Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделя




Олигополия (гр. oligos – немногий, poleo - продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.

Олигополии нередко различными путыми обходят антимонопольные законы (например, посредством тайного “джентельменского соглашения”) и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого, всё большая роль отводится неценовой конкуренции.

Можно с большей долей уверенности утверждать, что в сосременных западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой монополии.

 

3) Следующим элементом рыночных отношений, который неразрывно связан с конкуренцией, является спрос.

Определение:

Инными словами, спрос показывает количество товаров, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Закон спроса состоит в том, что при неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведёт к соотвествующему возростанию величины спроса. И, наоборот, повышение цены ведёт к соотвествующему уменьшению величины спроса. Одним словом, закон спроса выражает обратную связь между ценой и величеной спроса.

В основе данной закономерности лежат эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Одним словом, потребители склонны заменять дорогие продукты более дешёвыми (пример со снижением цены на хлеб и молоко: снижение цен на эти продукты повышает потребительскую способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше молока и хлеба (эффект дохода) и заменить ими более дорогие продукты (эффект замещения)). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по более высокой.

Спрос изображается на графике в виде нисходящей кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определённой цене в течении некоторого времени. Такой график называется кривой спроса.

*Однако, кроме цены существуют и другие факторы, которые существенно влияют на покупки. К фактором изменения спроса относятся:

1) вкусы, или предпочтения, потребителей: Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или измененеим моды, будет означать, что спрос возрастёт по каждой цене и приведут к смещению кривой спроса вправо. Наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важную роль в данном случае играют технологические изменения (компакт-диски вытеснили вениловые пластинки);

2) число потребителей на рынке: Очевидно, что увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса (мода на унисекс; бум рождаемости после войны; увеличение продолжительности жизни т др.);

3) денежные доходы потребителей: Воздействие на спрос изменений дохода несколько более сложно. В отношение большинства товаров повышение доходов приводит к увеличению спроса и наоборот. Такие товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Хотя к нормальным товаром относится большинство продуктов, существует несколько исключений. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (молоко, хлебные изделия, картофель, секондхенд и т.д.);

4) цены на сопряжённые товары: Изменение цены на сопряжённый товар приведёт к изменению спроса на рассматриваемый товар, в зависимости от того, является ли родственный товар заменителем данного продукта или сопутствующим ему (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары). Например, сливочное масло и маргарин, свинина и говядина, железнодорожные автобусные перевозки и т.д. являются парами взаимозаменяемых товаров. Повышение цены одного продукта приводит к увеличению спроса н а второй и наоборот. К взаимодополняющим продуктам относятся бензин и моторное масло, видиомагнитофон и видиокассеты, учёба и учебники и др.. Однако большинство пар продуктов относятся к категории независимых, самостоятельных товаров;

5) потребительские ожидания: Потребительские ожидание относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Так, ожидание потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут пубидить их покупать теперь же, чтобы “упредить” угрожающее повышение цен.

Изменения одной или более из основных факторов (их ещё называют неценовыми детерминантами) вызывают сдвиг всей кривой спроса. Её смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево – сокращение спроса. Такое смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе. Изменение в спросе следует отличать от изменения объёма спроса. Изменение объёма спроса означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.

 

 

4) Определение:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.