Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся. 1. Какое выступление называют информативным?




Узнаём

Проверяем себя

1. Какое выступление называют информативным?

2. Какая речь называется эпидейктической?

3. Какая речь называется аргументирующей?

4. В чем особенность убеждающей речи?

5. В чем особенность агитирующей речи?

6. Какие требования предъявляются к формулировке тезиса?

7. Какие требования предъявляются к аргументам?

8. Какие типы аргументов вы знаете?

9. Какая речь называются ритуальной?

10. В чем особенность провокационной и императивной речи?

11. Назовите особенности гомилетической и ораторической речи.

 

Глава 6. Пять родов красноречия

 

В современной риторике обычно рассматриваются пять родов крас­норечия: академическое, духовное, судебное, социально-политическое, социально-бытовое. Они подразделяются на виды и жанры, ко­торые реализуются в конкретной речевой ситуации.

Академическое красноречие восходит к информативной речи. Его цель – передать слушателям знания по интересующему их предмету, то есть сообщить новое и углубить понимание проблемы, а сфера применения – научная и учебная деятельность человека. С академи­ческим красноречием связывают такие жанры, как научная и научно-популярная лекция, доклад, сообщение. Стилевая принадлеж­ность произведений довольно четко регламентирована. Это научный стиль с возможным вкраплением элементов публицисти­ческого. Речь лектора, преподавателя вуза или учителя в школе должна быть четко структурирована: части отделены одна от другой, но при этом взаимосвязаны, логически дополняя друг друга, и должны обязательно сопровождаться примерами. Научное сообщение гово­рит языком фактов, поэтому самым важным его качеством будет соответствие действительности. Многие лекции или доклады ораторы не произносят, а читают, как бы “озвучивая” письменный источник. Это допустимо, но в таком случае теряются некоторые значимые именно для публичного выступления элементы.

Во-первых, речь получается бесстрастной, неэмоциональной. Прочи­танное по бумажке восклицание теряет свою убедительность, естествен­ность. В нем нет свежести чувств (текст доклада написан заранее, в то время как восклицание мы озвучиваем в момент произнесения речи).

Во-вторых, лектор, читающий подготовленную речь, теряет контакт с аудиторией. Налаженное общение поминутно прерывается, когда ора­тор отводит глаза от слушателей и обращается к тексту выступления.

В-третьих, речь, с которой приходится выступать неоднократно, теряет для лектора ощущение новизны и в его голосе могут появиться нотки равнодушия; тогда выступление становится монотонным и бесцветным.

Таким образом, докладчику необходимо определить для себя, какой результат он хочет получить в ходе выступления: просто озвучить данные учебной или научной литературы или заставить задуматься, заинтересовать своих слушателей. Избрав второй путь, оратор не будет читать текст по бумажке. И тогда речь его, продолжая оставаться научной в строгом смысле этого слова, приобретет и стилистические достоинства.

Духовное красноречие – это церковно-богословская речь, то есть речь проповедей, церковных служб и т.д. В России оно существует со времен введения христианства (998 г.) и является распространенным жанром, в котором используются как слова высокого стиля, так и специальная церковная лексика. Культура и нравственность развиваются в нашей стране на протяжении многих веков непосредственно под влиянием православия. Речи служителей Церкви призваны возвышать и духовно просветлять душу человека. Священники стремятся донести до людей идеи христианского мироустройства, осудить пороки человека, показать пути духовных исканий, раскаяния в грехах и возрождения. Божье слово несет радость, утешение, учит добру, отвращает от зла.

Судебное красноречие включает в себя речи обвинительные и оправдательные. В России оно развивалось со времен появления Русской Правды, но особенно расцвело со второй половины XIX в., когда судебный процесс стал открытым, а для объективности выносимого приговора были введены фигуры прокурора и защитника.

Судебная речь – очень ответственное действие, от нее во многом зависит участь человека: виновен он или нет, если да, то в чем и насколько; наконец, преступнику определяется мера наказания. Каждое слово, каждая формулировка в судебной речи должны быть взвешенны, речи обвинителя и защитника – строго аргументированы. Они строятся по законам логики, подчинены юридическим, правовым нормам и правилам построения доказательств. Не случайно и логика, и риторика изучаются будущими правоведами на юридических факультетах ведущих вузов страны. Судебный процесс призван рассмотреть все подробности дела, не упустить ни одного мельчайшего факта. При этом на одной чаше весов – закон и его требования, а на другой – судьба человека.

Социально-политическая речь. Социально-политическое красноречие связано с общественной жизнью и политикой. Сюда можно отнести дипломатические речи, выступления на важнейших международных форумах, двусторонних и многосторонних переговорах. Их отличительная особенность – высокая мера ответственности за каждое произнесенное слово. В речи отдельного официального предста­вителя выражается позиция всего государства. Предметом дипломатической речи являются такие вопросы, как война и мир, сотрудничество с другими странами, расширение экономических и политических связей и т.д.

Один из видов социально-политического красноречия – речи парламентские. Они сложились в условиях существования демократического государства. Их цель – найти верное, рациональное и правиль­ное для развития страны решение. Парламентские речи воздействуют, убеждают, побуждают к действию. Они нередко эмоциональны, даже пафосны. Ораторы используют веские аргументы по отношению к доктрине, к смыслу, к человеку, к авторитету, чтобы влиять не только на рациональную, но и на эмоциональную сферу человека.

К этому типу можно отнести и агитационные речи, которые обра­щены к широкой общественности. Их цель – воздействовать на по­литические симпатии масс, разъясняя позицию той или иной партии.

К агитационным речам примыкают и речи митинговые. Им свойственна повышенная эмоциональность. Такие речи произносятся в массе народа, охваченного какой-либо значимой для всех идеей. Оратор выражает и “озвучивает” настроение масс. Молчаливая, бессловесная толпа обретает в нем осмысленное слово. Как правило, на митинг людей заставляет собираться недовольство кем-либо (правительством, партиями) или чем-либо (собственным социальным и экономическим положением), реже – стремление защитить что-либо или кого-либо. Народу, объединенному общим состоянием возмущения и негодования, не нужны логические аргументы. Поэтому задача оратора – ярко, крупными мазками нарисовать образ общего врага и выразить стремление немедленно призвать его к ответу. Эмоциональные, иногда даже надрывные ноты, акцент на ущемленность прав работающего человека взвинчивает слушателей, усиливает их протест. Для разжигания митинговых страстей часто напоминается об обмане, который тайно совершен каким-либо партийным деятелем или группой лиц, в результате чего заметно усилилось обнищание и бесправие масс. Утешительным для толпы является то, что вина за создавшееся положение перекладывается на плечи этого невидимого врага и полностью снимается с присутствующих. Заглушить соб­ственные сомнения помогает вера в то, что все собравшиеся:

• безвинные жертвы чьего-то чудовищного корыстного обмана;

• должны отомстить за весь униженный народ.

Подобное “красноречие” бывает вызвано стремлением организаторов митинга к популизму. Его цель – сыграть на бедах социально и экономически ущемленного слоя общества в корыстных интересах какой-либо группы. Описанный тип митинговых речей противоречит сложившимся веками морально-этическим нормам, заложенным в России православно-христианскими традициями.

Более сложно строится речь оратора, стремящегося смягчить страсти, заставить людей задуматься о причинах неудач. В этой речи самое главное – призвать людей слушать и слышать себя. Важно пробудить в массе способность разумно говорить о своих проблемах, снять накал страстей: “Да, вы правы, но...”; “Наши права надо отстаивать цивилизованными путями”; “Наш путь – закон, а не самосуд”. “Да, с нами должны считаться. Запишем требования и адресуем их нашим депутатам” и т.д. Такая речь требует от выступающего выдержки, воли, умения управлять слушателями. Она, как правило, эмоциональна, спонтанна, неподготовлена. Оратор тесным образом связан с массой, все элементы его речи – “реакция на реакцию”. Он следит за состоянием слушателей, дает речевой посыл, рассчитывая на определенную ответную реакцию, и в зависимости от реализованности ожиданий посылает свою речевую установку.

Несмотря на значительное сходство, митинговая и агитационная речи имеют и ряд различий. Митинговая речь “идет” вслед за настроением массы, она призвана разжигать страсти, чтобы воодушевить людей на немедленные и активные действия. Цель агитационной речи – навязать аудитории взгляды, выгодные оратору, заставить людей изменить свое мировоззрение, отношение к существующему порядку вещей. Примером может служить деятельность большевиков в период подготовки к революции. Синонимом слова “агитация” часто выступает “пропаганда”. Их значения действительно схожи, надо только помнить, что агитировать можно “за” и “против”, в то время как пропагандировать – только “за”. Агитационные акции свойственны общественно-политической жизни любой страны. Наиболее эффективным средством пропаганды являются газеты.

Социально-бытовое красноречие. К социально-бытовому красноречию относят речи, произносимые в связи с каким-либо значимым событием в жизни отдельного человека, семьи, трудового коллектива: юбилейные, поздравительные, свадебные, застольные. Сюда же можно отнести и речь надгробную, посвященную ушедшему из жизни человеку. Общая особенность этих речей – относительная свобода композиции, допустимость не очень строгой структуры, отступле­ние от логики, меньшая полнота выражения мыслей. Все это компенсируется искренностью и силой переживаемого чувства, которое к тому же близко всем собравшимся.

Не стоит думать, что произведения социально-бытового красноре­чия – самый простой род ораторской речи, не требующий особого мастерства. На самом деле диапазон звучания этих речей очень ши­рок – от торжественности и пафосности выступлений декларативно­го характера до простоты, задушевности, добросердечия в речах, об­ращенных к близким людям.

Социально-бытовое красноречие представляет собой достаточно разнообразный по своим возможностям род ораторского искусства, который позволяет включать приемы истинно высокой речи в нашу повседневную действительность и тем самым сделать человеческое об­щение даже на бытовом уровне богатым и выразительным.

Данная классификация разработана в конце 70-х годов XX века, однако развитие риторики как науки и изменения, стремительно происходящие в обществе, позволяют расширить эту классификацию. Некоторые ученые выделяют военное красноречие (инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-приказ), дипломатическоекрасноречие (речь на международной конференции, речь во время международных переговоров), деловоекрасноречие (речь во время деловых переговоров, телефонные переговоры), диалогическоекрасноречие (спор, дискуссия, пресс-конференция, теледебаты, интервью), торговоекрасноречие (реклама, речь на презентации) и т.д.

 

 

№ 376. Прочитайте, как Н.Ф. Кошанский комментирует античные роды красноречия в своей “Частной риторике”. Выполните задания.

 

Три рода речей были у древних: торжественные речи, поли­тические и судебные. Первые два рода преимущественно бли­стали в Афинах, последний — преимущественно в Риме.

Торжественные речи у древних гремели в честь героев, граждан, иногда городов и целых народов. Например, речь Перикла — в честь падших при Марафоне или речь Горгиаса – в честь сраженных при Саламине.

Политические речи имели предметом дела государственные: суждения о войне и мире или о принятии и уничтожении законов. Например, речь Демосфена о войне против Филиппа или речь Цицерона — о законе разделения земель.

Судебные речи имели предметом обвинения и оправдания граждан. Таковы почти все речи Цицерона. Например, речь за Квинтая, за Милона, речи против Вереса, против Катилины.

...У нас в России ораторство изменило древнее направление. Оно избрало себе истины высшие, спасительные для человечества, кои были чужды язычникам, и разделилось на духовное и мирское, особенно возвысилось духовное...

1. К какому типу речи можно отнести высказывание Н.Ф. Кошанского?

2. Какие топосы[10] использует автор в тексте?

3. Составьте риторическую схему фрагмента.

№ 377. 1. Попробуйте себя в области академического красноречия. Для этого составьте историко-стилистический анализ какого-либо парагра­фа из любого учебника. Дополните информацию учебника сведениями из других источников (энциклопедий, справочников, Интернета). Вы­ступите с докладом перед аудиторией.

2. Оцените, как слушали вас сокурсники. Удалось ли вам добить­ся ораторского успеха или вы смогли только “озвучить” письменный источник?

№ 378. I. Лектору всегда важна связь с аудиторией. Проведите анкетирование ребят, слушающих ваше выступление. В анкету включите оценочные вопросы. Например:

1.Что понравилось, что не понравилось?

2.Насколько полно, ясно, логично удалось изложить материал?

3.Что можно сказать о его расположении, о выбранных речевых
средствах выразительности? и т.д.

Сформулируйте вопросы так, чтобы ответы на них были краткими, но в то же время емкими и информативными.

II. Проанализируйте результаты анкеты и напишите аналитическую работу.

№ 379. Подготовьте выступление на тему “Место России в современном ми­ре”. К какому роду красноречия будет относиться ваше выступление?
Какие мысли вы выскажете в своей речи? Какой способ демонстрации
изберете? Какие аргументы?

Составьте схему своей речи. Проверьте содержание на соблюдение законов логики. Продумайте связки между частями. Чем определен вы­бор стилистических фигур? Отредактируйте свой текст, представьте его слушателям.

№ 380. Прочитайте речь А.Н. Островского на ужине, организованном артистами в честь драматурга в 1867 г. Выполните задания.

Господа артисты! Я очень высоко ценю и очень глубоко чув­ствую честь, которую вы мне делаете. В самой ранней молодости, когда я еще ничего не писал для сцены, любовь к драматическо­му искусству и еще неясно сознаваемое призвание сблизили ме­ня с артистами, и с тех пор я провел с ними двадцать лет в прият­ном и непрерывном собеседничестве. Общие успехи нашего дела более и более роднили нас. Не посторонним, холодным зри­телем, а с сочувствием близкого, родного глядел я на успехи воз­никающих талантов наших, и в то время, как для публики явилась новая театральная знаменитость, я приобрел большей частью нового друга. Господа, я горжусь тем, что на сцене я имею и имел самых лучших, самых преданных друзей; одних я уже проводил в могилу, другие до сих пор украшают наши театры.

Настоящее выражение вашего сочувствия ко мне, господа, до­рого для меня как взаимность, как ответ на мою любовь к арти­стам. Я радушно и доверчиво открываю объятия артисту, — вы так­же радушно открываете мне свои. Одного остается мне желать, — чтобы и вперед, до конца наших дней, мы, как и до сих пор, также вместе, также дружно и любовно делали наше общее дело, соеди­няя свои труды и способности для процветания родной сцены.

1. К какому роду красноречия можно отнести данный текст? Свой
ответ обоснуйте.

2. Укажите стилистические средства, характерные для этого произ­ведения.

3. Выделите все части данного отрывка. Прокомментируйте каждую
из них.

4. Укажите топосы, использованные автором.

5. Определите настроение данного текста. Назовите средства выразительности.

№ 381. Прочитайте речьА. Ф. Кони “Федор Михайлович Достоевский”. Выполните задания.

Я просил нашего председателя разрешить мне выйти из преде­лов программы заседания Юридического общества, чтобы сказать несколько слов в память человека, перед гробом которого было пролито в эти последние дни столько искренних слез...

Три вопроса возникают перед человеком, который, познакомясь в теории с уголовным правом, впервые касается на практике обширной и темной области, действий, называемых преступле­нием. Прежде всего является вопрос о живом содержании преступления, — не как отвлеченного понятия о нарушении норм, а как конкретного, осязательного действия. Теория дает общие положения, указывает руководящие начала, определяет состав каж­дого преступления, — но его сокровенное содержание не вмеща­ется в ее рамки. Совокупность влияний, порождающих преступле­ние, и та внутренняя борьба, которая должна проходить в челове­ке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг, — ускользают от теории. Она может наметить лишь стадии развития преступления... И вопрос о внутреннем содержании преступления, о том, каким образом порочная наклонность, ложная идея победили и страх наказания, и привычку подчиняться условиям общественного быта, — оста­ется открытым перед юристом, в помощь которому является одна теория права. Она указывает ему на преступление как на проявле­ние вражды против общественного порядка и по большей части оставляет его с неизбежным жизненным вопросом о том, как до­шел враг до того, чтобы сделаться таковым...

Судьба благоволила к нашему развитию в этом отношении. Она нашла человека, который сумел дать именно такой ответ, она дала нам Федора Михайловича Достоевского.

Определите род красноречия.

Выделите части речи.

Каково ваше отношение к той мысли, которую высказывает автор?

№ 382. Прочитайтеречь С.Н.Булгакова “Жребий Пушкина”. Выполните задания.

Природный облик Пушкина отмечен не только исключитель­ной одаренностью, но и таковым же личным благородством, ду­ховным аристократизмом. Он родился баловнем судьбы, ибо уже по рождению принадлежал к высшему культурному слою старин­ного русского дворянства, что он сам в себе знал и так высоко ценил. Конечно, он наследовал и всю распущенность русского барства, которая еще усиливалась его личным “африканским” тем­пераментом. При желании в нем легко и естественно различается психология “класса” или сословия, как и обращенность к французской культуре, с ее утонченностью, но и с ее отравой. Вели­чайший русский поэт говорил и мыслил по-французски столь же легко, как и по-русски, хотя творил он только на русском языке. Даром и без труда дана была эта приобщенность к Европе, как и лучшая по тому времени школа, столь трогательно любимый им Лицей. Сразу же после школы он вступил на стезю жизни боль­шого света, с ее пустотой и распущенностью, и спасла его от духовной гибели или онегинского разложения его светлая муза. Пушкину от природы, может быть, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего и боль­ше всего оно выражается в его способности к верной и бескоры­стной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранил верность дружбе через всю жизнь.

Определите тип речи.

Расскажите о своем отношении к великому поэту.

Как вы относитесь к рассуждению Булгакова о Пушкине?

№ 383. Прочитайте речьамериканского президента Ф.Д.Рузвельта “О четырех свободах”. Определите тип и цель речи.

В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опа­сений, перед нами открывается мир, построенный на основе че­тырех неотъемлемых свобод человека.

Первая из них – свобода слова где бы то ни было на свете.

Вторая – свобода религиозных культов везде и всюду на свете.

Третья – свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере эконо­мических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете.

Четвертая свобода – это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого сво­его соседа нигде на свете.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.