КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тренируемся. 1. Назовите основную единицу коммуникации
Узнаём Проверяем себя 1. Назовите основную единицу коммуникации. Из каких компонентов она состоит? 2. Перечислите три закона современной общей риторики. 3. Какие свойства личности характерны оратору? 4. В чем особенности принципа коммуникативного сотрудничества? 5. Что в риторике принято называть принципом кооперации? 6. В чем заключается принцип вежливости? 7. Из каких максим состоит принцип кооперации? 8. Какие максимы включает в себя принцип вежливости?
Глава 2. Этапы подготовки устного выступления Рассмотрим основные этапы подготовки устного выступления, следование которым поможет обеспечить оратору успех в общении с аудиторией. Докоммуникативный этап является самым важным, так как предполагает анализ и учет нескольких факторов. К основным ступеням данного этапа относятся: 1. Выбор темы выступления. 2. Оценка состава аудитории (пол, возраст, образование, 3. Уяснение цели выступления (информационная, агитационная, 4. Определение жанра монологической речи (лекция, доклад, информация, инструктаж и т.д.) или формы диалога (беседа, дискуссия, 5. Ознакомление с литературой по теме выступления, сбор сведений через Интернет, подбор ключевых слов. 6. Составление плана выступления. 7. Сбор материала и оформление записей. 8. Написание текста речи и конспекта выступления. 9. Репетиция выступления. Для того чтобы выступление было интересно аудитории, необходимо ответить на три очень важных вопроса: 1.Будет ли понятен слушателям материал в таком виде? 2.Какие слабые места есть в аргументации? 3.Какие вопросы могут быть заданы в ходе выступления и после него? Ответив на эти вопросы, оратор сможет лучше сориентироваться во время выступления, избежать неприятной ситуации и произвести впечатление на аудиторию или своих собеседников. На коммуникативном этапе в задачу говорящего входят: • реализация норм культуры речи; • контроль за собственным кинесическим поведением (телодвижениями и мимикой оратора); • реакция на поведение аудитории. Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи? 1.Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми 2.Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов: типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют 3.Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. 4.Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8–10 минут аудитория устанет и не будет воспринимать речь, похожую на крик. 5.Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов 6.Считается неприличным держаться слишком развязно и раскованно. Это мешает воспринимать оратора и создает скорее негативное отношение к говорящему, несмотря на то, что он говорит. 7.Недопустима излишняя жестикуляция. Слушатели будут отвлекаться именно на жесты говорящего и не вникать в суть речи или же, 8. Не рекомендуется агрессивно реагировать на поведение и реплики слушателей: это не приведет выступающего к взаимопониманию с Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще тренироваться, следить внимательно за своей и чужой речью, учитывать недостатки и выслушивать мнения других по поводу вашего выступления. Посткоммуникативный этап. При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций: • полноты реализации замысла; • логики изложения; • эстетической выразительности. 1. Оценка содержания выступления: • тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько • вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли • главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые • заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели. 2. Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики: • есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли • непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; • есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблюдается ли многословие или же чрезмерная краткость; • употребляются ли речевые штампы; насколько удачны и целесообразны метафоры, сравнения; употребляются ли риторические вопросы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление: насколько ярок язык. 3. Оценка внешнего облика оратора: • внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли • поза: скованная или непринужденная, театральная или естественная, сутулая или прямая и т.д.; какова подвижность при выступлении; нет ли лишних движений и др.; • жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много или 4. Оценка произнесения речи: • голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надлежащая выразительность; • темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли • высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса; акцентируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь 5. Оценка артикуляции: • насколько правильно произношение слов; • насколько четка артикуляция; есть ли затруднения в артикуляции. Таковы примерные характеристики, которые помогут сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи; помогут определить, на что нужно обратить внимание.
№ 350. Как вы думаете, влияет ли возраст аудитории на выбор названия темы? № 351. Отличается ли выступление перед профессионально однородной № 352. Зависит ли выбор типа речи от цели выступления? Обоснуйте свой ответ. № 353. Проанализируйте отрывок из речи И.С. Тургенева, произнесенной на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве. Выполните задания. Мм., гг.! Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на празднование которого собралось так много наших лучших людей, представителей Земли, правительства, науки, словесности и искусства, — это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов. Постараемся в немногих чертах определить смысл и значение этой любви. Пушкин был первым русским художником-поэтом. Художество, принимая это слово в том обширном смысле, который включает в его область и поэзию, — художество, как воспроизведение, воплощение идеалов, лежащих в основах народной жизни и определяющих его духовную и нравственную физиономию, — составляет одно из коренных свойств человека. <...> Дикарь каменного периода, начертавший концом камня на приспособленном обломке кости медвежью или лосиную голову, уже перестал быть дикарем, животным. Но только тогда, когда творческой силою избранников народ достигает сознательно полного, своеобразного выражения своего искусства, своей поэзии — он тем самым заявляет свое окончательное право на собственное место в истории; он получает свой духовный облик и свой голос — он вступает в братство с другими, признавшими его народами. Недаром же Греция называется родиной Гомера, Германия — Гете, Англия — Шекспира. <...> Пушкин, повторяем, был нашим первым поэтом-художником. В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных ее начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало, — осмеливаемся мы прибавить. У нас же, русских, позднее других вступивших в круг европейской семьи, оба эти начала получают особую окраску; восприимчивость у нас является двойственностью: и на собственную жизнь, и на жизнь других западных народов ее всеми ее богатствами — и подчас горькими для нас плодами; а самодеятельность наша получает тоже какую-то особенную неравномерную, порывистую... зато гениальную силу: ей приходится бороться и с чуждым усложнением, и с собственными противоречиями. Вспомните, мм., гг., Петра Великого, натура которого как-то родственна натуре самого Пушкина. Недаром же он питал к нему особенное чувство любовного благоговения! Эта двойственная восприимчивость, о которой мы сейчас говорили, знаменательно отразилась в жизни нашего поэта: сперва рождение в стародворянском барском доме, потом иноземческое воспитание в лицее, влияние тогдашнего общества, проникнутого извне занесенными принципами; Вольтер, Байрон и великая народная война 12-го года; а там — удаление в глубь России, погружение в народную жизнь, в народную речь, и знаменитая старушка-няня с ее эпическими рассказами... Что же касается до самодеятельности, то она в Пушкине возбудилась рано, и, быстро утратив свой ищущий, неопределенный характер, превратилась в свободное творчество. <...> Возвратимся к Пушкину. Вопрос: может ли он назваться поэтом национальным, в смысле Шекспира, Гете и др., мы оставим пока открытым. Но нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному гением. <...> Мы находим в языке, созданном Пушкиным, все условия живучести: русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка – это прямодушная правда, отсутствие лжи и фальши, простота, эта откровенность и честность ощущений — все эти хорошие черты хороших русских людей поражают в творениях Пушкина не одних нас, его соотечественников, но и тех иноземцев, которым он стал доступен. <...> …заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю; и если пыль поднявшейся после него битвы затемнила на время это светлое знамя, то теперь, когда эта пыль начинает опадать, снова засиял в вышине водруженный им победоносный стяг. Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом — так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Пусть это последнее слово не удивит вас, мм., гг.! В поэзии — освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила. Будем также надеяться, что в недавнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! — и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: “Это памятник — учителю!” 1. Выделите начальную и заключительную часть выступления. С какой целью И.С.Тургенев использует именно эти речевые конструкции? 2. Охарактеризуйте логику построения текста, его содержательность и 3. Какими средствами автор достигает эмоциональности? Можно ли в этом тексте найти особенности, позволяющие говорить об индивидуальной манере изъяснять свои мысли — об идиостиле? Подтвердите свою точку зрения. 4. Согласны ли вы с И.С. Тургеневым? Расскажите о своем отношении к А.С. Пушкину. № 354. Вашему другу нужно выступить с докладом на научной конференции, помогите ему подготовить устное сообщение. Расскажите о том, как заинтересовать слушателей с самого начала своего доклада, и о том, каким № 355. Выберите одну из следующих тем выступления: 1. Нужна ли классическая музыка современному молодому человеку? 2. Что важнее для человека, искусство или наука? 3. Интересна ли русская классика современному читателю? 4. Легко ли сегодня быть молодым? Продумайте план. Подготовьте тезисы. Выступите перед сокурсниками. Оцените свое выступление. № 356. Вспомните два ваших выступления: одно — принесшее вам чувство морального удовлетворения и, может быть, гордости за самого № 357. Прочитайте текст, представляющий собой запись выступления кинорежиссера С.М. Эйзенштейна ко Дню Победы — 9 Мая 1945 г. Выполните задания.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |