народов. Например, речь Перикла — в честь падших при Марафоне или речь Горгиаса – в честь сраженных при Саламине. Политические речи имели предметом дела государственные: суждения о войне и мире или о принятии и уничтожении законов. Например, речь Демосфена о войне против Филиппа или речь Цицерона — о законе разделения земель. Судебные речи имели предметом обвинения и оправдания граждан. Таковы почти все речи Цицерона. Например, речь за Квинтая, за Милона, речи против Вереса, против Катилины. ...У нас в России ораторство изменило древнее направление. Оно избрало себе истины высшие, спасительные для человечества, кои были чужды язычникам, и разделилось на духовное и мирское, особенно возвысилось духовное... 1. К какому типу речи можно отнести высказывание Н.Ф. Кошанского? 2. Какие топосы[10] использует автор в тексте? 3. Составьте риторическую схему фрагмента. № 377. 1. Попробуйте себя в области академического красноречия. Для этого составьте историко-стилистический анализ какого-либо параграфа из любого учебника. Дополните информацию учебника сведениями из других источников (энциклопедий, справочников, Интернета). Выступите с докладом перед аудиторией. 2. Оцените, как слушали вас сокурсники. Удалось ли вам добиться ораторского успеха или вы смогли только “озвучить” письменный источник? № 378. I. Лектору всегда важна связь с аудиторией. Проведите анкетирование ребят, слушающих ваше выступление. В анкету включите оценочные вопросы. Например: 1.Что понравилось, что не понравилось? 2.Насколько полно, ясно, логично удалось изложить материал? 3.Что можно сказать о его расположении, о выбранных речевых Сформулируйте вопросы так, чтобы ответы на них были краткими, но в то же время емкими и информативными. II. Проанализируйте результаты анкеты и напишите аналитическую работу. № 379. Подготовьте выступление на тему “Место России в современном мире”. К какому роду красноречия будет относиться ваше выступление? Составьте схему своей речи. Проверьте содержание на соблюдение законов логики. Продумайте связки между частями. Чем определен выбор стилистических фигур? Отредактируйте свой текст, представьте его слушателям. № 380. Прочитайте речь А.Н. Островского на ужине, организованном артистами в честь драматурга в 1867 г. Выполните задания. Господа артисты! Я очень высоко ценю и очень глубоко чувствую честь, которую вы мне делаете. В самой ранней молодости, когда я еще ничего не писал для сцены, любовь к драматическому искусству и еще неясно сознаваемое призвание сблизили меня с артистами, и с тех пор я провел с ними двадцать лет в приятном и непрерывном собеседничестве. Общие успехи нашего дела более и более роднили нас. Не посторонним, холодным зрителем, а с сочувствием близкого, родного глядел я на успехи возникающих талантов наших, и в то время, как для публики явилась новая театральная знаменитость, я приобрел большей частью нового друга. Господа, я горжусь тем, что на сцене я имею и имел самых лучших, самых преданных друзей; одних я уже проводил в могилу, другие до сих пор украшают наши театры. Настоящее выражение вашего сочувствия ко мне, господа, дорого для меня как взаимность, как ответ на мою любовь к артистам. Я радушно и доверчиво открываю объятия артисту, — вы также радушно открываете мне свои. Одного остается мне желать, — чтобы и вперед, до конца наших дней, мы, как и до сих пор, также вместе, также дружно и любовно делали наше общее дело, соединяя свои труды и способности для процветания родной сцены. 1. К какому роду красноречия можно отнести данный текст? Свой 2. Укажите стилистические средства, характерные для этого произведения. 3. Выделите все части данного отрывка. Прокомментируйте каждую 4. Укажите топосы, использованные автором. 5. Определите настроение данного текста. Назовите средства выразительности. № 381. Прочитайте речьА. Ф. Кони “Федор Михайлович Достоевский”. Выполните задания. Я просил нашего председателя разрешить мне выйти из пределов программы заседания Юридического общества, чтобы сказать несколько слов в память человека, перед гробом которого было пролито в эти последние дни столько искренних слез... Три вопроса возникают перед человеком, который, познакомясь в теории с уголовным правом, впервые касается на практике обширной и темной области, действий, называемых преступлением. Прежде всего является вопрос о живом содержании преступления, — не как отвлеченного понятия о нарушении норм, а как конкретного, осязательного действия. Теория дает общие положения, указывает руководящие начала, определяет состав каждого преступления, — но его сокровенное содержание не вмещается в ее рамки. Совокупность влияний, порождающих преступление, и та внутренняя борьба, которая должна проходить в человеке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг, — ускользают от теории. Она может наметить лишь стадии развития преступления... И вопрос о внутреннем содержании преступления, о том, каким образом порочная наклонность, ложная идея победили и страх наказания, и привычку подчиняться условиям общественного быта, — остается открытым перед юристом, в помощь которому является одна теория права. Она указывает ему на преступление как на проявление вражды против общественного порядка и по большей части оставляет его с неизбежным жизненным вопросом о том, как дошел враг до того, чтобы сделаться таковым... Судьба благоволила к нашему развитию в этом отношении. Она нашла человека, который сумел дать именно такой ответ, она дала нам Федора Михайловича Достоевского. Определите род красноречия. Выделите части речи. Каково ваше отношение к той мысли, которую высказывает автор? № 382. Прочитайтеречь С.Н.Булгакова “Жребий Пушкина”. Выполните задания. Природный облик Пушкина отмечен не только исключительной одаренностью, но и таковым же личным благородством, духовным аристократизмом. Он родился баловнем судьбы, ибо уже по рождению принадлежал к высшему культурному слою старинного русского дворянства, что он сам в себе знал и так высоко ценил. Конечно, он наследовал и всю распущенность русского барства, которая еще усиливалась его личным “африканским” темпераментом. При желании в нем легко и естественно различается психология “класса” или сословия, как и обращенность к французской культуре, с ее утонченностью, но и с ее отравой. Величайший русский поэт говорил и мыслил по-французски столь же легко, как и по-русски, хотя творил он только на русском языке. Даром и без труда дана была эта приобщенность к Европе, как и лучшая по тому времени школа, столь трогательно любимый им Лицей. Сразу же после школы он вступил на стезю жизни большого света, с ее пустотой и распущенностью, и спасла его от духовной гибели или онегинского разложения его светлая муза. Пушкину от природы, может быть, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего и больше всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранил верность дружбе через всю жизнь. Определите тип речи. Расскажите о своем отношении к великому поэту. Как вы относитесь к рассуждению Булгакова о Пушкине? № 383. Прочитайте речьамериканского президента Ф.Д.Рузвельта “О четырех свободах”. Определите тип и цель речи. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них – свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая – свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья – свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода – это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |