Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура Египта периода Нового царства. 1 страница




Внутренние неурядицы, приведшие к социальным катаклизмам, пресекли правление XII династии, ослабили Среднее царство и открыли путь для завоевания страны гиксосам. Гиксосские цари объявили себя фараонами и сделали своей столицей Аварис, расположенный в восточной части дельты. Хотя после вторжения интервентов вся страна формально подчинилась захватчикам, на юге сохранялся мощный очаг сопротивления – Фивы. Начиная с правления Таа I и Таа II Секененры противостояние Фив и Авариса приняло характер открытого военного конфликта. При Камосе (1555-1552 до н.э.) фиванцы скопили достаточно ресурсов, чтобы начать изгнание гиксосов из страны и нейтрализовать возможность союза гиксосов и кушитов против Фив.

В первой половине XVI в. до н. э. взяв столицу гиксосов Аварис и рассеяв недавних завоевателей среди народов Ближнего Востока, фараон Яхмос (1552-1527 г.г. до н.э.) завершил объединение страны и основал новую XVIII династию, с которой началось Новое царство Египта – самая блистательная эпоха этой древней цивилизации. Ему и его преемникам удалось потеснить поместную знать, превратив весь Египет в свою личную собственность, создать боеспособную армию, призванную стать опорой царя, возвысить местного фиванского бога Амона, культ которого слившийся с культом бога солнца Ра стал общегосударственным. Для ужесточения контроля над страной была введена должность второго визиря, а для усиления статуса царской семьи были введены небывалые привилегии для главной царской супруги.

В Фивах, где сохранилась традиция предоставлять богу наложницу (прежде ею являлась супруга верховного жреца), - избранницу наделяли властью во время проведения религиозных церемоний и состоянием, принадлежавшим храму. После того, как мужчины фиванского дома упрочили свое положение в стране, все почетные жреческие должности, в том числе наложницы и супруги бога они закрепили за своими женщинами.«Божественность» фиванских цариц, в конце концов, неожиданно повлияла на престолонаследование.

Так, талантливый военачальник Тутмос, занявший трон благодаря женитьбе на дочери Яхмоса - Мутнофрет, объявил супругой бога Амона свою дочь – Хатшепсут. Девочка оказалась единственным отпрыском древней линии, и, несмотря на то, что от других жен у царя были еще дети, в частности сыновья, именно царевна после смерти своего мужа и сводного брата Тутмоса II, оказалась правительницей Египта, номинально выполняя роль регента при пасынке – будущем Тутмосе III, а фактически самостоятельно верша судьбы государства.

Молодая царица, как истинный фараон, сражалась с врагами Египта в Нубии и Палестине, активно вела торговлю с таинственной страной Пунт на востоке Африки, следила за состоянием ирригационных систем, но так как фиванский дом еще нуждался в поддержке религии и древних традиций, вся ее созидательная мощь была направлена на строительство храмов, которые должны были доносить религиозные идеи, обосновывающие власть правителя, до самых широких слоев населения.

Искусство этой эпохи вначале подражало образцам Среднего царства. Это не случайно. Возрождая страну после 150-летнего периода распада на номы и иностранного владычества, египтяне невольно вспоминали похожую историческую ситуацию более чем 500-летней давности, когда фиванские фараоны уже успешно справлялись с такими задачами.

Не удивительно поэтому, что правительница начала с восстановления уничтоженных гиксосами столичных святилищ. Фиванские Луксор и Карнак, - представлявшие собой ориентированные по оси восток-запад, вслед за движением солнца, комплексы, - были храмами, над которыми работали поколения фараонов, начиная с периода Среднего царства вплоть до времени римского владычества. Нововведением предшествующих столетий стали здесь пилоны: отец Хатшепсут - Тутмос I и главный архитектор Инени воздвигли против древнего храма Амона в Карнаке два массивных пилона и между ними крытый зал, потолок которого поддерживался массивными кедровыми колоннами, доставленными из новых владений в Ливане. Хатшепсут, стремившаяся своим могуществом превзойти предшественников, фактически разобрала зал отца (были удалены все кедровые колонны из южной половины зала и 4 находившиеся в северной половине, снят потолок, бывший над залом, и разрушена южная стена), чтобы возвести обелиски в перистильном зале Карнакского храма.

Обелиски - огромные каменные монолиты – четырехгранной формы, увенчанные подобием пирамидиона и украшенные барельефами, появились в архитектуре Египта гораздо раньше, но распространение получили в период Нового царства. Несмотря на множество воздвигнутых обелисков и обилие их изображений, до сих пор не ясно, каким образом подобные сооружения возводили. Широко распространено мнение, что сначала устанавливали массивное гранитное основание, затем его окружали стеной из кирпича-сырца и заполняли внутренний объем песком. С двух сторон к этой конструкции подводили пандусы, по одному из которых монолит поднимали на основание, а на другом, рабочие при помощи веревок регулировали направление движения обелиска так, чтобы его основание оказалось на песке. После подъема каменного монолита, песок постепенно выкапывали, придавая обелиску вертикальное положение до тех пор, пока тот не вставал на свое основание. Два обелиска, высотой 30 м и весом по 360 тонн, установленные в центре зала, были щедро покрыты сплавом золота и серебра, над чем потрудился Тутии. Царица признавалась, что отмеривала для них драгоценный металл мерами, как мешки зерна. Один из уцелевших обелисков (рис.73) до сих пор возвышается над храмовым комплексом Карнака – это самый высокий обелиск Египта.

 

73. Обелиск Хатшепсут в Карнаке.

«Чудесным из чудеснейших» - Джесер-Джесеру называли в Древнем Египте собственный храм царицы в Долине царей. Храм в Дейр-эль-Бахри (рис.75-76), спроектированный зодчим Сененмутом, формой вторил расположенному рядом храму Ментухотепов, но объемом намного превосходил храм Среднего царства.

Святилище состояло из трех возвышавшихся друг над другом ярусов, соединенных широкими пандусами. Фасады его были оформлены колоннадами. Вырубленный в скале, с многочисленными пещерными залами, линиями портиков он вторил общим очертаниям скал, а наклонные плоскости пандусов связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и в то же время продолжали движение дороги, которая шла из долины. Люди, подходившие к храму, ощущали себя ничтожно малыми по сравнению с окружающим ландшафтом, скалы же, благодаря контрасту с маленькими портиками, напротив, вырастали до сверхчеловеческих размеров. Могущество правительницы подчеркивало богатое оформление храма – как свидетельствует надпись на заупокой­ной стеле начальника царских мастерских Хатшепсут Тхути, наружные двери были сделаны из черной меди с инкруста­циями из электра, а внутренние — из кедра, наосы для статуй — из золота и серебра. Золотом и серебром были отделаны плиты полов. Изделия из драгоценных металлов, черного дерева, алебастра и бронзы дополняли убранство храма. Мерный ритм многократно повторенной светлой колоннады поддерживали более 200 скульптур Хатшепсут.

 

74. Сененмут – архитектор Хатшепсут.

Новы сюжеты рельефов храма, необычна концепция всего сооружения, исключительным выглядело решение царицы отделить друг от друга свои культовые и погребальные сооружения. Храм для царицы символизировал рай Амона, его террасы казались ей «миртовыми террасами Пунта, изначального жилища богов». Она даже снарядила специальную экспедицию в Пунт за саженцами миртового дерева. Храм, утопающий в зелени экзотических деревьев, возведенныймежду глыбами вечных скал игладью специально разбитого искусственного озера, оставался открытым для всеобщего поклонения, в то время как усыпальница царицы, высеченная ее визирем Хапусенебом в пустынной долине, была уже надежно спрятана от посторонних глаз. Она располагалась в скале, позади расположенного террасами храма, и в отличие от блестяще декорированного святилища царицы, представляла собой длинный отвесный проход, заканчивавшийся рядом покоев, в которых должны были покоиться как сама повелительница, так и ее героический отец Тутмос I.

 

75. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция.

Храм Хатшепсут представлял собой сложный архитектурный и идеологический комплекс (его общая длина около 280 м, ширина – около 80 м). Он начинался аллеей сфинксов - львов с портретными головами царицы. За воротами и священной оградой располагался квадратный двор размерами 80 х 120 м, в котором зеленел миртовый сад. У начала пандуса располагались два бассейна в виде буквы «Т». Западную сторону первого двора замыкали два портика, образованные двумя рядами столбов. Их фланкировали 8-метровые «осирические» статуи Хатшепсут. Центральную часть портика разделял пандус, ведущий на следующую террасу храма. Здесь возвышались 6 гранитных сфинксов царицы. Каменные парапеты пандусов украшали соколы и кобры, символы Гора и Буто, Нижнего и Верхнего Египта, а также объединения страны. Нижняя терраса также завершалась портиком с двумя рядами квадратных столбов. Над ним в некотором отдалении возвышались еще два длинных портика, стоящие друг над другом. В своей совокупности столбы и колонны этих портиков образовывали эффектную трехъярусную композицию. Слева и справа к верхней террасе примыкали святилища Анубиса и Хатор; а в глубине скалы располагались многочисленные молельные залы. Используя опыт предшественников, Сененмут разработал оригинальные варианты пластической трактовки ордера: так молитвенный зал святилища Анубиса был украшен 12 колоннами протодорического ордера, стоящими в три ряда, а зал богини Хатор, считавшейся в Египте покровительницей домашнего очага и богиней любви был украшен 32 колоннами с хаторическими капителями. Еще в Среднем царстве, имитируя форму женского музыкального инструмента – систра, состоявшего из нескольких стержней, продетых сквозь изогнутую металлическую ленту и надетых на ручку с украшением в виде головы Хатор, представляемой в виде женщины с ушами коровы, - колонну стали высекать со стволом, соответствующим ручке систра, и высокой капителью в виде головы Хатор, над которой поднималась выкружка и кубическое «зданьице».

Новаторским выглядело использование сводов: применив в молельнях ложный свод, а затем, осторожно стесав выступающие углы каменных блоков, архитектор добился эффекта цилиндрического свода в одних случаях, а в других, как, например, в молельне бога Анубиса, двумя рядами наклонных плит достиг подобие стрельчатого свода очень красивой формы.

К сожалению, Tутмос III, сменивший мачеху на престоле, поторопился уничтожить память о царствовании женщины, ее изображения были уничтожены, а многие памятники царицы были преданы забвению.

Правление нового фараона было отмечено громкими военными победами, решительной завоевательной политикой, укреплением авто­ритета Египта.

Гиксосы, изгнанные из своей столицы в восточной части дельты Нила фараоном Яхмосом оставили в египтянах такое чувство унижения, что Тутмосу III, чтобы его стереть, пришлось расширить границы страны от пятого порога Нила в Нубии до берегов Евфрата. Силой оружия, подкупом, угрозой и хитростью преемники Тутмоса закрепили за собой захваченные и колонизированные территории, пре­вратив Нубию, прежде грозные государства Передней Азии в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.

76. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

 

Стремление популяризировать египетскую ре­лигию среди покоренных народов привело к большему монотеизму и выделению среди огромного, малопонятного для иноплемен­ников пантеона египетских божеств, культа бога Амона. Новый культ проник в религию Си­рии и Палестины, но, и значительно укрепился в самом Египте. Фараон был провозглашен сыном Амона. В честь бога воздвигли новые грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки. Самыми грандиозными святилищами Амона были, конечно же, столичные храмы, - древние Ипет-Сут и Ипет-Рес, современные Карнак и Луксор. И именно столичное жречество превратилось в реальную угрозу для правящей династии.

Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Им принадлежали большие земельные угодья, тысячи рабов, один Карнак обслуживало 80 тысяч служителей. Они совершали обряды и таинства, предупреждали о разливах Нила, определяли дату проведения обряда «хеб-сед», то есть фактически устанавливали срок правления фараона. Чтобы поколебать могущество священнослужителей, фараону нужно было подчинить своему контролю главные храмы страны. Значительно расширив свои владения и укрепив позиции Египта на Востоке, Аменхотеп III осмелился подорвать авторитет жрецов, объявив себя сыном бога Амона, сошедшего к его матери. Христианское благовещение напоминало явление бога Тота матери фараона, предвещавшего ей рождение чудесного ребенка.

Сын Аменхотепа III – Аменхотеп IV (1364-1347 гг. до н.э.) пошел еще дальше. Видя, как несметные сокровища страны исчезают за стенами многочисленных храмов, он объявил всех богов ложными и начал чтить единого бога Атона-Ра, которого стали изображать в виде солнечного диска, простирающего над фараоном свои многочисленные ладони. Возрождая в единобожии первые дни творения, владыка с женою воплощались в первых божеств, созданных Атумом - Шу и Тефнут, обычно корону Тефнут мы видим на голове Нефертити. В один момент, традиционные верования, игравшие столь важную роль в духовной жизни Египта, и почти две тысячи различных божеств были заменены поклонением единому богу и божественной царственной паре. Вскоре, не выдержав давления оппозиции, Эхнатон решил удалиться из Фив, основав новую столицу на половине пути между древним Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Он изменил свое имя Аменхотеп («бог Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), а город назвал Ахетатон («небосклон Атона» рис.78). На пограничных стелах города он выбил признание, что его привлек сюда сам Атон, который на восходе явил ему знак, иероглиф горизонта на одной из гор.

Воспринимая бога, как мирового владыку, творца природы, царь увидел в нем благого отца всех людей, почувствовал его божественную любовь ко всему живому, даже самым ничтожным творениям, выражая свою преданность Атону, Эхнатон назвал себя «живущим по правде» и проповедовал простое, лишенное удовольствий принятие повседневной жизни.

Город, задуманный Эхнатоном, разрушил все нормы и правила прежнего египетского градостроения. Во-первых, его возвели по единому четкому плану. Обозначив границы городской территории каменными стелами, правитель сразу назвал все храмы, дворцы и гробницы, которые собирался построить. Во-вторых, до Ахетатона не было построек такого масштаба. Площадь города составила 62 кв. км. Оставив под земледелие левый берег Нила, на восточном берегу, в центре окруженной горами долины, возвели городские кварталы, которые протянулись на 13 км в длину и почти 5 км в ширину. Улицы расходились от гробницы фараона, словно лучи солнца. Вместо прямолинейной аллеи сфинксов центр города с дворцами и храмами фараона связала широкая магистраль – Дорога жреца или Дорога процессий, протянувшаяся параллельно берегу реки. В–третьих, город не был, как прежде, разделен на районы для богатых и бедных: все жили вместе, обычно крупные усадьбы зажиточных горожан окружали многочисленные скромные жилища бедняков, которым они покровительствовали. Иногда вокруг особняков располагалось более 30 хижин. На участке одного из сановников Эхнатона – начальника царских колесниц Ранефера – были обнаружены даже фундаменты нескольких зернохранилищ.

 

77. Ахетатон. Храм Атона.

О стремительном экономическом и культурном расцвете города свидетельствует главное святилище новой столицы – Дом Атона. Главный храм имел невообразимое количество алтарей - 1800. Фрески гробницы Мерира позволяют нам детально представить приносимые на алтари жертвоприношения: в самом низу изображены длинные ломти хлеба, на них говяжьи туши и битая дичь, хорошо различимы белые шеи гусей, еще выше букеты свежих цветов. Обилие приносимых даров подтверждают и археологические раскопки, обнаружившие в храме множество костей крупного рогатого скота и инструменты для забоя животных. Возможно, богатые приношения должны были подчеркнуть особый статус Атона, быть может, каждый алтарь предназначался отдельной семье или клану, во всяком случае, новый религиозный культ, утверждавший равенство всех перед богом, значительно изменил внешний вид храма.

Так как религиозные церемонии вышли из-под темных сводов здания в открытые солнцу дворы, теперь храм представлял собой отделенное от города пространство (800 х 300 м), внутри разделенное проходами-пилонами. По сторонам сложенного из кирпича входного пилона стояли два па­вильона, также сложенные из кирпича и облицованные камнем; каждый из них имел портик из восьми колонн. За павильонами шли три открытых двора, разделенных между собой пилонами, колоннада и за ней еще три двора. Первые четыре двора были заполнены отдельными жертвенниками, стоявшими правильными рядами. Два последних двора имели по одному большому алтарю, окруженному постройками.

 

 

78. Ахетатон. План города: 1.Северный дворец. 2.Центральный дворец. 3.Большой храм Атона. 4.Южный дворец. 5. Восточный квартал рабов.

 

В столице было много дворцов и вилл. Царская семья владела 4 дворцами, каждый из которых имел особое предназначение. Самым крупным из них был центральный – размерами 300 х 700 м – расположенный вдоль реки. Чтобы ускорить строительство дворца его возводили из кирпича, только колонны и обрамления дверей делали из белого камня.Толстая стена из сырцового кирпича отделяла дворец от Царской дороги. Он состоял из двух частей – официальной, выходившей на реку (Дом царя), предназначенной для приемов и других церемоний, - и частной, восточной (Дом жизни), где находились жилые комнаты, кладовые, сады, подсобные помещения, многочисленные залы. Здесь археологам удалось определить комнату, которая почти наверняка являлась спальней Нефертити, так как рядом располагалось еще шесть спален меньших размеров — по числу дочерей царицы. В передней археологи обнаружили изображение царской семьи, а в самой спальне умывальню и каменную плиту-лежанку, от которой шел водосток.

Во дворце было несколько больших парадных дворов. Самый просторный из них, называвшийся Широким залом Атона, украшали колоссальные каменные статуи Эхнатона, поэтому он напоминал традиционный двор египетского храма.

Весь дворец был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями. Археологи обнаружили остатки росписи, которой были покрыты стены, полы и потолки некоторых дворцовых помещений. Расписные полы изображали заросли Нила, резвящихся бычков и порхающих птиц. Там, где часто проходил фараон, изображались плененные враги, так что, фараон каждый раз попирал их изображения своими ногами.

Оригинальным архитектурным решением стал крытый переходный мост над Царской дорогой, соединявший обе части резиденции фараона. Царский крытый кирпичный мост имел три пролета (напоминая триумфальную арку): через широкий центральный проезжали колесницы и повозки, боковые были отведены для пешеходов. На втором этаже крытого перехода находилось “окно явлений” - лоджия, из окон которой перед горожанами появлялись фараон и Нефертити, для того, чтобы наградить особо отличившихся подданных золотыми украшениями.

Центр Ахетатона, вероятно, напоминал своим обликом центральные кварталы Фив. В сторону улиц выходили (как это было, очевидно, и в Фивах) глухие стены оград и домов, но нарядные порталы царского дворца и монументальные, украшенные флагами порталы храмов выглядели весьма импозантно.

 

79. Ахетатон. Главная улица города и мостовой переход через нее.

К северу от центральной части Ахетатона располагался северный пригород, еще севернее – Северный дворец, рядом с которым был устроен зверинец. А неподалеку, в северном углу долины, где горы подходили почти вплотную к берегу Нила, был построен Северный прибрежный дворец; предполагается, что в нем жила в последние годы своего пребывания в Ахетатоне царица Нефертити.

Он имел размеры 112 х 142 м и носил характер загородной усадьбы. Защитив дворец кирпич­ной стеной, внутри него выделили два двора. Первый, с бассейном в центре, был окружен деревьями, рядом располагались парадные ко­лонные залы, залы для пиров, спальни, умы­вальные.Здесь сохранились остатки помещений для животных и прекрасные стенные росписи, изображавшие птиц. Возможно, здесь в ранних зоопарках и птичниках фараон общался с природой. Второй двор, украшенный красочно расписанной колоннадой, имел внутренний сад. В северо-восточном конце сада находилась длинная постройка, тянувшаяся вдоль северной стены дворца. Внутри этого зала столбы, поддерживающие потолок, стояли в один ряд — каждый на крохотном островке между перемежающимися водоемами. Эти водоемы были сделаны в виде огромных букв «Т»: в верхнем ряду они были повернуты отвесным концом вниз, а в нижнем — вверх. Вклиниваясь отвесными концами ряд в ряд, буквы «Т» образовывали строгий узор. Перила и пол вокруг водоемов, а также откосые стенки перил были сплошь расписаны растительным орнаментом и изображениями цветов. Найденный тронный колонный зал и многочисленные богато декорированные помещения позволяют предположить, что царская семья не редко проводила здесь официальные приемы, пиршества и развлечения.

Южный дворец, называемый Мару-Атом, представлял собой два обнесенных стеной участка, в центре которых располагались водоемы. Главный водоем размерами 60 х 120 м был окружен храмовыми зданиями и, по-видимому, имел культовое назначение.

Южнее центра города находились кварталы с жилыми домами и мастерскими. В долине, расположенной между городом и горами, примерно в двух километрах к востоку от центра города, разместилась деревня, где в примитивных домах из сырцового кирпича жили рабочие, строившие город и высекавшие в скалах гробницы вельмож.

В южном пригороде были построены дома и виллы придворных.

В 3 км к югу от Северного дворца сохранились руины Малого храма Атона. Для египтян он был Хет-Атон-эм-Ахетатон — «Дворец Атона в Ахетатоне» - дворцовое святилище. В плане он повторял Большой храм, не многим уступая ему размером. Площадь храмового комплекса почти 6,5 тыс. кв. м. Он был обнесен сырцовой стеной, три внутренних двора разделяли пилоны, за первыми воротами находился двор с рядами жертвенников и пандусами, ведущими к алтарю. Во втором дворе, окруженном молельнями, размещалось помещение для жрецов, а в третьем – святилище, в котором обитал сам дух Атона. Археологи полагают, что Малый храм Атона был предназначен служить посмертным обиталищем духа Эхнатона. Наряду с огромным открытым пространством, здесь были укромные потайные уголки, доступные только жрецам и членам царской семьи.

Исполняя волю правителя, строители города возводили дворцы и храмы в кратчайшие сроки. Для удобства они использовали талататы, небольшие каменные блоки длиной чуть больше полутора метра, который легко мог поднять один человек. Большая часть домов вообще возводилась из кирпича-сырца, высушенного на солнце. Заменив прочные гранит и базальт кирпичными стенами, египетские строители не могли, конечно, добиться того торжественного впечатления грандиозности и величия, какие были свойственны прежним храмам, поэтому утрату монументальности компенсировали декоративностью. Так между первым и вторым дворами храма перед каждой башней пилона строители возвели колоннады, украшенные яркой росписью и позолотой, вокруг святилища в третьем дворе были в два ряда высажены деревья, а стены храма заполнены поли­хромными рельефами и скульптурой.

Ахетатон не имел исторически сложившегося центра, территория города была разбита на отдельные замкнутые кварталы, которые подчинялись социальной дифференциации: в северной части жили торговцы, мелкие чиновники и ремесленники, на юге — чиновники высших рангов, скульпторы и художники.

 

80. План Северного дворца. Передний двор фланкирован святилищами, вокруг следующего двора с внутренним садом, располагались дворцовые помещения.

 

 

81. Северный дворец в Ахетатоне. Современный вид.

Большой интерес представляла жилая застройка новой столицы. Так как свободной земли было более чем достаточно, для города стали характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка как бедных, так и богатых домов была однотипной. Участок вокруг дома обносили прямоугольной глинобитной стеной, в которой обычно было два входа: один для хозяев и другой для слуг, связанный с кухней и подсобными помещениями. За ней от посторонних глаз были скрыты колодец, зернохранилища, сады, цветники, водоемы, даже небольшое святилище, площадь богатой усадьбы могла достигать размеров 70 х 55 м, размеры дома могли составлять 22 х 25 м. Дом располагался в центре участка, в окружении продовольственных складов, конюшен, помещений для рабов и слуг, центром его был парадный зал, украшенный колоннами, и гостевые комнаты.

Жители Ахетатона ценили природу, поэтому часто богатые усадьбы окружали сады с пальмами, сикоморами, фигами, среди зарослей акации и винограда прятались уютные беседки, перед домом выкапывали пруды.

Жилища попроще были однокомнатными, примерно – 10 х 8 м, здесь не было садов и подсобных помещений. Еще проще выглядели поселки строителей города. Один из них по дороге к гробницам занимал участок 69 х 69,5 м, на котором за кирпичной стеной вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

 

83. Дом Раннефера в Ахетатоне. Реконструкция.

Частные дома, возведенные из кирпича-сырца, также декорировались камнем и деревом. Из камня вырезали базы колонн, подпятники дверей, парадные порталы.

Наконец, еще одной частью города был некрополь, тремя группами гробниц располагавшийся в восточных отрогах гор.

В разных местах ущелий восточного берега были прорублены входы, часто оформленные в виде небольших портиков. Эти входы вели в гробницы наиболее видных жителей столицы — визиря, начальника конницы, начальника стражи, жрецов, зодчих, правителя дворца и других придворных. Гробницы целиком вырублены в скале и состояли обычно из двух комнат, иногда из одной, к которой вел длинный коридор. Стены этих помещений покрывали рельефы, на проходах высекались иероглифические надписи и коленопреклоненные фигуры владельца гробницы и его жены.

Исследования Ахетатона дали замечательный материал, позволяющий подробно представить жизнь египетского города периода Нового царства, столица, возведенная по прихоти Эхнатона, была внезапно покинута горожанами после смерти своего основателя, сохранив в первозданном виде величественный замысел фараона-реформатора.

Реформы правителя не успев закрепиться, были отменены юным преемником Тутанхамоном, который предпочел примириться со знатью и жречеством.

82. План и общий вид жилого дома богатого египтянина (размер участка 68 х 55 м). Реконструкция: а — главный вход; б — часовня;

в — северная лоджия; г — центральная комната; д — западная комната; е — помещение для слуг; ж — скотный двор.

 

Следующий период развития архитектуры, грандиозные градостроительные проекты были связаны уже со следующей XIX династией фараонов, время правления которой стало для Египта годами нового политического и экономического подъема. Самые значительные события этого времени были связаны с именами Сети I и Рамсеса II. Их военные походы вернули Египту часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге в страну потянулись вереницы рабов, военные трофеи использовались для возобновления широкой строительной деятельности. Сети I продолжил строительство в Карнаке. Но, щедро жертвуя многочисленные военные трофеи главному святилищу страны, он уже внимательно контролировал деятельность столичных жрецов. Храм Амона-Ра в это время занимал обширнейшую территорию, его обслуживали тысячи крестьян, в мастерских трудились лучшие ремесленники, в том числе чужеземные. Вот почему, поддерживая жрецов карнакского храма, фараон в то же время препятствовал чрезмерному их усилению, сооружая также храмы в Абидосе, Мемфисе и Танисе.

С именем Сети связывают строительство грандиозного Осириона в Абидосе. Считается, что храм был построен на месте погребения Осириса, его руины были найдены на большой глубине, и нашедший комплекс Нэвилл, писал о раскопках: «Мы обнаружили гигантскую конструкцию длиной около 30 м и шириной около 20 метров, сложенную из самых крупных в Египте камней. Во всех четырех стенах сооружения имеются ниши в рост человека, общим числом 17, лишенные каких-либо украшений. Здание разделено на три нефа, причем средний шире крайних; границей служат два ряда мощных монолитных колонн из гранита, поддерживающих столь же мощные массивные архитравы…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.