КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Императивная речь
Провокационная речь Бывают случаи, когда человек говорит не для того чтобы передать информацию, а чтобы получить ответную информацию. Обычно для этого выбирается конструкция, специально рассчитанная на получение ответа. Эта конструкция — вопросительная. Однако обращаясь к человеку и в утвердительной форме, можно заставить его что-то ответить. Пример. - Ты не сможешь выиграть этот матч. - Нет, смогу. Я прошел серию тренировок с особыми нагрузками и нахожусь сейчас в очень хорошей спортивной форме. Первую реплику можно обозначить словом “провокация”. Такую речь называют провокационной. Провокационная речь – это особый тип речи, рассчитанный на получение некоторой ответной информации – или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о “выпытывании” информации). Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы человека вынуждаете помимо его воли передать некоторую информацию. На провокацию внимания слушателей и читателей рассчитан риторический вопрос. Предложения утвердительные по смыслу и вопросительные по форме носят название риторического вопроса. Таким образом, риторический вопрос – это вопросительная конструкция, имеющая утвердительное значение. Провокационная речь необязательно несет в себе негативную цель, а только в тех случаях, когда затребованную информацию человек передавать не хочет. Только в этом случае в провокации присутствует злонамеренность. Человек внутренне может относиться к вам вполне лояльно, но ему очень нужна информация, которой вы владеете, иногда настолько нужна, что ему кажется: от этого знания зависит его судьба. Особенно часто так бывает в личных отношениях. Тогда он может получить информацию, воздействуя на чувство жалости. Провокационная речь часто используется в социальной сфере потому, что в общественной иерархии в привилегированном положении обычно оказывается тот, кто узнал информацию первым. Одно из важнейших средств получения информации – оперативность. Это хорошо знают журналисты и бизнесмены. Естественно, чем больше человек знает, тем шире его информационное пространство для принятия оптимальных решений. Ритуальная и провокационная речи не являются самыми главными в речевой коммуникации. Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить т.п. Эта функция речи называется “заставить почувствовать”, т.е. вызвать эмоции. В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление носит название конгруэнтности (математический термин, который означает подобие). Почувствовать конгруэнтную эмоцию – это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. Искусная речь может вызывать в слушателе или читателе самые тонкие оттенки переживаний, одновременно принадлежащих ко всем семи типам эмоций: страху, состраданию, любви (или ненависти), этическим, рациональным, эстетическим или физиологическим чувствам. И точно так же речь другого может лишить человека эмоции, которую он испытывал, т.е. человека можно заставить не чувствовать: вывести из определенной эмоции. Например, он испытывал печаль, а вы его утешили и развеселили, значит, вы его заставили не чувствовать печаль. Точно так же, как человека можно заставить нечто почувствовать, его можно заставить совершить поступок. Человечество выработало специальную речевую форму, связанную с принуждением к действию или бездействию: это – приказ. В нашей стране письменный приказ как бюрократический документ является нормой в менеджменте. В более демократических системах он имеет меньшее распространение, и императив, т.е. повелительность этой категории, звучит не столь жестко. Например, если в приказе ректора отечественного университета написано: “Студентам сдать дипломные работы в деканат не позднее...”, то в аналогичном приказе ректора университета, скажем, в Великобритании даны скорее рекомендации: “Students (have, are) to hand the course papers over to dean's office before...”. Рекомендательная модальность имеет безусловное психологическое преимущество по сравнению с модальностью императива. Конечно, в таких структурах, как, скажем, армия, императивная форма приказа вполне оправданна и целесообразна, поскольку в этих структурах нарушение дисциплины, связанное с невыполнением приказа, карается вплоть до трибунала. Классификация целевых установок речи Целевая установка – это внутренняя мотивация человеческой личности. Среди всех целевых установок ритуальной, провокационной, императивной и убеждающей речей можно выделить такие, которые могут быть признанными общечеловеческими универсалиями: создание собственного авторитета; совершение речевого поступка во благо другим людям; передача своего духовного “я” в будущее; формирование интеллектуальных союзников и др. Есть и специфические целевые установки, свойственные определенному кругу речей: сохранение социального статуса, выполнение условий финансового договора и др. По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы. Императив, составляющий основу авторитарной речи, – силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и т.д.). Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и т.п.). Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.). В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся: 1)провокация эмоции; 2)привлечение внимания; 3)распространение знаний; 4)создание намерений; 5)побуждение к действию; 6)формирование навыков. Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика). Основу ораторики составляют (по Аристотелю) речи: совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). “Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уж совершилось, или же того, что может совершиться... Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют). Что же касается судебных речей, то их дело обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют, или оправдываются). Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся другие соображения” (Аристотель). Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия – самый сильный вид речи, так как оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз. Основная цель ораторической речи – эффективность воздействия, основанная на необходимости “выиграть” речь. Главная же цель гомилетической речи – влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее. Жанрами ораторики, кроме судебной, совещательной и показательной речей, являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Ораторика и гомилетика вместе составляют устную словесность. Письменную словесность составляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художественная литература, научная литература и публицистика. Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, пресса) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности. Каждый жанр речи имеет свои сферы эффективности, т.е. главные целевые установки, обусловленные природой этого жанра.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |