Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Эластичность спроса и предложения




Предложение – это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамики рыночной цены.

Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. Объём предложения у каждого производителя (продавца), как првило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Таким образом, под законом предложения понимается прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Данная взаимосвязь представлена на графике ввиде восходящей кривой, которая называется кривой предложения.

Как и в случае со спросом, кроме цены на предложения влияют и другие факторы. К основным неценовым детерминантам предложения относятся:

1) цены на ресуры;

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) цены на другие товары;

5) ожидание изменения цен;

6) число продавцёв на рынке.

Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение объёма предложения. Объём предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.


Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса и доходы про­давцов. Эластичность спроса: крайние случаи. Перекрестная эластич­ность спроса по цене. Основные правила эластичности спроса.

Эластичность предложения.

Сдвиги кривых спроса и предложения.

 

Степень изменения спроса и предложения в зависимости от динамики цен (“чувствительность” объёма к цене) называются эластичностью спроса и предложения.

Определение:

Эластичность спроса и предложения – это чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары.

 

Эластичность спроса выражается в коэффиценте эластичного спроса.

КЭС = Рост объёма спроса (в %)

Снижение цен (в %)

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Качественно можно выделить три варианта этой зависимости: 1) эластичный спрос - когда снижение цены вызывает такое увеличение спроса, что общая выручка значительно возрастает; 2) единично эластичный спрос – когда снижение цены полностью компенсируется соответствующим рынком спроса так, что общая выручка остаётся неизменной; 3) неэластичный спрос – это когда существенные изменения в цене ведут лишь к незначительным изменениям в количестве покупок (продаж). Он проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возраставли или ни понижались цены на соль, спрос на неё неизменен. Знание коэффициента эластичночти спроса имеет важное значение для прогнозирования объёма спроса населения при изменении уровня рыночных цен. Величина эластичночти спроса по цене всегда отрицательное число.

Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому измененнию цены. Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) она, как правило, выше на товары, у которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров является соль, так как её нельзя заменить другим товаром; 2) эластичность на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него; 3) на эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар; 4) на эластичность спроса влияют доходы покупателей; 5) кроме того, с течением времени спрос на товары становится более эластичным. В США опытным путём были получены следующие оценки эластичности по цене: канцелярские принадлежности - 0,6; бензин – 1,5; жильё – 1,9; кино – 3,9.

Знание эластичности псроаса по цене имеет важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товары эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.

Степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения, под которым подразумевается степень изменения предложения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения.

КЭП = Объём предложения (в %)

Рост цен (в %)

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Эластичным предложение становиться, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Наоборот, неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это, в первую очередь, характерно для многих скоропортящихся товаров. К тому же предложение более инертно по сравнению со спросом. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены – обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

К факторм, влияющим на эластичность предложения относятся: 1 ) развитие технического прогресса; 2) изменение количественного и качественного состава используемых ресурсов; 3) продолжительность хозяйствыенной деятельности. По способности производителя реагировать на рыночную ситуациювыделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочный период фирма не в состоянии осуществить какие-либо измененния в объёме выпускаемой продукции, какая бы не сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объём производства за счёт большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Кривая предложения в этом случае откланяется от строго вертикального положения в направлении, определяемым законом предложения. Эластичность предложения становиться положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счёт замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения достигает макисмальной велечины.

Таким образом, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для прогнозирования объёма производства в зависимости от изменения цен.

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как взаимодействие решения потребителя о покупке продукта и решения производителя о его продаже определяет цену на товар и его количество, которое реально продаётся и покупается на рынке.

Конкретное отношение спроса и предложения на рынке может приобрести три возможных варианта: 1) превышение предложения товара над спросом покупателей (например, вследствии перепроизводства товара, непомерного вздувания цен и др.); 2) превышение спроса над предложением товара (товарный дефицит) выходом из которого может быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, уменьшение цен и повышение роста денежных доходов населения; 3) равновесие спроса и предложения.

Определение:

Равновесие спроса и предложения – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Равновесная цена означет, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Равновесие называется устойчивым, если отклонения от него сопровождаются возвращением к первоначальному состоянию.

Изменение рыночного равновеия в зависимости от характера спроса и характера предложения позволяет установить четыре правила спроса и предложения: 1) увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товаров; 2) уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товаров; 3) рост предложения товара влечёт за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара; 4) сокращение предложения ведёт к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товаров.

Равновеие – закон каждого конкурентного рынка. Однако, механизм рыночного равновеся цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.