Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся. 1. Что понимается под уместностью речи?




Узнаём

Подумаем

Проверяем себя

1. Что понимается под уместностью речи?

2. Почему уместность – это понятие и культуры речи и стили­стики?

3. Назовите основные условия создания уместности речи.

4. Охарактеризуйте стилевую, ситуативно-контекстуальную и личностно-психологическую уместность.

5. Что является критерием уместности в стиле художест­венной литературы?

 

Раздел III. Культура публичного выступления

 

1. Как вы думаете, можно ли овладеть мастерством публичного выступления?

2. Легко ли вызвать интерес к теме своего выступления и поддерживать его на протяжении долгого времени?

3. Можете ли вы сделать свою речь убедительной для слушателей?

4. Можно ли добиться действенности своей речи в разной аудитории?

5. Какими способами может воздействовать оратор на аудиторию?

Глава 1. Законы современной общей риторики. Об ораторе

Свойством хорошей речи с точки зрения современной риторики является сила ее воздействия на адресата. И целесообразность речи, и способность ее воздействовать на слушателя определяется умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенностями аудитории, с законами восприятия.

Как привлечь внимание слушателя, пробудить в нем те мысли и эмоции, тот отклик, который нужен оратору или собеседнику? На эти вопросы отвечает риторика, которая в настоящее время рассматривается как школа мысли, а потом уже как искусство слова. Талантливая речь, по мнению А.Ф. Лосева, – это единое, целостное умение человека не только говорить самому, но и уметь слушать, когда говорят. Только таким образом становится возможным и реально осуществимым подлинный диалог между людьми.

Для правильного восприятия текста этого раздела познакомимся с некоторыми терминами риторики, к которым относятся основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое поведение и речевое взаимодействие.

Основной единицей коммуникации является речевое событие, состоящее из двух компонентов: речевого поведения человека – самого процесса говорения и того, чем он сопровождается (мимика, жесты) и речевой ситуации – условий и обстановки, в которой происходит речевое общение. Объединенные усилия участников общения для достижения коммуникативной цели называют речевым взаимодействием.

Первым законом современной общей риторики является закон гармонизирующего диалога: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Этот закон говорит о том, что задача ритора – пробудить собственное внутреннее слово слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

Рассмотрим основные принципы речевого поведения для диалогизации речевого общения.

1. Внимание к адресату. Готовясь к публичной речи, деловой беседе и т.п., необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника: кто он, каковы особенности его личности и т.д.

2. Близость содержания речи интересам и жизни адресата. Оратор выбирает для речи те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю.

3. Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Оратор обязательно должен приводить примеры, использовать образные средства языка, метафоры, тщательно отбирать слова, выбирая видовые, а не родовые наименования, структурировать речь, избегая общих фраз и формулировок, стремясь к конкретности.

Вторым законом является закон продвижения и ориентации адресата. Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован в “пространстве” речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Чем лучше адресат представляет себе, куда его ведет говорящий, сколько еще осталось до конца и в каком “пункте” “карты речи” он находится в каждый момент речевого общения, тем лучше он воспринимает сообщаемое. Говорящий должен осведомлять адресата о том, какова “карта речи”, сообщать о позиции на этой карте, создавать ощущение движения.

Третий закон – эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать речь выразительной – экспрессивной. Этот закон реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных средств, а также с помощью особых принципов их использования в речи.

Четвертый закон – закон удовольствия – гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Средствами доставления удовольствия слушателям является и использование “игровых фигур” речи, например, разгадывание загадок, и юмор в разнообразных своих проявлениях – анекдоты, истории, афоризмы, и разнообразие речи – смена интонации, темпа, ритма речи, высоты голоса, движение оратора, изменение его позы и т.п.

В основе эффективного речевого общения лежит принцип коммуникативного сотрудничества – негласный “договор” между участниками речевой ситуации. Как может говорящий учитывать воздействие своей речи? Для этого он должен соблюдать следующие правила:

1. Не навязывайся.

2. Выслушай собеседника.

3. Будь дружелюбен.

Первое правило связано с коммуникативной стратегией отстранения, дистанцирования от партнеров по общению. Это общение осуществляется без стремления к эмоциональному контакту, когда собеседники более холодны и сдержанны.

Второе правило связано со стратегией предоставления собеседнику выбора эмоционального “ключа”, тональности общения.

Третье правило иллюстрирует стратегию близости, эмоционального контакта.

Выбор той или иной коммуникативной стратегии определяется:

1) особенностями речевой ситуации – тем, кто ее участники, каковы отношения между ними, о каком предмете идет речь;

2) личностными, индивидуальными особенностями говорящего, его темпераментом, характером, а также национальными речевыми традициями.

Для успеха публичной речи современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникативную стратегию “близости”, которая проявляется в коммуникативности, или “чувстве аудитории”, когда у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим. Этот эффект достигается с помощью трех важнейших средств: разговорности речи, зрительного и голосового контакта.

Для развития способностей к коммуникативному контакту с адресатом риторика предлагает три способа внутренней работы: самоубеждение, самоанализ и самоконтроль.

1. Самоубеждение проявляется в умении настроить себя нужным образом перед выступлением.

2. Самоанализ проявляется в определении своего типа личности, кто вы, интроверт (“обращенный вовнутрь”) или экстраверт (“обращенный вовне”), и определении плана работы над собой.

3. Самоконтроль представляет собой умение реагировать на реакцию собеседника и корректировать свое речевое поведение.

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, – гласит риторика.

Существенными для эффективности речи являются следующие свойства личности оратора: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность.

Обаяние – умение быть естественным, быть самим собой. Проявление обаяния в речи и манере держаться состоит в умении отказаться от чужого, наносного, привнесенного, “не своего”.

Артистизм – это умение общаться, соблюдая чувство меры, с окружающими активно и с игровой установкой. Артистизм проявляется в умении изображать свои собственные черты, т.е. играть самого себя.

Уверенность – это умение играть роль “главного” в речевой ситуации, вести за собой слушателей. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего “сбивает с толку” слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.

Дружелюбие – одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Оратор должен помнить, что в аудитории сидят его друзья или люди, которых он уважает.

Искренность или “ораторская честность” – такое свойство оратора, которое во многом определяет действенность его речи, ее убеждающую силу. Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить. Неискренность говорящего проявляется в его поведении во время речи. Слушатель воспринимает неискреннюю речь как попытку ввести его в заблуждение, обмануть.

Объективность – свойство говорящего, способствующее его искренности. Чтобы речь была убедительной, нельзя просто игнорировать те концепции, которые противоречат взглядам оратора. Эффект выступления будет большим, если говорящий сможет полнее и доказательнее показать, почему его мнение предпочтительней, правильней, чем другие.

Заинтересованность. Увлеченность предметом речи и неподдельная заинтересованность в нем – одно из условий успеха. Без этого даже хорошо построенное выступление, продуманная беседа теряют всякий смысл и не могут спасти слушателей от скуки.

Каждый ритор создает свое собственное произведение, на котором лежит печать авторской неповторимости. Все это и составляет индивидуальный стиль оратора.

На восприятие выступления влияет то, что видит аудитория. Важную роль в создании общего впечатления о выступающем играют движения человека в процессе речи: его поза, ходьба, жесты и мимика.

Общее впечатление, которое производит оратор, опирается и на многие факторы. Во-первых, это одежда. Недаром в народе говорят: “По одежке встречают...” Одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза. Она должна соответствовать ожиданиям и характеру аудито­рии. Может получиться так, что слушатели запомнят лишь ко­стюм оратора и необычные аксессуары, но не его речь. Одежда должна быть опрятной, аккуратной и чистой.

Во-вторых, очень важно, как произносится речь, в каком поло­жении. Говорить сидя или стоя – зависит от характера выступления. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно си­деть. Иногда положение сидя вызывает у маленькой аудитории враж­дебные ощущения, потому что слушатели связывают такое положе­ние выступающего с неуважением к ним и с незначительностью самой речи.

Поза – важная часть общего впечатления о говорящем. Однако она важна и для самого оратора. От того, насколько ему удобно стоять, будет зависеть его внутренний самоконтроль во время выступления.

Хорошая поза – это равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность, энергичность. Но нужно помнить, что не существует единой позы, подходящей для всех выступлений и выступающих. Необходимо поэкспериментировать, чтобы найти для себя наиболее удобный ва­риант.

Походка важна для выражения различных настроений и подчерки­вания определенных элементов речи. Она может указывать и на пунк­туацию. Например, переходы и паузы могут быть выражены не­сколькими шагами в сторону и т.д. Однако ходьба оратора по аудитории должна быть оправданна, иначе она будет отвлекать слу­шателей. Умеренная ходьба расслабляет аудиторию. Слишком актив­ная ходьба может раздражать.

Оратор должен руководствоваться общим правилом: чем официальнее обстановка, тем менее выраженной должна быть ходьба; чем больше аудитория, тем большее количество шагов допустимо.

Мимика оратора не должна быть стереотипной. Выражение лица должно быть естественным. При выступлении следует смотреть в глаза людям, а не на потолок или в никуда. Такой взгляд воспринимается настороженно.

Жесты помогают подкреплять идеи и более точно описывать что-либо. Исходя из этих двух функций, жесты делятся на усиливающие (например, сжимание кулака придает словам большую силу) и описа­тельные (для описания размеров, контуров и т.д.). Во время выступле­ния следует обращать внимание прежде всего на жесты, которые при­дают значимость отдельным фрагментам речи, что делает ее более выразительной.

При использовании телесных движений говорящему необходимо помнить о нормах.

1. Телесные движения должны соответствовать ситуации, то есть соотноситься с темой речи, размером и составом аудитории. Очень официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возраста требуют уравновешенных и относительно ограниченных телесных движений. Большая аудитория допускает более интенсивные движе­ния оратора.

2. Любые телесные движения, особенно жесты, должны быть разнообразными, то есть варьироваться. Не должно быть случайных, бессмысленных или повторяющихся жестов. Все это ведет к наруше­нию коммуникации, обратной связи со слушателями.

3. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой и соответствовать теме и содержанию речи.

4. Движения должны быть естественными, самопроизвольными, а не вымученными или наигранными.

Оратору необходимо учиться контролировать свою кинесику, чтобы это не помешало при установлении контакта с аудиторией во время выступления.

В древности соответствие содержания речи и ее произнесения облику самого оратора обозначали тремя словами-определениями: этос, пафос, логос.

Этос – нравственный характер речи – определяет такие характеристики, как уместность речи, соответствие высказывания внутреннему содержанию человека, произносящего речь, его духовности, моральной чистоте. Благородство, честь, стремление к самосовершенствованию – те качества характера, без которых в идеале оратор не может нести людям свет правды, добра, справедливости и любви. В противном случае он всей своей жизнью, поступками опровергает собственное высокое назначение, роняет и чернит те высокие слова, с которыми обращается к слушателям.

Логос характеризует смысловую составляющую речи. Соблюдение его требований учитывается в инвенции, изобретении содержания речи, и диспозиции, расположении изобретенного.

Пафос – душевное переживание – характеризует эмоциональную составляющую речи, которая реализуется в элокуции, словесном выражении, на уровне выбора языковых средств, и в публичном выступлении на уровне общей возвышенности, одухотворенности самого оратора. Оратор не бесстрастен, он чутко и эмоционально реагирует на то, что говорит. Поэтому он может быть и умиротворен, и восторжен, и гневен и печален, и даже исполнен умиления, сострадания, благоговения и благородного негодования. Он обличает, осуждает, ободряет, удивляет. Но при этом испытывает эти чувства и сам. Таким образом, пафос определяется искренностью оратора, его непосредственностью, а также верой в истинность и справедливость произносимых им слов.

Подводя итоги сказанному в этом параграфе, рассмотрим общие принципы коммуникации, среди которых важнейшими являются два: принцип кооперации и принцип вежливости.

Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Он заставляет нас задуматься не только над тем, что нам говорят, но и над тем, как и, главное, зачем нам это говорят, т.е. помогает разглядеть коммуникативную цель собеседника. Принцип кооперации состоит из нескольких максим, т.е. правил:

1. Максима количества: “Говори в меру”.

2. Максима качества: старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас нет достаточных свидетельств, доказательств. “Старайся, чтобы твое высказывание было истинным”.

3. Максима релевантности: говорите то, что имеет отношение к теме разговора, будьте последовательны. “Не отклоняйся от темы”.

4. Максима способа выражения: избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите кратко и лаконично. “Выражайся ясно”.

Принцип вежливости включает такие максимы:

1. Максима такта: уважайте границы личной сферы собеседника. Например, из возможных способов выражения побуждения выбирайте тот, в котором подчеркивается выгода для собеседника: сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.

2. Максима великодушия: из возможных способов выражения выбирайте тот, в котором минимизируется ваша личная выгода. Не обременяйте собеседника, не вынуждайте его связывать себя обещаниями, клятвами, не требуйте извинений и покаяний.

3. Максима одобрения: больше хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира. Однако будьте сдержанны в оценочных суждениях: если ваша оценка того иного предмета не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.

4. Максима скромности: меньше хвалите себя, тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес. Ваши высказывания должны содержать объективную – не завышенную, но и ни в коем случае не заниженную – самооценку.

5. Максима согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие. Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований. Умейте отказываться от конфликта в пользу решения более серьезной задачи – сохранения коммуникации.

6. Максима симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, минимизируйте антипатию. Будьте благожелательны. Не будьте безучастны.

№ 340. Вспомните четыре закона построения коммуникации. Объясните, как вы понимаете каждый из них с точки зрения слушающего речь и с точки зрения выступающего перед аудиторией.

№ 341. Прочитайте рассказА.П. Чехова “Толстый и тонкий”. Оцените речевое поведение собеседников. Охарактеризуйте говорящих, каких принципов и правил поведения они придерживаются?

 

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом – его сын.

– Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.

– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

– В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

– Ну, как живёшь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

– Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

– Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

– Помилуйте... Что вы-с... – захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: “хи-хи-хи”. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

 

№ 342. Прочитайте, как описывает Марк Тулий Цицерон ораторов разных типов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.