Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мегалитическая архитектура. 2 страница. Островитяне поздних времен тоже испытывали чувство благоговения перед древними башнями




Островитяне поздних времен тоже испытывали чувство благоговения перед древними башнями. И хотя пастухи нагорий во внутренних районах острова, на протяжении столетий, будучи их полноправными хозяевами, прятали в нурагах свой скот от непогоды, они всячески оберегали и охраняли их. Если бы нураги не вызывали у владельцев овечьих отар какой-то сакральный трепет, передавшийся через много поколений, вряд ли бы они так сохранились на острове, по прошествии стольких веков. Любопытно кстати, что традиционные пастушеские жилища на Сардинии — пиннетты — очень напоминают нураги в миниатюре: конусообразные сооружения из камней, только с соломенной крышей.
В пользу гипотезы о сакральном значении нураг говорит также тот факт, что около 300 нурагов в настоящее время носят имена христианских святых, а 270 находятся либо около церквей, либо под возведенными над ними христианскими храмами. Известно, что христианская церковь любила превращать языческие храмы в свои церкви. Вокруг нурагов много могильных камней всех эпох, а хорошо известно, что мертвых всегда хоронили около священных мест, а не у оборонительных сооружений.
Любопытно и то, что входы в нураги обычно ориентированы на юг, реже на восток и запад. Был ли в этом какой-то определенный смысл, или это просто совпадение?
И хотя нет единого мнения о назначении нурагов, никто не может отрицать, что это удивительные постройки. Своим монументальным видом они напоминают микенские толосы Древней Греции, а устремленностью в небо и расположением в центре поселения древневосточные зиккураты. Не лишним будет напомнить, что зиккураты – башни-храмы, тоже помимо религиозных функций имели военное и гражданское предназначение, использовались как смотровые башни, обсерватории, а также защищали святилища богов во время наводнений.

Слово «нураг» происходит от слова «нурра», что означает «наваливать», «ворох», «груда», а также «полость». Вероятно, благодаря двойному значению это слово и стали использовать для названия башен, которые построены из положенных друг на друга больших камней, чтобы создать «полость», перекрытую каменным куполом.
По сложности своей конструкции сардинские нураги едва ли уступали египетским пирамидам, а по времени создания они лишь немного моложе.

Так же, как в Древней Греции модели нураг посвящали богам (например, в храме-лабиринте Су-Романеску около Битти в центральной части Сардинии), благодаря найденным в святилищах моделям мы можем представить, как выглядели эти сооружения в древности.

К сожалению, сохранилось совсем немного целых нурагов, большая часть разрушена до самого основания, некоторые – погребены под большим слоем почвы. В зависимости от времени постройки, нураги делятся на категории.

Самыми древними считаются нураги-коридоры, их называют протонурагами, т.к. они значительно отличаются от классических сооружений. Эта постройка представляет собой не башню, а длинные проходы с перекрытием из горизонтально положенного камня. Подобный протонураг Брунку-Мадагуи на Джари-ди-Джестури с помощью радиоуглеродного метода датируется 1820 г. до н.э..

Переходными между протонурагами и классическими башнями и по времени, и по архитектуре были нураги смешанного типа. К ним относится нураг Су-Мулину в Виллановафранка. В нем, внутри
башни находится единственный экземпляр алтаря— камень с вертикально расположенными узорами и с изображением богини Луны. Он был когда-то предназначен для жертвоприношений.

Чаще всего встречаются одиночные нураги - «монобашни» в форме усечённого конуса. Длинный коридор ведёт от входа к главному залу. От коридора отходят небольшие второстепенные ниши-помещения. Своим размером (22 м первоначально, сейчас 17 м) и хорошей сохранностью, известен нураг Сант-Антине, который имеет большую трехэтажную башню. Из гранита был возведен однобашенный нураг Майори в окрестностях Ардзакены.

Этот тип мог быть развит нурагами - «tancato». Возле главного сооружения строилось другое, имеющее с первым общий двор. Позже к ним добавлялись третьи и т.д. В конце концов, получался достаточно сложный и замысловатый комплекс. Исследуя нураг Куккурада, построенный ок. 1600 года до н.э., археологи обнаружили, что композиция «tancato» была постепенно развита здесь из типа протонурага. На большой базальтовой возвышенности во II тыс. до н.э. был построен комплекс Лоза-ди-Абассанта в окрестностях города Ористано. Некогда он имел три башни. Его главная башня в форме конуса достигала 20 метров в высоту (сегодня в ней всего 13 метров) и десяти в диаметре. Между центральной и боковыми башнями размещался внутренний двор, к комплексу примыкали поселения, окруженные элипсообразной стеной.

На границах племенных владений, возле стратегически важных дорог, у источников питьевой воды и т.д. строились нурагические комплексы. Один из них, нураг Аррубиу около Орроли с 5 башнями по периметру и главной башней в центре имел площадь без поселения вокруг - 3 тысячи квадратных метров! Это были настоящие крепости. Множество башен разной величины соединялись крепостным валом и были созданы для защиты центральной башни. Такие нурагические комплексы могли иметь в своём составе десятки толстостенных сооружений, создававших несколько линий обороны. По всей видимости, эти постройки являются древними прототипами средневековых замков.

 


17. Нурагический комплекс Аррубиу.

На последнем этапе можно выделить нурагические поселения, когда нураги разрастались, постепенно окружая деревню и создавая каменную стену вокруг хижин. Сельские постройки оставались предельно простыми, но для общественных целей и знатных людей строились каменные дома с мощными стенами и множеством комнат.

Наиболее известным является комплекс Су-Нуракси-ди-Барумини. Его «раскрыл» страшный ливень 1949 г. Вода размыла большой холм, где жители Барумини пасли овец, и на поверхности земли появились огромные каменные башни и круглые остовы домов — всего 28 построек. Комплекс строили на равнине в течение 1500-700 гг. до н.э. Всё началось с центральной башни, возле которой были возведены хорошо укрепленный бастион в форме квадрата и четыре башни, по одной в каждом углу, ориентированные по сторонам света. Затем весь комплекс был огорожен массивной стеной, увенчанной еще семью башнями.

Дорога к центральной башне проходила через лабиринт каменных стен, мимо домов и хозяйственных помещений, сам нураг был сложен сухой кладкой из базальтовых глыб весом в три тонны каждая. Однако глыбы прочно подгонялись одна к другой — в щели плотно вбивались мелкие камни. Как выяснили ученые, примерно в 1200 году до нашей эры главная башня стала крениться, наподобие Пизанской, но архитекторы-строители нурага нашли способ укрепить ее сто лет спустя. Вход во внутренние помещения башни находился на высоте 8 м. Чтобы войти в них использовали веревочные лестницы или подъемный мост. Внутренние помещения башен, расположенные друг над другом, венчали каменные своды. Окон в башнях не было. Даже огонь в них не разводился. В одной из башен хранилось продовольствие, в другой — нечто еще более ценное. Вход в нее охраняли солдаты — в коридоре, ведущем туда, сохранилась специальная ниша для стражника. Так что, сделали вывод археологи, в башне находились какие-то святыни. Что именно — можно только предполагать.

В лежащем у подножия нурага поселении, или даже небольшом городе, жило сто человек. В период же наивысшего расцвета население Су-Hуракси доходило до 600 жителей.
Разновидность нурага, которую современные археологи называют итальянским словом «торре» («башня»), существовала в тот же период на Корсике и Балеарских островах, где воздвигали талайоты - круглые башни из круглых блоков, с одним помещением со ступенчатым сводом. Иногда на Балеарских островах использовали плоские крыши, опирающиеся внутри на единственный столб. Со временем талайоты также становились центрами поселков, которые окружали стены циклопической кладки (таула).

Впрочем, не только нураги заслуживают нашего внимания. Жители древней Сардинии почитали не только башни, образ которых возможно был навеян видом гор, они почитали священные источники. До сих пор местом паломничества является Санта-Кристина-ди-Паулилатино. Это горный источник, к которому ведет каменная лестница. Покатый потолок над колодцем зеркально отражает ее форму. Каменные блоки, из которых сложены стены лестницы, необычной формы — прямоугольные с одной стороны, они сужаются к противоположному краю, упирающемуся в окружающий грунт. Оказывается, это идеальная форма для того, чтобы давление было направлено не вниз, а «уходило» в сторону. Чтобы так рассчитать форму блоков, строителям подземного святилища нужно было быть не только прекрасными каменщиками, но и искусными матеаматиками. Вода в подземном бассейне держится на постоянном уровне. В земле, над источником, пробито узкое круглое отверстие, выложенное камнями. Эта дыра расположена над водой так, что лишь в дни равноденствия прямой луч света попадает на поверхность воды. Причем древние строители применили к тому же какие-то оптические хитрости, так что, спустившись в это время вниз, человек в луче света видит свое отражение, но перевернутое вверх ногами. Как и зачем это было сделано — непонятно.

Сооружения комплекса Санта-Кристины-ди-Паулилатино относятся к бронзовому веку. Святилище было посвящено богине плодородия и воды. Мы мало знаем о культовых обрядах, совершаемых у источников, но культ воды — почитаемой крестьянскими общинами как источник жизни — был широко распространен по всей Европе. В первом тысячелетии до нашей эры культ воды оставался главным в религии этрусков, которые видели в источниках выражение Божьей воли. В виде крещения культ воды сохранился и в христианстве. Подземные резервуары обнаружены во многих комплексах острова, пожалуй, единственный источник Сардинии, который и снаружи сохранил значительную часть своей первозданной красоты, это — Су-Темпьесу, который можно найти в уединенной долине в коммуне Оруне. К нему вел широкий вход, который по своей архитектуре близок постройкам Востока, возможно Египта. Источник был открыт в 1955 году. Его очистили и выявили еще один бассейн для сбора воды, а также нишу с ценнейшими изделиями из бронзы.

Hеизвестно, как религиозные воззрения древних сардинцев отразились на их погребальных ритуалах. Hо, по всему острову сохранилось около семисот древних гробниц, известных как «могилы гигантов». Некоторые представляли собой усыпальницы, сложенные из огромных глыб, другие — ряды поставленных вертикально больших плоских камней, напоминающих стелы. Хоронили в них особо почитаемых, великих людей, так в гробнице Су-Фрайгу-ди-Сен-Сперате было найдено около 300 останков.

Некрополи всегда были связаны с окружающим ландшафтом: высокие плоские камни, стоящие в ряд, как неплотная стена закрывали собой расположенную перпендикулярно к стене гробницу, вход в которую имел форму узкого отверстия с закругленным верхом. Иногда главные вертикальные камни некрополей, как в гробнице Кодду-Веккиу в окрестностях Ардзакены, обладали магнетическими свойствами, то есть древние строители умели определять в монолитах наличие железняка или другой руды, обладающей специфическими свойствами.

Расположенный неподалеку от Кодду-Веккиу и Ли-Лолги комплекс Ли-Мури, относящийся к более древним временам (3500—2700 годы до нашей эры), представлял собой круги из огромных булыжников, поставленных вертикально продолговатых глыб, напоминая уменьшенный Стоунхендж. То есть на острове, так же как на материке мегалитические сооружения были связаны каким-то образом с наблюдениями за космосом, даже некрополь соединял в себе черты мемориала и древней обсерватории.

Считая, что «могилы гигантов» предшествовали возведению нураг, исследователи выделяют еще один древний вид некрополей - пещерные города, так называемые «домус-де-янас» — «дома ведьм». Это вырубленные в скалах длинные ячейки, в которых хоронили людей в эпоху неолита. Таких «ведьминых домов» на острове около тысячи, самый крупный — на 36 ячеек. В окрестностях Седило расположен комплекс Илой, где есть и нураг, и «могилы гигантов», священный источник и «дом ведьм»! То есть значение этого сакрального места сохранялось очень длительное время.

Гордон Чайлд считал, что в ряде случаев применение термина «мегалитические» может ввести в заблуждение, поскольку по тому же плану построены гробницы, сложенные из небольших камней на сухом растворе, и другие, выкопанные в грунте (или высеченные в скалах). Более того, он полагал, что там, где мягкая известковая почва облегчает копание, например, в Португалии, на склонах холмов выкапывались камеры в форме ульев, со входом через узкий длинный коридор. В местах, где слой почвы не глубок и горная порода тверда, тот же самый план постройки воспроизводился на поверхности способом сухой каменной кладки; если местный песчаник или сланец легко раскалывался на удобные плиты, то над постройкой сооружался ступенчатый свод; там, где горная порода была тверже, например, гранит, камеры и коридоры сложены из огромных поставленных на ребро камней – ортостатов, поддерживающих плоское перекрытие из одной гигантской плиты или нескольких плит меньшего размера. Во всех трех видах гробниц часто встречается одинаковый инвентарь.

Впрочем, на Мальте одновременно существовали и мегалитические постройки – храмы (причем при их возведении могли использоваться как ортостаты, так и более мелкие, часто необработанные камни), - и подземные некрополи, такие как гипогей Хал-Сафлиени, что демонстрирует применение в одних и тех же условиях различных строительных практик.

 

 

18. Один из входов в Таршин в деревне Паола, Мальта.

Мальтийские храмы воздвигались из многотонных каменных глыб. Трудно представить каким образом древние строители устанавливали блоки 8-метровой длины и перекрывали их монолитными перемычками. Не менее сложна их ориентация. Если Стоунхендж ориентирован на Солнце и связан, прежде всего, с солнечными циклами, то древние мальтийцы были способны рассчитывать все дни солнцестояния, а так же восход звезд созвездий Плеяд, Альдебарана и прочих. Но в отличие от кромлехов Европы, каждый из мегалитических комплексов Мальты был перекрыт полукупольной крышей, некоторые центральные камеры имели ниши (их называют «нишами оракула») в стене напротив входа, которая в дни равноденствия освещалась лучами солнца.

Возраст всех сооружений датируется эпохами неолита и халколита (4000-2000 гг. до н.э.). Самые древние из сохранившихся храмов – 2 святилища Джгантия на острове Гозо - были построены ориентировочно в 3600 году до н.э., то есть где-то на 1000 лет раньше египетских пирамид. Это два отдельных храма с разными входами, но общей задней стеной. Храмы имеют несколько вогнутый фасад, перед которым устроена платформа из больших каменных блоков. Самый древний храм комплекса состоит из трех полукруглых комнат, расположенных в форме трилистника. Ученые считают, что такая троичность символизирует прошлое, настоящее и будущее или рождение, жизнь и смерть.

 

19. Хагар Кин.

Хагар Кин находится к юго-востоку от Ла-Валетты и датируется примерно 3300 годом до н. э. Это название переводится как «стоящие камни», потому что до раскопок над землей виднелись только верхушки огромных глыб. Высота некоторых из них больше пяти метров.
Поражает мастерство зодчих древности, идеально подогнавших друг к другу горизонтальные и вертикальные камни. Геометрические и математические расчеты, которыми пользовались строители, удивительно точны. Храмы отображают движение Солнца от восхода до заката, а во время равноденствия солнечные лучи падают прямо на главный алтарь.

 

 

20. Одно из помещений внутри Хал-Сафлиени.
Гипогей Хал Сафлиене отличается от всех других мегалитов. Слово гипогей в переводе с греческого означает «под землей». И действительно, это многоуровневый подземный храм, уходящий в землю на 12 метров. Его вырубили в скале, разместив в трех помещениях ритуальную комнату и серию катакомб, в которых в сер.III тыс. до н.э. было погребено 7 тыс. человек. Гипогей интересен и тем, что стены его погребальных камер были расписаны красной охрой орнаментом в виде спирали. Этот орнамент связывался с идеей продолжения и возобновления жизни.

21. Мегалитический комплекс Таршин на Мальте.
Таршин, самый большой храмовый комплекс Мальты, состоял из четырех зданий. Интересно, что люди медного века проводили здесь обряды и церемонии, а в бронзовом веке храм использовался как место для погребений. У одного из входов было найдено несколько каменных шаров разных размеров. Считают, что они предназначались для транспортировки огромных глыб.
Во время раскопок Таршина археологи обнаружили множество изделий из керамики, украшений, кинжалов, красиво декорированных сосудов, благодаря чему этот мегалит считается самым красивым доисторическим памятником Европы.
Если учесть, что мегалитическая архитектура развивалась из искусственных скальных гробниц, то сохранение или сосуществование тех и других не вызывает удивления. Кроме того, как отмечает Глин Дэниел, в Западной Европе, должно быть, насчитывается сорок или пятьдесят тысяч мегалитических сооружений и, конечно, их типы и приемы постройки зависели от самых разных причин, включая как качество строительного материала, так и общий замысел или цель возведения мегалитических гробниц, храмов или хенджей.

Глин Дэниел исследуя грандиозные постройки древности, выделял мегалитическую и циклопическую техники их возведения. Обе техники использовали большие камни, но есть основания для того, чтобы применять термин «циклопическая архитектура» там, где большие плиты уложены поверх других больших плит, как в наветас на Балеарских островах или в нурагах Сардинии. Особенность же мегалитических конструкций – это либо вообще одиночная большая плита (ортостат), либо несколько больших плит, образующих стены, перекрытые такой же одной или двумя плитами по типу карточного домика. И циклопическая, и мегалитическая техники строительства отличаются в деталях обработки камня от больших эгейских толосов, где используются гладко обтесанные или распиленные каменные блоки. Но, безусловно, существуют типы переходных памятников, которые по их конструкции сложно отнести к какой-либо одной из этих трех категорий, и они образуют свои собственные типы. Для запада и северо-запада Европы характерны мегалитические сооружения, для Западного Средиземноморья – циклопические; обработанные плиты использовались для сооружения в восточной части Средиземного моря.

Изучая менгиры и кромлехи Европы, исследователи считали, что большинство из них является религиозно-магическими сооружениями, а сами дольмены и мегалиты были предназначены для погребения. Но Дэниел считал, что земляные сооружения – тумулусы или курганы – использовались для придания всей конструкции необходимой устойчивости. Но нет четкого критерия для определения, в каких случаях земляной холм, перекрывающий дольмен, несет конструктивное, а в каких – функциональное назначение. Зачастую объем земляной насыпи во много раз превышает размеры самой мегалитической гробницы. Примером тому может служить Ньюгрейндж в Ирландии, расположенный в 40 км севернее Дублина, на берегу реки Бойн, в графстве Мит.

 

22.Ньюгрейндж.

 

 

23. Ньюгрейндж. Интерьер.

Под курганом диаметром около 100 м и высотой 13 м скрыта трехкамерная гробница со ступенчатым сводом, расстояние от пола до верхней точки которого 6 м, и узким входным коридором длиной около 20 м. Этот вход ориентирован на юго-восток так, что в день зимнего солнцестояния солнечные лучи проникают в него и освещают гробницу в течение 17 минут. Окружающий курган керб из плотно поставленных плит покрыт гравировками в виде волнистых линий, ромбов, треугольников, спиралей и других подобных мотивов, характерных для мегалитического искусства. Гравировки, и в их числе сравнительно редко встречающийся триквестр, нанесены на ортостаты погребальных камер и ведущего к ним коридора. Ньюгрейндж вместе с двумя другими курганами – Даут и Наут – образуют структуру сложного религиозного и погребального центра на реке Бойн. Керб и гробницы Наут (одна со ступенчатым сводом, а вторая – с плоской кровлей) также испещрены геометрическими гравировками; некоторые из них, возможно, являются стилизованными изображениями богинь смерти или их атрибутов. Наут возведен на каменно-земляной платформе диаметром чуть более 90 м, диаметр самого кургана около 60 м. Он, как и Ньюгрейдж, датируется второй половиной IV тыс. до н.э. К этому времени относится одна из наиболее тщательно декорированных коридорных гробниц в Европе, расположенная на маленьком островке Гавринис в заливе Морбиган (Бретань). На внешних поверхностях камней, перекрывающих погребальную камеру и не видимых под каирном, имелись выгравированные изображения топора или плуга и пары длинных бычьих рогов. Это были обломки разбитых менгиров, которые использовались вновь при возведении гробницы. 29 ортостатов коридора и гробницы сплошь покрыты меандрами, зигзагами и шевронами. Дата, полученная методом 14 С, указывает на 3400 г. до н.э.

На Оркнейских островах наиболее замечательной коридорной гробницей под круглым курганом является Маэс-Хоу. Длинный коридор с полом, стенами и потолком из массивных каменных плит высотой от 1,5 до 2,1 м вел в прямоугольную камеру со ступенчатым перекрытием, камни которого образуют свод. Хотя вершина свода была утрачена, первоначальная высота камеры предположительно равнялась 4,5 м. Каирн, покрывающий погребальную камеру, датируется методом 14 С 2700 г. до н.э.

Длинные курганы в Уилтшире (Южная Британия) в среднем достигают размеров до 45 х 20 м, но некоторые из них, в частности Вест-Кеннет и Ист-Кеннет, имеют протяженность более 100 м. Возраст Вест-Кеннета оценивается в 3500 лет до н.э. Он является частью комплекса, созданного вокруг хенджа в Эйвбери. Фасад кургана на восточном конце представляет собой полукруглый двор, оформленный сарсеновыми камнями, фланкирующими вход в погребальные камеры. Их было пять, и они располагались попарно слева и справа орт коридора, пятая камера помещалась в конце сооружения, в тупике. В погребениях находились останки 46 человек. Отсутствие многих костей скелета свидетельствует об обрядах перезахоронения или перемещения умерших. Вест-Кеннет входит в так называемую северно-котсволдскую группу памятников, расположенную в 8 км к западу от Марлборо. Величина всех этих курганов намного превышает размеры погребальных камер. В Вест-Кеннете погребальный зал имеет длину не многим более 13 м, в Ист-Кеннете его наличие вызывает некоторые сомнения.

Длина и объем кургана свидетельствуют не только об их конструктивно-функциональной нагрузке. В форме курганов, покрывающих погребальные сооружения, заключен конкретный смысл. Стандартной формой покрытия большей части погребальных камер в Иберии, Франции, Западной Британии, Ирландии, Шотландии и Скандинавии является круглый курган. Многие из вытянутых прямоугольных дольменов на Балеарских островах, Сардинии, во Франции, в Британии имеют овальную и длинную насыпь, в то время как в Скандинавии более обычны курганы прямоугольной формы. Но вне зависимости от формы насыпи не следует думать, что он является просто грудой земли и камня. Надмогильные сооружения обычно возводились с большой тщательностью, и разница между их конструкциями бывает весьма существенной. Курган часто облицовывался скрупулезно подобранными плитами. Большие курганы окружали кромлехи, а вход в погребальную камеру шел из специального двора, оформленного в виде полкруга; такие же вогнутые фасады можно видеть и у некоторых мальтийских храмов. И порталы, и проходы во внутрикурганные помещения, возможно, использовались для различных церемоний.

Иногда дольмены или другие мегалитические гробницы не имеют земляного покрытия. Например, в Англии и Южном Уэльсе таких около четверти от числа погребальных камер покрытых курганов. Иногда для придания монументальности мегалитические сооружения возводили на естественных буграх небольшого размера, поверх которых насыпали затем курган. В отдельных случаях, между скальными гробницами и дольменами строители мегалитов прорубали в естественных возвышениях большие траншеи, где возводили свои монументальные постройки. К их числу относятся Куэва – де-Менга, Куэва-де-Вьера и Ромераль в Антикере. Выкопав траншеи и достигнув скального грунта, строители устанавливали в них ортостаты, или, как, в пещере Ромераль, стены двух гробниц и дромос, ведущий к ним, возводились из плитняка сухой кладкой. Затем проходы и камеры перекрывали многотонными плитами, а естественному всхолмлению придавали облик круглого кургана. Скорее всего, естественные холмы использовались для того, чтобы сберечь силы, которые могли быть затрачены при строительстве кургана, и всю эту энергию направить на создание наиболее грандиозных дольменов. Наряду с обширной коридорной гробницей Куэва-де-Менга впечатляюще выглядит Куэва-де-Ромераль, впущенная в холм диаметром 90 м. Гробницы были перекрыты ступенчатым сводом. Крупнейшая из них имеет диаметр 5 м и высоту более 4 м. Свод перекрыт одной массивной плитой. Дромос, ведущий внутрь кургана, был длиной 30,5 м. Куэва-де-Вьера имеет длинный проход из плит с амбразурами и небольшую квадратную камеру.

 

24. Куэва-де-Вьера, Антикера, Испания. Коридорная мегалитическая гробница.

 

Группа могил вблизи Арля на юге Франции (округ Буше-дю-Рон), представляет интересные переходные формы конструкций. Одна из гробниц – Грот-де-Фе – вырублена прямо в скале. Три соседние – Грот-Бониас, Грот-де-ла-Сурс и Грот-Кастелле – представляют собой котлованы, вырубленные в скальном грунте, но с перекрытием из мегалитических плит, лежащих на краях ям, и курганами, сооруженными над ними. Неподалеку, в пятом кургане этой группы, Ла-Дольмен-Котинар - погребальная камера возведена из ортостатов на древней дневной поверхности.

В Парижском бассейне на севере Франции существует большое количество примеров могильных конструкций переходного типа. Многие коллективные захоронения впущены в склоны естественных холмов и представляют собой траншеи с плоской плиточной кровлей, стены которых облицованы каменными плитами. Возможно, что и мегалитические гробницы на поверхности земли, и гробницы, перекрытые курганами, возводились в обратном порядке: сначала насыпался земляной холм, в котором оставляли траншею или котлован для погребальной камеры, а затем, после установления последней, гробница полностью перекрывалась надмогильным сооружением.

Некоторые из гробниц, установленных в котлованах, имеют кровлю, одним краем опирающуюся на естественный склон холма. К таким полумегалитическим, или промежуточным сооружениям примыкают постройки без покровной плиты, но боковые стены у них соединены в форме куверта и напоминают перевернутую букву «V». Этот довольно редкий тип памятников можно увидеть на мысе Финистерр в Испании и в Ирландии.

Изучая конструктивные разновидности коллективных захоронений в мегалитических сооружениях, современные ученые предлагают классифицировать их, как:

1.Дюссы, то есть скандинавские мегалитические погребения; они представляют собой небольшое помещение – круглое, прямоугольное или полигональное в плане.

2.Коридорные гробницы. Они выглядят как один круглый или многоугольный зал с ведущим в него прямым проходом, ширина и высота которого значительно меньше погребальной камеры. Коридорные гробницы в основном распространены в Испании, Португалии, Северо-Западной Франции, Западном Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Встречаются также на островах Средиземного моря – Сицилии и Сардинии.

3.Галерейные гробницы. Они, в свою очередь, подразделяются на два типа – классические, с двумя параллельными стенами, и клиновидные, сужающиеся к концу. На склонах Пиренеев, в Северной Ирландии и Юго-Западной Шотландии галерейные могилы разделены на ряд сообщающихся между собой отсеков низкими поперечными плитами, носящими название септальных (перегородочных) камней, иногда в соединении с колоннадой у входа. Такие гробницы также называются сегментированными.

Так усложненные ритуалы, вера в загробную жизнь требовала от людей развития приемов и навыков строительства, изучения свойств материала, поиска разнообразия конструкции и формы.

Первоначально исключительные события, требовавшие необычных сооружений, были заменены насущными нуждами. Так мегалитическая архитектура стала использоваться в фортификационных сооружениях. В Испании, на реке Андаракс сохранился поселок Лос-Мильярес. Он занимал площадь в 5 га, и был расположен между Андараксом и руслом небольшой пересыхающей реки. Его окружала стена сухой кладки с круглыми бастионами и рвом. В самом поселке были построены круглые жилища, а к западу от него расположен некрополь, включавший 80 коридорных гробниц с толосами со ступенчатым сводом, которые использовались для коллективных захоронений.

На островах Западного Средиземноморья к фортификационным мегалитическим постройкам можно отнести талайоты на Балеарских островах, торе на Корсике и нураге в Сардинии.

Изучая уцелевшие памятники, археологи с удивлением обнаружили, как часто древние сооружения использовались в значительно более поздние эпохи: греками, римлянами и другими народами. Понимание функциональных особенностей здания, его символического образа, впечатления, производимого его высотой и объемом, выкристаллизировалось именно в эту эпоху, в разнообразных памятниках мегалитической архитектуры.

Форма сооружения: круг, овал, прямоугольник или квадрат наполнились для людей богатым символическим смыслом. Появилось огромное разнообразие конструкций: конические башни, чередование балок и опор, соединения комнат в виде трилистника или листа клевера, - позволяющее наиболее эффективно соответствовать предназначению архитектуры. В течение тысячелетий древние люди освоили технические приемы и строительные материалы, наиболее пригодные для природно-климатических условий их земли. И научились использовать свои сооружения для активного творческого (то есть и магико-религиозного, и психологического, и физического) воздействия на окружающий мир: природу, духов и богов, людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.