Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительство и архитектура Египта периода Древнего царства. 1 страница




Если застройка первых городов изучена еще недостаточно, то некрополи, расположенные на плато Ливийской пустыни в Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе, известны значительно лучше. Культ умирающих и воскресающих божеств, соответствующих эволюционным циклам египетской природы, определил веру в загробную жизнь. Так как солнце ежедневно скрывалось на западном берегу Нила, то страной смерти для египтян стала граница орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Сначала древние строители отмечали погребения насыпями из камней и гальки. Потом для сохранения формы холмов их стали обмазывать илом и обкладывать высушенным на солнце кирпичом, наконец, ко времени Раннего царства появилась мастаба (по-арабски «скамья», рис.42) плоская постройка из кирпича, включавшая в себя одну или несколько наземных комнат, разделенных массивными стенами, глубокую вертикальную шахту и подземную гробницу.

Если ко времени I династии мастаба имитировала жилой дом с ложными дверями и двором, где приносились жертвы, то затем в комплекс погребальных сооружений стали вводить молельни с жертвенниками, помещения для статуй, коридоры, залы и кладовые.

Похожие изменения можно проследить в использовании строительных материалов. Если абидосские гробницы I династии, повторяя дворцовую архитектуру, были выложены изнутри кирпичом и имели вторую обшивку из дерева (сверху гробницы перекрывали тяжелыми стволами и балками, на которые насыпали песок), то уже в конце II династии центральные покои мастаба уже возводили из обтесанного известняка и окружали боковыми кирпичными стенами. С усилением государства и возрастающей ролью правителя, качество усыпальниц улучшилось; ориентируясь на вечность, египтяне начали использовать более прочные материалы, даже такой трудно поддающийся обработке камень, как гранит и базальт.

В эпоху IV династии, гробница визиря Пиопи I уже включала в себя не менее 31 помещения, большая часть которых была сплошным камнем. Надземные части такой гробницы представляли собою массивный прямоугольник, стороны которого наклонены внутрь под углом приблизительно в 75 º.

Некрополи Древнего царства уже занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, соответствовавшая сторонам света. Царские усыпальницы, окруженные мастабами придворных и дополненные поминальными сооружениями, превращались в крупные объемно-пространственные ансамбли, хорошо обозревавшиеся с далеких точек.

Большая часть погребальных комплексов – от первой мастабы из необожженного кирпича, принадлежащей Менесу, до памятников греко-римского периода находится на севере от Мемфиса, в Саккаре. И именно здесь, впервые был сделан первый шаг от формы мастабы к пирамиде. Произошло это при фараоне III династии Джосере.

 

44. Мастаба. Реконструкция. 1 - молельня, 2 – сердаб, 3 – вертикальная шахта, 4 – погребальная камера.

 

 

45. Пирамида Джосера в Саккаре.

Слово «пирамида» греческого происхождения: «пирамис» - греческое название булочки конической формы, которой египтяне питались. Сами египтяне называли пирамиду «мер», словом, производным от глагола «иар», что значит подниматься, так с самого начала, с новым архитектурным сооружением было связано значение места вознесения, возвышения. Первая пирамида для фараона Джосера (рис.43) была воздвигнута верховным жрецом культа солнца, визирем и главным советником фараона, непревзойденным скульптором своего времени и гениальным архитектором – Имхотепом. Заслоняя горизонт в Саккаре, она достигала в высоту 61 метра, а длина стен у основания составляла 125х 115 метров. Уже в древности священная форма пирамиды была воспринята как лестница на небеса, а архитектор Имхотеп был обожествлен и объявлен сыном мемфисского бога-творца Птаха.

Новейшие исследования позволяют предположить, что Имхотеп возвел эту постройку на более ранней мастабе, выстроенной в этом месте для предшественника Джосера, его старшего брата фараона Санахта, которого Манефон называл основателем III династии. Высота мастабы равнялась 9 м, а длина каждой стороны – 63 м. Возле нее находилось одиннадцать шахт, пять из которых служили захоронениями для членов царской семьи, а шесть были кладовыми. Но еще при жизни Джосера, желая закрыть доступ к гробницам, мастабу увеличили в размере. Шесть этапов строительства, по количеству ступеней, позволили архитектору разместить над нижним основанием постепенно уменьшающиеся мастабы, а устойчивость сооружению обеспечили блоки известняка без связующего раствора, заменившие обычные кирпичи, и их наклон к центру пирамиды.

Гениальность архитектора заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на искусственной террасе площадью в 15 га вокруг этой главной постройки он разместил южный и северный павильоны, поминальные храмы, кенотафы Джосера, террасы, лестницы, платформы и дворы, в том числе хеб-седный – для ритуального бега фараона. Все вместе образовало сложный, но гармоничный по архитектурным формам ансамбль, в котором доминировали метрически повторявшиеся элементы. Прямоугольная в плане территория гробницы Джосера (545 х 278 м), соответствовавшая своему главному планировочному элементу – пирамиде, была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка высотой в 10 м, толщиной 14,8 м и общей протяженностью 1645 м. Наружная стена имела парапет, за которым вдоль стены шел широкий уступ, позволявший обходить весь ансамбль. В стене было сделано 13 фальшивых порталов в виде высоких ниш и один настоящий вход, которые нельзя было отличить друг от друга.

Позади входа, фланкированного двумя башнями, располагался коридор и проход во внутренний интерьер, состоящий из длинного зала с 20 парами 6-метровых каменных колонн. Колонны еще не были отделены от стены, повторяли форму пучков тростника, но, уже являлись элементом новой каменной архитектуры. Между колоннами, друг против друга, были расположены небольшие камеры, возможно, служившие представительствами или ритуальными молельнями номов Египта. В западной части колоннады был возведен «поперечный зал», широкое помещение, украшенное 4 выступающими колоннами около 7 м высотой, также соединенными каменной кладкой со стеной. Несмотря на то, что в камне зачастую повторялись формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий, - Имхотеп решительно осваивал возможности каменного зодчества, как в конструкциях, так и в отделке. Интересны формы колонн: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители (словно предвосхищающие греческий дорический ордер) или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса (рис.45).

 

46. План комплекса пирамиды Джосера в Саккаре.

 

Заканчивался парадный коридор широким открытым двором, расположенным возле южной стороны пирамиды. Небольшой храм с тремя нишами и низким каменным алтарем в северо-восточной части и два полукруглых низких каменных строения, каждое длиной 11 м, были посвящены обряду обновления фараона – «хеб-сед» - во время которого правитель подтверждал свое право на власть, совершая ритуальный бег в храмовом дворе.

Так как здоровье и энергия царя напрямую связывались с благосостоянием страны, в ранних монархиях Востока стареющего правителя обычно умерщвляли. Но в период Раннего царства египетские фараоны заменили жестокую традицию религиозным ритуалом, во время которого уничтожению подвергалось изображение царя, его статуя, а сам владыка, как простой смертный, в одной набедренной повязке, пробегал круг по священному двору, демонстрируя всем свою силу и выносливость. Если обряд проходил успешно, фараон возвращался, словно заново рожденный, на трон, а его статуя погребалась в специальной ложной гробнице, так называемом кенотафе. Известно, что фараоны Раннего царства имели усыпальницы в Саккаре, а ложные гробницы – в Абидосе, Джосер же впервые соединил истинное место погребения и кенотаф в пределах одного комплекса. Кенотаф Джосера длиной 85 м и шириной 13 м разместили в толще южной части наружной стены.

 

 

47. Колонны в комплексе Джосера в Саккаре.

Погребальная камера кенотафа длиной 1,6 м и высотой 1,3 м была частично вырублена в скале. Лестницы связывали камеру со входом и с кладовыми, расположенными к востоку от нее. Стены кладовых были облицованы гранитом и украшены облицовкой из плит известняка с рельефными изображениями, покрытыми сверху зеленовато-синей глазурью. Под землей, в специальном помещении были размещены три стелы с изображениями фараона, связанные с обрядом «хеб-сед». Рельефы представляли его бегущим, с царской плетью в руках и с документами о праве наследования престола.

В период Древнего царства власть фараона была уже неограниченной. Вся страна и все население считались его личной собственностью. Он был одновременно и главным жрецом и главным военачальником. Жизнь и смерть фараона считались божественным промыслом, вот почему так важны были ритуалы, связанные с обновлением и возрождением владыки.

С обрядом «хеб-сед» были связаны молельня, карниз которой украсили рельефные изображениями змей-уреев, охранителей фараона в юго-западном углу Южного двора, и двор для бега «хеб-сед», примыкающий к Южному двору с востока. Западную и восточную стороны двора обрамляли фасады молелен богов Севера и Юга Египта. Молельни предназначались для статуй богов, привозимых на праздник «хеб-сед» из всех главных центров Египта.

Южный и Северный дворцы, размещенные на территории комплекса, были оформлены фасадами с четырьмя полуколоннами и двумя пилястрами, верх украшали фризы, имитирующие верхушки тростника. Этот орнамент воспроизводил в камне тростниковые плетения, которыми украшались ранние дворцы. Опоры ранних дворцов напоминали полуколонны с капителями в виде двух крупных листьев, ниспадающих по обе стороны ствола, украшающие Южный дворец, и полуколонны с трехгранным стволом и капителью в виде раскрытой метелки цветка папируса, обрамляющие молельню Северного дворца. Простые, без изысков капители прекрасно передавали характерные черты растений. Это умение отобрать самое главное, самое выразительное – одно из достоинств, определяющих своеобразие египетского искусства. Капители в виде цветка папируса, впервые появившиеся во дворце Джосера, в дальнейшем получили широкое распространение.

К северной стороне пирамиды примыкал погребальный храм. Прямоугольный в плане, он со всех сторон, кроме обращенной к пирамиде, был окружен коридором. Центр храма образовывали два расположенных параллельно друг другу двора. Каждый из них имел портики с четырьмя полуколоннами с каннелированными стволами. Простые прямоугольные формы храма, строгие вертикали колонн, теплый светло-желтый цвет турского известняка сообщали ему благородство и величавость.

Весь ансамбль Джосера с его грандиозными, прекрасно декорированными стенами, ступенчатой пирамидой, стройным храмом, поражал ясностью, цельностью и монументальностью.

Вход в усыпальницу находился с северной стороны пирамиды, рядом с широким центральным туннелем глубиной 28 метров, где разветвленная сеть ходов, лжеходов, коридоров и камер образовывала запутанный лабиринт длиной 5,7 км, призванный скрыть местоположение гранитной усыпальницы фараона. Центральный коридор и два параллельных ему отсека объединяли 400 комнат. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к пирамиде также с северной стороны. У ее восточной стены находился сердаб, выстроенный из блоков известняка, близких по размерам к блокам, которыми была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона, находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера, выложенная красным гранитом и украшенная рельефными глазурованными плитами, помещалась под первоначальной мастабой, примерно в центре пирамиды. К востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в Каирском музее.

Обеспечивая во время хеб-седа обновление фараона при жизни, строительством пирамиды, возможно, готовили возрождение правителя в загробном мире, во всяком случае, статуя Джосера, установленная в сердабе, вглядывающаяся в свет восходящего Сириуса, связывала весь погребальный комплекс с идеей космического преображения.

Так началась эра пирамид, и многочисленными зодчими был предложен целый ряд, геометрически простых, но наполненных глубоким символизмом архитектурно-художественных образов.

Если преемник Джосера - фараон Сехемхет, попытался превзойти усыпальницу предшественника высотой своей гробницы (прямоугольная в плане пирамида имела 7 уступов и достигала в высоту 70 м), то фараон Снофру IV династии вошел в историю архитектуры своими необычными экспериментами с формой.

Так, возводя семиступенчатую гробницу в Медуме (рис.46), строители дополнили ее восьмым ярусом, заполнили все участки между мастабами мелким камнем, а всю пирамиду облицевали плитами из турского известняка.

Высота гробницы достигла 94 м, (исследователи предполагают, что она была еще выше - 118 м) при длине основания 144 х 144 м. Сегодня усыпальница двухступенчатая, как древневосточный зиккурат (рис.47), но выглядит более целостно и замкнуто, чем гробница Джосера, а масса камня подавляет своим размером. Все сооружение отличается тщательной кладкой весьма крупных каменных блоков. Причем возникает впечатление, что при изготовлении блоков использовался единый стандарт, – настолько они похожи друг на друга.

 

 

 

46-47. Пирамида Снофру в Медуме.

Важно, что здесь впервые был разработан комплекс культовых сооружений, необходимых для проведения ритуальных церемоний. На границе пустыни и плодородной земли рядом с пирамидой были возведены нижний и верхний заупокойный храмы, соединенные дорогой восхождения. Так появился классический для IV династии комплекс гробницы.

Во второй Ромбовидной пирамиде (или Пирамиде с ломаными гранями), в Дашуре (рис.48), в 45 км к северу от Медума, тяготение к целостному объему проявилось в отказе от ступенчатой формы. Несмотря на ломаные грани, Ромбовидная гробница выглядела как пирамида, вознесенная на платформе – мастабе (189,5 х189,5 м и высота 104,7 м), в ее образе даже можно было увидеть попытку соединить священную форму пирамиды с древней символической формой обелиска. Древние религиозные тексты рассказывали о священном камне Бен-Бен (или же «ментхире»), воздвигнутом в городе солнца Гелиополе. Камень (возможно, метеорит) имел треугольную форму и отождествлялся с тем древним камнем, на котором, поднявшись из вод первозданного океана, явился главный сокровенный бог Египта – Атум, сотворивший мир. Возможно, увидев некую мистическую связь между треугольником «зодиакального» света, исходящего от солнечных лучей, при восходе или заходе солнца над линией горизонта, и метеоритом, низвергнувшимся из космоса, египтяне ввели традицию завершать наиболее важные религиозные сооружения: обелиски, храмы и усыпальницы пирамидионами, напоминающими своей формой Бен-Бен.

 

48. Ромбовидная пирамида в Дашуре.

Забегая вперед, можно отметить некоторую закономерность: угол наклона граней Ромбовидной пирамиды в нижней части соответствует углу наклона пирамиды Хуфу, а в верхней части – углу наклона Красной пирамиды. Некоторые исследователи считают, что так египтяне совмещали свойства двух пирамид в одной. Но какие свойства?!

Впрочем, форма пирамиды могла напрямую зависеть от изменения идеологии: поддерживая идею абсолютной монархии, египетские зодчие могли намеренно противопоставить колоссальность вертикальных конструкций ничтожеству маленького человека. Ранние ступени заменили линии граней, сошедшиеся в одной вершине, так же как вся жизнь страны сходилась к одному человеку – фараону. Пирамида в Дашуре своими гигантскими размерами уже соответствовала шкале размеров грандиозных образов природы Египта – горам, пустыням. Но на фоне волнующихся песков, извивающегося русла Нила, уплывающих вдаль облаков созданная руками человека пирамида должна была покорять своей абсолютной геометричностью. Очертания природных форм были неопределенны и изменчивы, египтяне же искали архитектурный образ, отличающийся вечным постоянством и правильностью. Наклон стен 43º36 ´,11´´ еще довольно пологий (для сравнения, в будущем угол наклона будет: в пирамиде Хуфу 51º52´, Хафра - 52º20´, Менкаура - 51º) не позволил придать граням тот идеальный ровный, устремленный вверх вид, которого добивались зодчие. Тем не менее, в третьей, Красной (Розовой) пирамиде (рис. 49) в северной части Дашура, эта цель, наконец, была достигнута. С самого начала она была задумана как пирамида с гладкими, сходящимися в одной точке гранями и ребрами. Высота пирамиды составляла около 104,4 м, длина сторон основания 218,5 и 221,5 м.

Не удивительно, что правление сына Снофру – Хуфу (по-гречески Хеопса, 2589-2566 г.г. до н.э.) – было отмечено появлением самого совершенного вида – пирамиды с правильным квадратом в основании и треугольными гранями (рис.50), сориентированными по сторонам света так, что даже ветры Египта оказывались перед ними бессильны: стены пирамиды не противостояли воздушным потокам, а как бы отводили их вверх по касательной. Любопытно, что прежде пирамида безошибочно указывала истинный север, погрешность в ориентации на магнитные полюса составляла всего 3º – 0,06 %. Такую точность достигали благодаря наблюдению за звездами. Сначала возводили полукруглую стену, которая должна была выполнять роль искусственного горизонта. На ней отмечали точки восхода и захода звезды Сириус, когда она перемещалась вокруг севера в ночном небе. Линия, проведенная как раз посередине этих отметок, указывала строителям северное направление. Чтобы получить прямой угол, на северной отметке, прямо на плато при помощи двух колышков и обычной веревки, вычерчивали окружности. Отметив линию, проходящую через колышки и линию, соединяющую точки соприкосновения двух окружностей, в точке их пересечения получали идеально прямой угол. Аналогично определяли остальные углы пирамиды.

 

49. Красная пирамида в Дашуре.

Использовав, расположенный на 30-й параллели, природный 9-метровый холм, равный высоте двухэтажному дому (он занимает 70% основания пирамиды), его так искусно связали с нижними рядами кладки, что за прошедшие 4,5 тысячи лет пирамида массой 6,4 млн тонн просела всего лишь на 1 см. Исследователи находят это стремление к точности, повсюду, в том числе и в размерах основания пирамиды. При среднем размере сторон около 230 м разница между самой большой и самой маленькой сторонами не превышает 20 см, т.е. около 0,1 %, - поразительно мало, если учесть, что речь идет о поверхности, сложенной из многотонных известняковых блоков. Нивелирование платформы, а затем и рядов кладки производилось с помощью стоек с нанесенными на них метками и элементарного устройства, представлявшего из себя равнобедренный треугольник в форме буквы «А» с отвесом, свисающим из его вершины. На идеально ровной поверхности отвес пересекал нижнюю черту как раз посередине, что позволяло рабочим выравнивать поверхность каменных блоков и, в целом, рядов, очень точно.

 

50. Пирамида Хуфу.

Удачная конструкция позволила развить пирамиду и в вертикали размера. Гробница фараона Хуфу, построенная зодчим Хемиуном достигла уже 146,59 м. Ее периметр – примерно километр, площадь – 53 000 квадратных метров. Это самое грандиозное сооружение древнего мира. Но пирамида не полая внутри, она сложена из каменных блоков весом от 2,5 до 30 тонн, толщу ее прорезали лишь шахты и коридоры, ведущие к погребальным камерам. Монолит же всей усыпальницы включал свыше 2 300 000 каменных блоков. Специалисты подсчитали, что этого материала хватило бы на то, чтобы выстроить город с населением не менее 100 000 человек. При этом плиты так искусно обтесывались и подгонялись друг к другу, что между ними не могло пройти лезвие бритвы.

Вход в пирамиду находится на высоте 17 м от земли. Внутренний узкий и низкий наклонный (под углом 26,5º) коридор длиной 120 м идет от наружного отверстия к 9-метровому горизонтальному коридору, ведущему к подземной камере, вырубленной в скальном основании. Камера размерами 14 х 8,1 м вытянута с востока на запад и имеет высоту 3,5 м. В центре камеры есть колодец глубиной 3 м, от которого в южном направлении на 16 м тянется узкий лаз (0,7 х 0,7 м). От первой трети нисходящего прохода (через 18 м от главного входа) вверх под тем же углом 26,5 º, на юг ответвляется другой ход, длиной около 40 м, ведущий вверх, к нижней части Большой галереи. Отсюда, в южном направлении, 35 - метровый горизонтальный коридор, высотой 1,75 м ведет к так называемой камере царицы, облицованной известняком, размерами – 5,74 м с востока на запад и 5,23 м с севера на юг высотой 6,22 м. Сама Большая галерея продолжает подъем вверх. Ее высота 8,53 м, а длина 46,6 м. Она облицована известняковыми плитами, которые вверху, на потолке, выступая друг над другом, нависают подобно ложному своду. В конце ее, горизонтальный проход, который через «прихожую» ведет в камеру фараона – 10,46 м с востока на запад и 5,23 м с севера на юг, высотой 5,81 м, облицованную гранитными блоками по 30 тонн каждый. Эта главная погребальная камера перекрыта монолитными плитами толщиной около 2 м, которые образуют пять разгрузочных полостей, общей высотой 17 м, перекрытых двумя рядами опирающимися друг на друга в виде двускатной крыши большими камнями. Такой строительный прием был предпринят, вероятно, из предосторожности, чтобы равномерно распределить вес (около миллиона тонн) пирамиды, чтобы защитить от давления «Камеру царя». Кроме камер были обнаружены узкая почти вертикальная шахта, высотой 60 м, у нижней части Большой галереи, ведущая к нижней части нисходящего прохода, предназначенная, вероятно, для эвакуации рабочих или жрецов, «запечатывавших» проход к «Камере царя».

Также открыты, так называемые, вентиляционные каналы шириной 20-25 см. Они отходят в северном и южном направлениях от «Камеры царя» и «Камеры царицы». При этом каналы «Камеры царя» сквозные, открытые сверху и снизу (на гранях пирамиды), а каналы «Камеры царицы» отделены в самой камере от стены на 13 см, и от граней специальными полостями и камерами, предназначение которых до сих пор не известно.

Поскольку каналы сначала идут горизонтально, а затем изгибаются и направляются вверх, увидеть что-либо через них невозможно. Астрономов заинтересовала точность ориентации каналов. Их расчеты показали, что выход южного канала камеры фараона направлен на Пояс Ориона, а выход северного ориентирован на тот участок звездного неба, где расположен небесный Северный полюс и где 5000 лет тому назад находилась звезда Тубан из созвездия Дракон, выполнявшая в те времена роль Полярной звезды.

Выход южного канала камеры царицы направлен на созвездие Большого Пса, а северный – видимо, на одну из самых ярких звезд созвездия Малая Медведица. Но египтяне отождествляли это созвездие не с медведицей, а с шакалом и называли его «Открывающее путь».

 

51. Большая галерея в пирамиде Хуфу.

 

Таким образом, пирамида становилась частью сложного религиозного ритуала, позволявшего фараону после смерти покинуть бренную землю и присоединиться к вечным звездам (сияние которых оставалось неизменным в районе Северного полюса) и пройти путь преображения, подобный воскрешению Осириса, это божество и символизировал Пояс Ориона. Кроме того, соединяя женское и мужское начало в акте возрождения природы, пирамида восстанавливала гармонию во всем Египте. Так как южная шахта Хеопса глядела на Орион, символизировавший Осириса, и Большого пса, связывавшегося с Изидой, камера царя и камера царицы могли использоваться не для погребальных целей, но для ритуальных; тогда магическое соединение Осириса и Изиды происходило и на земле и на небе. Вверху, в определенный момент, внутри созвездия Большого Пса, как из лона богини рождалась звезда Сириус, олицетворявшая Гора, а внизу, разливающийся Нил наполнял всю страну новой жизнью. Египтяне знали, что Сириус исчезает с небосклона на 70 дней и появляется точно перед нильским разливом, не случайно, процесс изготовления жрецами мумии фараона, т.е. его преображение из умершего в его вечного энергетического двойника «Ка», так же занимало 70 дней.

 

 

52. Камера царя в пирамиде Хуфу.

Функции пирамиды, таким образом, оказывались шире, чем у обычной усыпальницы. Современные исследователи признают, что она могла использоваться как вечный теодолит – геодезический инструмент, совершенный компас, древний календарь, по которому длительность года, включая дополнительные 0,2422 дня, вычислялись также точно, как при помощи современного телескопа. Сейчас предполагают, что великую пирамиду могли использовать как обсерваторию. Как гробница новая архитектурная форма превращалась в емкий символический и сакральный знак. Геометричность при огромных размерах, нерасчлененность колоссальной массы, крайняя простота соотношений при гигантском объеме, построение целого по магическому треугольнику (Платон в диалоге «Тимей» назвал треугольник строительным материалом космоса) и другим магическо-символическим фигурам, неизменная вневременность пирамиды, контрастирующая с изменчивостью пустыни, - все это отстраняло пирамиду из обычного окружения.

Известно, что высота пирамиды к ее основанию соотносилась как 1: 0,618, т.е. в пропорциях золотого сечения. Угол наклона боковых граней был близок к углу, свойственному сыпучим телам. Все это в совокупности с идеально гладкой поверхностью граней пирамиды вызывало впечатление «нерукотворности» сооружения.

Новый космический образ архитектуры в значительной степени основывался на впечатлении, что сооружение своим основанием глубоко уходит в подземные недра, тогда как ее шахты смело устремлялись в небесную бесконечность. Видимая пирамида представлялась зрителю показавшейся над почвой верхушкой более грандиозного подземного гиганта, обнимающего собой мир.

Контраст пирамиды с природой и внешним миром создавал впечатление, что пирамида является куском другого мира, совершенно отличного от мира реального.

В отличие от комплекса в Саккаре, весь архитектурный ансамбль в Гизе отличался более четким планом, позволявшим уравновесить его части. Расположение пирамиды в центре двора, подчеркивало особое положение пирамиды и отделяло ее от окружающих зданий. Возведенные в восточной части комплекса пирамиды - спутницы, возможно, гробницы жен фараона, со сторонами квадрата основания первой - 49,5 м, второй пирамиды 49 м, третьей 46,9 м, - разницей масштабов усиливали впечатление непомерной величины пирамиды. Дорога,выложенная полированными плитами,шириной 18 мсоединялаверхний заупокойный храм у пирамиды с нижним храмом на берегу реки, на востоке, от которого был сделан крытый каменный проход к монументальным воротам в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти.

Первоначально вся поверхность пирамиды была облицована известняком и сверкала на солнце, вокруг нее размещались туннели и шахты для хранения сокровищ, кроме того, в нескольких подземных сооружениях у подножия пирамиды были обнаружены деревянные ладьи. Одна из них, открытая в 1954 г., имела длину 43,6 м, была построена из кедра без единого гвоздя, судя по сохранившимся на ней следам ила, плавала по Нилу, а затем была разобрана на 1224 части.

Описывая пирамиду Хуфу, греческий историк Геродот отметил, что фараон организовал ее строительство сразу, как только взошел на престол. 10 лет ушло на прокладку дороги, по которой доставляли камень из каменоломни, возводили же «дом вечности» 20 лет. Годами добывали в карьерах блоки песчаника, гранита, известняка, чтобы заставить служить камень бессмертию фараонов. Сохранились инструменты, которыми пользовались египетские мастера, - тяжелые бронзовые пилы, каменные дробилки, медные и бронзовые зубила, молотки, медные долота. Но как перевозили готовые блоки к месту строительства – до сих пор остается загадкой.

Историки, археологи, инженеры высказывают разные предположения: в гробнице, в Деир эль Берше, есть фреска, изображающая перевозку гигантской статуи царя. Ее перетаскивает большая группа мужчин на деревянных блоках. Один крестьянин для скольжения сбрызгивает землю водой. С другой стороны, в пустыне, на месте древней каменоломни Северной Африки, археологи нашли канавы и скаты, позволяющие перевозить тяжелые грузы сначала на салазках по песку, затем на специальных плотах, поддерживаемых воздушными пузырями из шкур животных, для этого в пустыне могли специально рыть каналы до притока Нила Вади Туска. Найденные деревянные салазки и канаты позволяют думать, что каменные блоки могли перекатывать, постоянно подкладывая под полозья идеально круглые цилиндрические бревна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.