Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся. Умелое применение основ риторики на практике поможет управлять вниманием аудитории при выступлении, а в беседе – со­хранить интерес слушателя к вашей речи




Узнаём

Умелое применение основ риторики на практике поможет управлять вниманием аудитории при выступлении, а в беседе – со­хранить интерес слушателя к вашей речи.

Слушает вас аудитория или нет, насколько внимательна к вашему выступлению, очень часто зависит от того, как вы держите себя во время выступления, каковы ваши внешний вид и манера изложения, насколько вы тактичны и подготовлены к речи, каково ваше настро­ение, а также от того, удачно ли вы использовали ваши знания об аудитории, ее состоянии, интересах и т.д.

Прежде чем выяснить основные принципы управления вниманием слушателей, составим представление об уровнях речевой деятельно­сти и речевого взаимодействия, которые помогут определить свою позицию в речевом процессе.

Уровни речевой деятельности и речевого взаимодействия. Любое взаимодействие с аудиторией можно охарактеризовать с позиций владения собой и вниманием слушателей, которое является следствием нашего же отношения к выступлению.

Рассмотрим три уровня, предполагающих определенный набор признаков речевого поведения оратора в аудитории.

1. Репродуктивный уровень предполагает простую передачу информации слушателям. Выступающий не учитывает специфики аудитории в целом и индивидуальных особенностей каждого. Произнося
речь, он занят только содержанием, сосредоточивая все свое внимание на правильности изложения материала. Процесс понимания его
речи слушателями никак не регулируется и не управляется.

2. Адаптационный уровень – более высокий. Он предполагает хорошее знание темы и свободную ориентацию в материале, а также владение методическими приемами, которые позволяют выступающему:

• постоянно поддерживать все формы контактов с аудиторией:

• учитывать особенности слушателей;

• применять различные способы разъяснения и доказательства;

• управлять вниманием аудитории и влиять на усвоение ею материала.

3. Творческий уровень определяется способностью оратора в полной мере управлять усвоением материала слушателями с учетом их особенностей, а также активизировать у них творческое мышление. Все
это побуждает слушателей делать собственные частные и промежуточные выводы, формирует у них умение видеть рассматриваемые явления в реальной связи с практикой.

Среди элементов культуры речевой деятельности, влияющих на успешность выступления, особо можно выделить:

• логическое построение речи с помощью аргументации и доказательств;

• использование арсенала средств убеждения;

• содержательность, глубину преподносимых истин, познавательную сущность, информативность и убедительность;

• совершенство форм языка и стилей речи, образную и эмоциональную выразительность речи;

• умение достигать наибольшей взаимосвязи с аудиторией.

Аудитория как сложное диалектическое единство.

Любая аудитория представляет собой сложное диалектическое единство, оценить которое позволяют следующие характеристики:

• формальные демографические данные (пол, возраст, национальная или региональная принадлежность, профессиональный уровень, интересы, культура);

• мотивы слушания (прагматические, познавательные, учебные,
морально-дисциплинарные, эстетические и т.д.);

• готовность к восприятию речи (уровень знания предмета, личная
заинтересованность в проблеме и т.п.);

• эмоциональный настрой по отношению к теме и самому говорящему, уровень внимания и др.

Хороший оратор:

1)наблюдает за реакцией слушателей, за выражением их лиц, поведением, проявлением интереса или же, наоборот, безразличия;

2)оживляет речь введением разговорных элементов и упрощает стиль речи;

3)использует прямое обращение к аудитории, ставит риторические вопросы;

4)обостряет спорные и проблемные вопросы, заставляет слушателей думать, рассуждать и принимать участие в дискуссии;

5)использует в речи спонтанный, ассоциативный материал (приме­ры, истории, сюжеты), оживляющий речь и приближающий ее к жизни;

6)связывает материал выступления с другими темами, прозвучав­шими ранее, и др.

Большое значение для взаимодействия с аудиторией имеет местонахождение выступающего во время речи: на трибуне, у столика, на сцене, в кругу самих же слушателей. Чем ближе оратор к аудитории, тем лучше условия для взаимопонимания.

Однако необходимо помнить о том, что, как правило, все слушате­ли разделяются на несколько групп.

1. Одни согласны с выступающим, разделяют его мнение, взгляды,
понимают излагаемую проблему и принимают позицию оратора. Эти
слушатели формируют так называемую конструктивную группу.

2. Другие настроены к выступающему оппозиционно. Это
конфликтная группа.

3. Третьи занимают соглашательскую позицию, словом – идут за
тем, кто сумеет представить более убедительные для них аргументы.
Эта группа не имеющих собственного мнения слушателей носит на­звание конформистской.

4. В редких случаях приходится встречаться с еще одной группой слушающих (или, скорее, неслушающих) – инфантильной. Она со­стоит из тех, кому неинтересен сам предмет речи. Пребывание таких слушателей среди прочей публики является случайным или носит морально-дисциплинарный характер.

Типы коммуникабельности собеседников

Когда вы общаетесь во время дискуссии с конкретным собеседником, необходимо руководствоваться типами коммуникабельности людей. Умея их определять и зная психологические особенности каждого типа, вы сможете лучше понять своего собеседника и выработать верную стратегию своего речевого поведения.

Основные типы коммуникабельности людей различаются в зависимости от преобладания следующих речевых характеристик:

• доминантности, то есть авторитарности в высказывании мыслей;

• мобильности, то есть подвижности, рассосредоточенности;

• ригидности, то есть жесткости, твердости, неспособности идти
на компромиссы;

• интровертности, то есть сосредоточенности на собственном внутреннем мире и неспособности идти на контакты.

Доминантный собеседник инициативен в речевом общении, стремится стать объектом всеобщего внимания и не любит, чтобы его перебивали. Он часто бывает резок, насмешлив, говорит несколько громче остальных. Если вам приходится общаться с таким человеком, то не следует перехватывать у него инициативу, не рекомендуется перебивать. Лучше, дождавшись паузы, быстро и четко сформулировать свои интересы. С каждой паузой ваша позиция будет все отчетлива, и доминантный собеседник будет вынужден с ней считаться. Таким образом, вы достигли главной своей цели – вас начали слушать и воспринимать как речевого партнера.

Мобильный собеседник легко вступает в разговор. Он говорит много и охотно, нередко интересно, не теряется в незнакомой компании, однако ему свойственно перескакивать с темы на тему. Этот тип собеседника наиболее подходит для бытового общения, но в сфере деловых отношений постоянное желание менять тему снижает эффективность общения. Ваша стратегия в беседе с таким человеком должна предполагать коррекцию хода мыслей собеседника через вопросы и выводы, возвращающие его к исходной проблеме. В противном случае вы обречены на простое общение, пусть и приятное, но не дающее вам представления об основных моментах обсуждаемой темы.

Ригидный собеседник часто испытывает трудности при установлении контакта с незнакомыми людьми. Когда же данный этап преодолен, он четко формулирует свое мнение, логичен и рассудителен. Этот тип наиболее приспособлен к ведению деловых переговоров, однако, чтобы ваше общение было продуктивным, следует помнить, что ригидный собеседник требует особого подхода. С ним нельзя сразу же переходить к предмету разговора, следует вначале создать ситуацию этикетного общения и поговорить на отвлеченную тему.

Интровертныйсобеседник не стремится к овладению инициативой в разговоре в силу застенчивости своего характера. Он скромен, склонен принижать свои достоинства и возможности, не любит разговоров на интимные темы. Резкость и грубость могут выбить его из колеи, а присутствие посторонних при общении может его сковывать.

Для нормального общения с интровертным собеседником важно вербально (через этикетные слова) или невербально (взглядом, жестами, кивком головы) проявлять интерес к нему и его словам. Интроверта не следует перебивать, опровергать его доводы без мотивации, так как это может привести к разрыву контакта.

Абсолютного проявления в человеке какого-либо из перечисленных типов, пожалуй, мы не встретим, однако всегда какой-либо тип будет доминирующим и определяющим в речевом поведении людей.

Остановимся на некоторых приемах управления вниманием аудитории и собеседника. Основная проблема, с которой сталкивается любой выступающий, заключается в том, как сделать свою речь интересной, полезной и действенной. Решение этой задачи начинается уже со вступления.

С каких слов лучше всего начать? Это не такой простой вопрос. А.Ф. Кони, выдающийся судебный оратор России, говорил: “Первые слова... должны быть чрезвычайно просты, доступны и интересны, должны зацепить внимание... ”.

Так какие же существуют эффективные способы начала выступления, позволяющие завоевать внимание слушателей?

1. Начните с конкретной иллюстрации, с факта.

Например: Когда Теодор Рузвельт был в Белом доме, он заявил однажды, что если бы смог оказаться правым в 75 спорных случаях из ста, то считал бы это величайшим достижением, на какое может рассчитывать (начало главы II “Верный способ наживать врагов и как его избе­жать” части III книги Д. Карнеги).

2. Задайте проблемный вопрос.

Например: Мы не можем отказать себе в праве на предположение о неоднократных посещениях жителями других миров нашей планеты, о цивилизациях, исчезнувших, почти не оставив следов. Почему прошлые цивилизации не могли знать неожиданных вспышек, в течение которых ими была открыта (и может, как раз теми, кто посещал Землю) вся сумма знаний? И не упрощаем ли мы воспоминания об этих мгновениях, говоря лишь о мифах, легендах, магии? (начало материала Павла Губанова “Исчезнувшие цивилизации”).

3. Расскажите, как предмет вашего выступления связан с жизнью.

Например: Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование (начало Геттинсбергской речи Авраама Линкольна).

4. Начните с цитаты какого-либо значимого для аудитории авторитета.

Например: Н.В. Гоголь писал: “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово...” (так может начинаться речь, посвященная образности и рассказывающая о языковых средствах достижения этой образности).

5. Используйте какой-либо предмет как тему для разговора.

Например: Вы держите в руках ручку, затем тетрадь или что-то еще, спрашивая аудиторию, что это за предметы; после ответов задаете вопрос: “Что вы сейчас произнесли?” – “Слова”. – “Совершенно верно, слова, которые в целом образуют нашу речь, помогают нам выразить свои чувства и мысли...” (таким образом может быть начата лекция, вводящая слушателей в предмет изучения науки о языке).

6. Начните с интересной или впечатляющей истории.

Например: Как-то знакомые психологи рассказали интересный случай. К ним в психологическую службу пришел мужчина лет 45. Он хотел научиться правильно общаться, потому что собирался стать организатором и руководителем частной платной стоянки, а для работы с клиентами это ему крайне необходимо.

И вот он в течение трех часов рассказывал о своем будущем дети­ще, о том, какую роль играет умение работников контактировать с клиентами для прибылей предприятия, как он хочет, чтобы психологи провели специальные занятия с его подчиненными и т.д.

Когда беседа закончилась, он сказал:

– Вы такие интересные люди, я так много узнал нового!
Они спросили:

– Скажите, а что конкретно такого “нового” мы вам сказали?
Мужчина задумался, потом растерянно пробормотал:

– И действительно...

Оказалось, что это он сам в течение трех часов говорил о том, как он хочет научиться правильно общаться, а психологи только слушали, но оставили впечатление очень интересных собеседников (начало раздела книги “Гроссмейстер общения” С. Дерябо, В. Ясвина, посвященного правилам общения). И т.д.

Продумывая основную часть выступления, оратор должен помнить о том, что он вызовет интерес слушателей в том случае, если будет:

1)говорить с аудиторией понятным ей языком о вещах, связанных
с их опытом и жизнью;

2)стремиться сделать свою речь образной и богатой;

3)будет варьировать интонацию и умело расставлять акценты.

Не надо бояться отступать от намеченного плана и обращаться к вдруг возникшим ассоциациям. Это сделает выступление только привлекатель­нее и непосредственнее, заставит аудиторию слушать.

И наконец – чем закончить? Правило простое – концовка должна соответствовать поставленной цели. Поэтому:

1. Если вы хотели развлечь аудиторию, то заставьте слушателей смеяться в заключение... Смех слушателей – хорошая концовка: смешная история “по поводу” еще больше разъясняет и убеждает. Например:

Лекцию об “Искусстве умело пользоваться речью” можно закончить так: “Итак, правильно выражать свои мысли – великая вещь. От этого зависит результат вашего общения. Помните об этом, чтобы с вами не случилось такого же казуса, как с одним моим приятелем. Решив уговорить других поиграть с ним в баскетбол, он сказал им примерно следующее: “Я хочу, чтобы вы поиграли со мной в баскетбол, а то мне совсем не с кем тренироваться. Нас очень мало, и вчера к тому же мне подбили глаз. Пойдемте поиграем!” Наверное, вы поняли, сколько народу оказалось после такого приглашения в зале” (Дейл Карнеги).

2. Если ваше выступление носит серьезный характер и вы хотели что-либо объяснить, в чем-то убедить аудиторию, закончите кратким изложением основных мыслей, положений. Например:

Таким образом, повторим шесть правил, соблюдение которых позволяет нравиться людям: 1) искренне интересуйтесь другими людьми; 2) улыбайтесь; 3) помните, что имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; 4) будьте хорошим слушателем, поощряя других говорить о себе; 5) говорите о том, что интересует вашего собеседника; 6) внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне (Дейл Карнеги).

3. Если в вашу задачу входило побудить слушающих к чему-то, закончите призывом к какому-либо действию, обращением. Например:

Итак, если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило второе гласит: Проявляйте уважение к мнениям другого. Никогда не говорите человеку, что он не прав (Дейл Карнеги).

4. Если вы поставили перед собой цель произвести впечатление, то лучше всего в конце выступления создать кульминацию, то есть заострить обсуждаемую проблему.

И все же, взвесив все “за” и все “против”, выяснив мнения ученых и определенные факты, мы так и не можем ответить сейчас на вопросы: а все-таки существуют ли пришельцы, прилетал ли кто-либо из других галактик на нашу бренную Землю: а может, мы с вами вовсе и не земляне, а предки древнейших представителей иных миров, занесенных волею судеб на нашу планету? (так может заканчиваться лекция, посвященная проблемам других миров). И т.д.

Если же вы попали в ситуацию, когда не знаете, как закончить выступление, лучший способ – это комплимент аудитории или же уместная цитата.

№ 358. Попробуйте представить репродуктивный, адаптационный и творческий уровни речевой деятельности в виде наглядных схем, отразив характер поведения оратора со слушателями.

№ 359. Представьте, что вам необходимо выступить перед незнакомой аудито­рией. Как вы будете управлять вниманием аудитории в следующих ситуациях:

а) вы участник международной научной конференции, на которой присутствуют студенты, молодые ученые, профессора и академики;

б) вы приглашены на классный час к пя­тиклассникам в вашу школу.

№ 360. Представьте, что вы выступаете перед аудиторией. Как бы вы поступи­ли в следующих ситуациях:

а) вы вдруг потеряли нить выступления;

б) вы оговорились;

в) вы замечаете, что слушатели зевают, переговариваются, кто-то встает и выходит;

г) вы слышите перебивающие вас реплики из зала.

№ 361. Охарактеризуйте себя как собеседника. Проанализируйте все типы коммуникабельности по отношению к себе, опираясь на формулу “если... то”.

Определите, с кем вам легче всего общаться. Почему? Какой тип собеседника для вас самый сложный? Что бы вы посоветовали самому себе для успешного общения с данным человеком?

 

 

№ 362. Прочитайте фрагмент статьи И. Л. Андроникова “Слово написанное и сказанное”. Какие особенности устной речи автор считает определяющими для общения? Почему? Кому, по вашему мнению, адресована эта статья? Обоснуйте свой ответ, опираясь на содержание текста.

 

... Статью, роман, пьесу можно сочинять, запершись ото всех. Но разговор без собеседника не получится. И речь в пустой комнате не произнесешь. А если и будешь репетировать ее, то воображая при этом слушате­лей, ту конкретную аудиторию, перед которой собрался говорить. И все же в момент выступления явятся другие краски, другие слова, иначе построятся фразы – начнется импровизация, без чего живая речь невозможна и что так сильно отличает ее от письменной речи.

Но что же все-таки отличает эту устную импровизацию, в которой воплощены ваши мысли, от речи, вами написанной, излагающей эти же мысли?

Прежде всего – интонация, которая не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но одним и тем же словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую емкость. Вплоть до того, что слово обретет прямо обратный смысл. Скажем, разбил человек что-нибудь, пролил, запачкал, а ему говорят: “Молодец!” Опоздал, а его встречают словами: “Ты бы позже пришел!” Но раздраженно-ироническая интонация или насмешливо-добродушная переосмыслят эти слова. Почему люди стремятся передавать свои разговоры с другими людьми пространно, дословно, в форме диалога? Да потому, что этот диалог содержит в себе богатейший подтекст, подспудный смысл речи, выражаемый посредством интонаций. Недаром мы так часто слы­шим дословные передачи того, кто и как поздоровался. Ибо простое слово “здравствуйте” можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно “здравствуйте” несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысло­вое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой ска­зать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены. “Тут, – написал Лер­монтов про любовное объяснение Печорина с Верой, – начался один из тех разговоров, которые на бумаге не имеют смысла, которых повторить нельзя и нельзя даже запомнить: значение звуков заменяет и дополняет качение слов, как в итальянской опере”...

Итак, интонация передаст тончайшие оттенки мысли и тем самым усиливает воздействие слова при общении людей. Вот почему в разговоре об­мен мыслями и взаимопонимание между людьми достигается легче, чем путем переписки, если даже они начнут посылать друг другу записки, сидя в одной комнате, на одном заседании. Потому что в устной речи как человек произнес очень часто превращается в что он сказал. Что еще отличает устную речь?

Она всегда адресована – обращена к определенной аудитории. И потому в принципе представляет собою наилучший и наикратчайший способ выражения мысли в данной конкретной обстановке.

Читателя пишущий воображает. Даже если пишет письмо, адресованное определенному лицу. Собеседника, слушателя при живом общении воображать не приходится. Даже если вы говорите по телефону, он участ­вует в процессе рождения вашего слова. От его восприимчивости, подготовленности, заинтересованности зависит характер вашей беседы. Если аудитория перед вами, вам легче построить речь, урок, лекцию. Потому что вы понимаете, кто перед вами сидит: от этого зависят характер и структура речи, ее “тон”. Вам ясно, как и что сказать этой аудитории. А ей легко следить за вашей мыслью, потому что вы приспособляетесь к ней, к аудитории, а не она к вам. Если же вы начнете читать, слушателям придется напрягать внимание. Потому что вы адресуетесь уже не к ним, а к некоему воображаемому читателю. И выступаете как исполнитель собственного текста. Но ведь даже и великолепного чтеца труднее слушать, когда он читает по книге. А если вы не владеете к тому же этим сложным искусством, то и читать будете невыразительно, с однообразными, “усыпляющими” интонациями. Следовательно, если вы стали читать, аудитория слушает уже не живую речь, а механическое воспроизведение написанного.

В устной речи любое слово мы можем подчеркнуть интонацией. И, не меняя порядка слов, сделать ударение на любом слове, изменяя при этом смысл фразы. Можно произнести: “Я сегодня дежурю” (а не ты); “Я сегодня дежурю” (а не завтра); “Я сегодня дежурю” (в кино идти не могу). В письменной речи для этого необходимо поменять порядок слов во фразе или же каждый раз выделять ударное слово шрифтом. Таким образом, в устной речи расстановка слов гораздо свободнее, нежели в письменной. Этого мало: устная речь сопровождается выразительным жестом. Говоря “да”, мы утвердительно киваем головой. “Нет” сопровождается отрицательным “метаньем” головы. А иные слова и не скажешь без помощи жеста. Попробуйте объяснить: “Идите туда”, не указав пальцем или движением головы, куда именно следует отправляться. Я еще не сказал о мимике, которая подчеркивает и усиливает действие произнесенного слова. Все поведение говорящего человека – паузы в речи, небрежно оброненные фразы, улыбка, смех, удивленные жесты, нахмуренные брови, – все это расширяет емкость звучащего слова, выявляет все новые и новые смысловые резервы, делает речь необычайно доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной...

Но для того, чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать очень важным качеством – умением публично мыслить. Это сложно, потому что перед большой или перед новой аудиторией выступающий часто волнуется, а для того, чтобы формулировать мысли в процессе речи, нужно владеть собой, уметь сосредоточиться, подчинить свое внимание главному, помнить, что ты работаешь. Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно, не беспокоясь о том, получится ли стройная фраза и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед – к аудитории, а назад – к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь – похожей па диктовку или на ответы экзаменующегося, который отвечает не мысля, а припоминая заученный текст. Если же при этом перед выступающим нет кафедры или стола, на который можно положить бумажку, то весь он, по образному выражению одного музыковеда, обретает такой вид, словно забил бумажку между лобной костью и полушариями мозга и хочет подсмотреть туда, отчего лицо его принимает выражение несколько обращенное внутрь себя: “Ах, ах, что будет, если я забыл?”

1. Чем устная речь отличается от письменной?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.