Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура Египта периода Нового царства. 2 страница




Ниши соединяются узким выступом шириной 60-90 сантиметров, выступ есть и на противоположной стороне нефа; пола нет вовсе, и, углубившись метра на три с половиной, мы встретились с просачивающейся водой. Пола нет и в большом дверном проеме. По-видимому, когда перед храмом плескалась вода, к нишам можно было подплыть на большой лодке».

Исследования храма позволили предположить, что изначально каменный цоколь храма образовывал прямоугольный остров, окруженный по периметру водяным рвом. Снаружи ров ограничивала мощная прямоугольная стена толщиной не менее шести метров, сложенная из блоков красного песчаника. В толще этой стены было сделано 17 ниш: 6 с восточной стороны, 6 с западной, 2 с юга и 3 с севера. За тремя северными нишами находилась длинная поперечная камера, стены и крыша которой сложены из известняка. Аналогичная камера, тоже из известняка, находилась к югу от больших ворот. И, наконец, снаружи все сооружение окружала внешняя стена из известняка; таким образом, все вместе выглядело как система спрятанных друг в друга прямоугольников.

Предназначение храма не ясно, но монументальный тяжеловесный стиль всего сооружения: колонны по 100 тонн, огромные саркофаги, - все говорит о высоком уровне архитектуры и строительной технологии.

84. Гробница Сети I. План.

 

Драматическое противостояние фараоновмногочисленнымвнешним и внутренним врагам, необходимость постоянно и убедительно поддерживать авторитет молодой династии – вызвали появление многочисленных новых магико-религиозных ритуалов. Об этом свидетельствует не только строительство загадочного Осириона, но и возведение собственной гробницы фараона.

Высеченная в скале, она углубляется в сторону подземных вод Нила (археологи не закончили расчистку гробницы, но даже то, что уже раскрыто, имеет длину более 146 м), а ее стены испещрены магическими заклинаниями из «Книги мертвых».

Гробница фараона Сети одна из самых красивых усыпальниц Нового царства, а своими размерами она превосходит все остальные.

Так как верования египтян со времени первых пирамид сильно изменились, фараон уже не мог ограничиться погребальными камерами и ложными вратами, сквозь которые душа отправляется в вечность. Теперь, чтобы пройти все испытания за гробом одной чистой души было уже недостаточно, чтобы преодолеть все препятствия и достичь бессмертия правитель должен был обладать сложными магическими знаниями. Поэтому гробница Сети превратилась в сложный запутанный путеводитель по царству мертвых.

Лестница, по которой непосвященные спускались в гробницу, и наклонный коридор подводили к глубокой вертикальной шахте, в которой накапливалась дождевая вода и неудачливые грабители, за шахтой располагались скромно оформленные, словно незавершенные камеры, где в люке, спрятанном от чужих глаз, таилась лестница, которая вела к истинной гробнице Сети I.

Камера, перекрытая сводом напоминала огромный саркофаг, а роль карты загробного мира выполняли многочисленные рельефы, среди изображений которых нашли свое место тексты четырех магических книг. Тайными знаниями и магическими заклятиями прокладывал себе правитель дорогу к бессмертию.

Рамсес II, сменивший на троне Сети, внешне сохранив за Фивами положение столицы Египта и оставив гробницы своей династии в Долине царей, фактически управлял страной из города своих предков, названного им Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Возведенная на восточном рукаве, в дельте Нила, у берегов Средиземного моря, новая столица была удобным плацдармом, контролирующим движение соседних хеттов, политическую обстановку в Сирии и Палестине.

Современники правителя отмечали ослепительную красоту столицы, здания которой были выкрашены в священный бирюзовый цвет. Улицы города украшали обелиски и колоссы владыки, многочисленные монументы и скульптуры, вывезенные фараоном из древних святилищ страны, центральный храм имел площадь 41 тыс. кв. м.

Открывая главные фасады домов на берег Пилусийского рукава Нила, чиновники и военачальники – зажиточные жители южной части города - гордо называли свои имена, высекая их на больших каменных дверных проемах. Вдоль усадеб проходили длинные прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом. Роскошные особняки, разделенные кирпичными стенами, располагались и в западной части города. В восточной части столицы здания располагались хаотично, гораздо ближе друг к другу, здесь не было прямых улиц, но часто встречались мастерские. Здесь обитали строители и ремесленники. Как и в других городах, в Пер-Рамсесе зажиточные горожане жили отдельно от рабов и рабочих.

Но, в отличие от старых египетских центров, столица покоряла гостей города своими многочисленными каналами, искусственными озерами, богатой растительностью. Это была, своего рода, египетская Венеция. К несчастью, рукава Нила, имевшие обыкновение менять свои русла из-за наносов плодородного ила, через 150-200 лет изменили свое направление, и город остался без воды, поэтому потомкам столичных жителей пришлось передвинуть город с его роскошными дворцами и храмами на 30 км восточнее, где до сих пор можно увидеть его руины, известные теперь, как Танис, – прославленная столица Египта времени Позднего царства. (На месте прежнего Пер-Рамсеса остались лишь фундаменты зданий, которые сохраняются под современным египетским городом Кантиром).

Тем не менее, представить стиль столицы Рамсеса можно благодаря сохранившимся памятникам фараона в старой столице Египта.

Фивы - столица эпохи Среднего и Нового царства – возникшие около середины III тысячелетия до н. э., слыли грандиозным, как писал Гомер «Стовратным городом». Страбон, посетивший Фивы в кон­це I в. до н. э., называл его по-египетски «Уаз»– городом чудес. Весь город протяженностью более 14 км группировался вокруг храмов.

Главным храмом столицы и официальным верховным святилищем страны был Карнакскийкомплекс бога Амона. Строительные работы на территории храмового участка не прекращались никогда. Каждый правитель считал своим долгом расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена правителей. Он был восстановлен основателем XVIII династии фараоном Яхмесом I. Первым крупным этапом в строительстве Карнака стало сооружение большого храма, при фараоне Тутмосе I. Зодчий Инени обратил фасад святилища к Нилу, украсив пилон 23-метровыми обелисками, за пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее – пилон меньших размеров, затем - прямоугольный дворпротя­женностью 86 м, обнесенный портиками из 16-гранных колонн из песчаника на круглых базах, между которыми были устано­влены колоссальные статуи Тутмоса. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства, которое архитектор превратил в длинный, узкий зал с опира­ющимся на колонны деревянным перекры­тием. Таким образом, храм Инени имел уже все основные черты храмов Нового царства. В стилистическом отношении это был гармоничный памятник. Композиция, подчиненная принципу фронтально-осевого построения, чередующая симметричные открытые, полуоткрытые и замкнутые пространства, монументальное, торжественное оформление от величественной аллеи, обрамленной с двух сторон сфинксами до таинственной, интригующей после подавляющих своими масштабами гипостильных проходов, святая святых, - все соответствовало четкости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.

Однако вскоре это стилистическое единство было нарушено позднейшими добавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; в итоге нараставшего стремления к большей пышности стройный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны был пристроен особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

 

85. Аллея сфинксов между Карнаком и Луксором.

Второй крупный этап в истории строительства Карнака был связан с именем Аменхотепа III, когда Аменхотеп, сын Хапу, увеличил святилище, возведя перед ним огромный пилон и массивную стену. Интерьер храма украсили два ряда ко­лонн высотой 20 м с капителями в форме раскрытых зонтиков папируса. Центральная колоннада, продолженная колоннадой двора, направлявшей движение паломников из святилища к пилону, и аллеей сфинксов, подчеркнула идею бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой так выиграло завершавшее ее здание храма. Постепенная смена этапов пути, новое понимание внутреннего пространства, стало важным достижением египетской архитектуры Нового царства. Оно вносило в архитектуру принцип последовательного восприятия ее во времени. Даже сфинксы, охранявшие дорогу, повторяя друг друга, не только украшали комплекс, но и создавали на­строение торжественности перед входом в храм. В целом, и аллея сфинксов, и колоннады храма, усиливали в нем ту декоративность, которая все больше развивалась в искусстве XVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития было оформление храмов богов Хонсу - сына Амона- Ра и Мут – его супруги: оба они имели двор, за которым последовательно располагались два колонных зала, особое впечатление производило воздвигнутое на полуострове святилище богини Мут, подковообразное озеро, окружившее его с трех сторон, своими одинаковыми заливами подчеркивало общую симметричность планировки. Пышная центральная колоннада, портики, вы­сеченные из гранита статуи богини Мут, отражавшиеся в воде озера, производили незабываемое впечатление.

 

 

86. Гипостильный зал. Современный вид

 

Третьим этапом строительства стало правление XIX династии. Сети I и Рамсес II, дополнили колоссальный ансамбль Карнака гипостильным залом. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. На участке, ограниченном двумя большими пилонами, зодчие Иуна и Хатиаи воздвигли целый лес колонн, поддерживавший перекрытие просторного внутреннего зала. Ширина его 103 м, глубина 52 м, площадь со­ставила более 5000 кв. м.134 колонны высотой от 16 до 24 м достигали в толщину 3,4 м. Каждая колонна повторяла форму папируса. Основание папируса означало подземный мир, стебель и цветок – земной мир, а потолок – небесный свод. Центральный неф украшали папирусы с распустившимися цветами, а боковые нефы, погруженные в темноту, поддерживали колонны с капителями в виде бутонов. В целом, каменные заросли символизировали Вселенную.

87. Гипостильный зал. Современный вид и реконструкция.

Во время религиозных церемоний создавалось впечатление, что каменные цветы раскрываются на пути создателя всемогущего Амона-Ра.

Высекая из камня иллюстрацию к мифу о сотворении мира, строители Рамсеса II пользовались обманчиво простыми средствами. Доставив блоки кристаллического песчаника из каменоломен, их ряд за рядом ставили один на другой. По мере того, как росли стены здания, его заполняли песком, поднимая, таким образом, уровень пола и облегчая процесс строительства. Установив крышу из массивных каменных плит, рабочие выкапывали песок, и постепенно спускаясь, заканчивали отделку колонн.

 

 

88. План храма Амона в Карнаке (Ипет-Сут) 1 — аллеи сфинксов; 2 — храм богини Мут; 3 — храм бога Хонсу; 4 — храм Рамсеса III.

Колонны делили все пространство зала на три части или нефа: центральный – более высокий освещался дневным светом, проникавшим сквозь проемы, забранные камен­ными решетками, расположенными в верхней части стен зала. Боковые нефы – были ниже и сохраняли таинственный полумрак. Эти части храма с бесконечными рядами закрывающих одна другую колонн выглядели сплошным лесом: блоки между стволом колонны и балками снизу были не видны, создавая ощущение, что это гигантские растения под открытым небом. Перекрытия тяжело лежали на грузных 16-метровых колоннах, свободное пространство распадалось на отдельные коридоры, выделялся только широкий и хорошо освещенный центральный проход, образованный 24-метровыми стройными колоннами. Он направлял движение паломников к сердцу святилища – так называемому святая святых – тесному залу, в котором бог Амон являл себя в своей скульптуре. Ведь зал фараона был не только символом совершенства и порядка посреди хаоса, считалось, что внутри священной обители живут боги.

 

 

89. Храм Амона в Карнаке.

Храм был связан с рекой, откуда обычно к святилищу подходили процессии. Поэтому перед ансамблем был вырыт бассейн, в который во время празднеств заходили из Нила священные корабли. От пристани отходила дорога, облицованная плитами, по обеим сторонам которой стояли сфинксы, изображавшие Амона. Пилон, возвышавшийся перед гипостилем, превосходил все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.

По сторонам святилища располагались храмы супруги Амона-Ра - Мут и её сына Хонсу, а вокруг находились переплетенные улочки, жилые кварталы и ремесленные зоны.

После того как Аменхотепом III, объявивший свою мать супругой бога Амона, ввел ритуал Опет или праздник гарема, и рядом с Карнаком был выстроен новый храм Амона-Ра в Луксоре, огороженный ансамбль Карнака получил две основные оси: одна ось проходила с востока на запад - по направлению к Нилу - и её ритм задавали 6 монументальных порталов – пилонов, вторая тянулась с юга на север, в сторону Луксора, - пересекая 4 пилона. Ось восток - запад отражала траекторию солнца, которая символизировала божественную природу вещей, в то время как ось юг - север, параллельно течению Нила, была связана с деятельностью правителя, соединившего в себе божественное и человеческое, обеспечивая царству процветание. Так композиция храма Амона-Ра в Карнаке воплощала концепцию мира древних египтян.

 
 


 

90. Храм Амона в Луксоре.

Луксорский храм, построенный Аменхотепом III на месте древнего святилища, также представлял собой сложный комплекс длиною 190 м.

Несмотря на общее ухудшение строительной техники, используя камень мягких известняковых пород и сглаживая несовершенство тески связующим раствором, строители компенсировали общее впечатление преимуществом композиции. Планировка Луксора отличалась исключительной четкостью, все помещения располагались почти совершенно симметрично. Все архитектурные части, даже основные дверные пролеты, расположенные справа и слева от центрального прохода, по которому следовала религиозная процессия, в плане и на фасаде, являлись зеркальным отражением друг друга.

 

 

91. Колоннада в Луксоре.

Священный участок вытянутой прямоугольной формы огораживала монументальная кирпичная стена. Трапециевидная форма пилона, состоявшего из двух высоких башен со скошенными внешними сторонами и узким проходом, учитывала особенности восприятия паломников, на которых прямая высокая стена вблизи могла оказать угрожающее впечатление, тогда как скошенная поверхность пилона вблизи казалась устойчивой и идеально прямой. Перед пилоном Рамсес II установил 15-метровые обелиски из розового гранита, свои колоссальные статуи, к наружной стене крепились высокие мачты с флагами. Фасад храма выходил к Нилу, за пилоном располагался открытый солнцу двор, окруженный 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу, а за двором находился многоколон­ный гипостильный зал. Главную ось храма, направляя движение паломников, замыкала святая святых – небольшое темное помещение, в котором хранились священные ладьи бога. Постепенно сужая и затемняя пространства, отделяя одну ступень композиции от другой,египтяне умело воссоздавали таинственную, сакральную атмосферу, совершенно преображавшую храмы Рамсеса.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Египта было очень велико, так как именно в нем приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора с двумя рядами ко­лонн (14 колонн около 20 м высоты) с капителями в форме расцветшего папируса и со стволами почти цилиндрической формы со слегка обозначенными гранями, напоминающими трехгранный стебель папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). После Луксора, благодаря зодчему Аменхотепу, младшему современнику Аменхотепа, сына Хапу все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.

Рамсес II окончательно определил архитектуру египетских храмов: массивный трапециевидный пилон перед одним или несколькими внутренними дворами; трехнефный гипостильный зал, в котором окна более высокого центрального нефа освещают внутреннее пространство; гигантские колонны, принимающие на себя тяжесть сводов; анфилада комнат и молелен, направляющая паломников к святилищу – «святая святых» храма. Стены храмов украшались рельефными изображениями церемониальных и военных сцен.

Но со второго года правления Рамсеса слегка выпуклый по отношению к общему фону рельеф был заменен углубленным рельефом. Это художественное и техническое новшество позволяло лучше увидеть игру света и тени, зависящую от магии солнечных лучей. Фараон, носивший также имя Сетрепенра – избранный Ра - предпочитал солнечную символику, которая доминировала в течение всего периода его правления и придавала облику владыки универсальность и имперское величие.

Грандиозный и величественный стиль Рамсеса II достиг своего апогея в комплексе, возведенном зодчим Пенра. В древности его называли «Дом миллионов лет Рамсеса Мериамона», сейчас он известен, как Рамессеум. Для правителя, комплекс, возведенный в столице страны – Фивах, на левом берегу Нила, был сердцем власти фараона, прославлявшим могущество властителя и его семьи.

 

92. Рамессеум.

Сюда со всей страны свозили урожай из царских владений и перераспределяли его среди населения. Обширные склады, ремесленный квартал, кухня, региональные

представительства чиновников, жилые помещения окружали грандиозный заупокойный храм фараона и дворец, подчеркивая, что жизнь Египта концентрируется вокруг правителя и его потомков.

Здесь же египетские зодчие вплотную подошли к использованию в архитектуре арки. Проектируя хозяйственные постройки, они впервые попытались оформить свод, основой которого были арки. Так как в египетской арке не применялся замковый камень, все арки приходилось наклонять назад, чтобы обеспечить им надежную устойчивость.

Стена из обожженного кирпича отделяла весь комплекс от города. Вход в Рамессеум находился на востоке и состоял из двух пилонов. На севере, западе и юге вдоль внешней стены были разбиты процессионные аллеи, на одних статуи фараона охраняли сотни шакалов - Анубисов, на других сфинксы – львы- с человеческой головой. Каждая из аллей имела протяженность около 400 м, и подготавливала восприятие храма, в котором все было монументально и отличалось колоссальными размерами.

За входным пилоном располагался двор, украшенный осирическими колоннами. Чтобы выделить выходивший во двор фасад дворца, и в то же время уравновесить все части целого, южную стену двора, являвшуюся фасадом дворца, украсили портиком с двойной колоннадой, тогда как, противоположную – северную - наряду с одним рядом колонн оформили статуями Рамсеса в виде бога Осириса. Западная стена двора не имела колонн, но здесь располагался невысокий пилон с лестницей, по сторонам которой возвышались колоссы правителя и его матери Туи. До наших дней, к сожалению, уцелел лишь один 20- метровый гигант, являющийся величайшей монументальной скульптурой Египта. Он сделан из прочного гранита и весит около 1000 тонн. По его осколкам можно представить, как выглядели изначально скульптуры царицы-матери и Рамсеса, к ногам которого подобострастно прижималась супруга правителя Нефертари.

Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окна явлений». Через небольшие вестибюли можно было попасть в приемный зал с 16 колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля была еще дверь, которая вела в личные покои фараона. В глубине зала был проход в тронный зал. Позади здания дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума, служивший проходом к заупокойному храму, с северной и южной сторон был украшен портиками, имевшими по два ряда папирусообразных колонн; с востока, вдоль пилона – одним рядом колонн и осирическими колоссами, а с запада, перед входом в

храм, двумя рядами колонн и осирическими колоссами. Внутренние помещения храма были разделены на три части – одну центральную и две боковые. Три входа из портика вели в гипостиль, имевший 48 колонн, по бокам которого находились помещения для священных лодок и молельни. Как и в храме Амона в Карнаке, центральный неф гипостиля был выше боковых. Великолепно сохранилась раскраска капителей, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, состоящая из пяти отделов, главное святилище, кладовые.

 

 

93. Рамессеум. Колонны, представляющие Рамсеса в виде бога Осириса.

Любопытно, что в Доме миллионов лет особо почитали женщин династии. Для почитания матери и главной супруги царя предназначался Дом рождений. Внутренние дворы святилищ здесь украшали хаторические колонны. А царицам династии поклонялись как богине Хатор, считавшейся в Египте богиней любви и семейного счастья.

В Рамессеуме когда-то находилась знаменитая библиотека, которую Диодор называл «Лечебницей души»; археологи обнаружили здесь ремесленный квартал, кухни, школу. Так что с открытыми складами, помещениями для жрецов и маленьким дворцом это был настоящий экономический, социальный и административный центр, расположенный в погребальном храме.

Восстановив твердую центральную власть и укрепив международный престиж страны, на десятом году своего правления, Рамсес Великий приступил к грандиозному строительству на покоренной земле Нубии. В назидание потомкам и для устрашения врагов, на пограничной территории он воздвиг новые крепости и святилища. Однако собственный храм владыки в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами. Для строительства храма Рамсес выбрал два холма, Меху и Ибсек, нависавших над берегом

 

94. Фасад храма Рамсеса II в Абу-Симбеле.

 

95. Интерьер храма Рамсеса II в Абу-Симбеле.

Нила на расстоянии 150 метров друг от друга, с давних пор считавшихся священными. Рамсес надеялся, что благодаря храму боги будут покровительствовать этим местам, обеспечивая своевременный ежегодный разлив Нила, а также хотел прославить в веках основные события своего царствования и своей жизни. Большой храм Абу-Симбела, высеченный в горе Меха, был посвящен Рамсесу и трем главным богам – Амону, Ра и Птаху. Чуть севернее, в священной горе Ибсек, где, по преданию, жила Хатор, мать всего сущего, покровительница любви и радости, был высечен в скале небольшой храм, посвященный главной супруге фараона Нефертари Меренмут и самой богине Хатор.

 

 

96. Малый храм (храм Хатор-Нефертари) в Абу-Симбеле.

На берегу реки, прямо в толще скалы египетские строители высекли уникальное сооружение, украшенное колоссальными портретами правителя. Гигантские статуи были издалека видны всем плывшим по Нилу и производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Статуи сидящих павианов, украсившие карниз храма, и шестиметровое изображение Гора - бога солнца с головой сокола, направленные навстречу восходящему солнцу, подчеркивали новую солнечную символику религиозного культа. Паломников поражало не только мастерство скульпторов, но и точность пропорциональных соотношений: величину ста­туй фараона (21 м), подчеркивали портреты супруги и детей правителя, выполненные в натуральную величину. По сравнению с портретами фараона они казались меньше, чем они есть на самом деле, а скульптуры владыки — еще больше своей действи­тельной величины. Постоянная для Египта тема власти и силы фараона и его господ­ства над людьми была передана в храме Абу-Симбела очень образно и ярко. Фигуры представали мощными контрфорсами, сдер­живающими давление скалы.

Фасад храма, представлявший собой как бы переднюю стену огромного пилона, имел ширину около 40 м и высоту около 30 м. За ним располагалось множество помещений: первый атриум, потолок которого поддерживали 8 опор в виде статуй Осириса, второй атриум, святилище со статуями божеств и небольшие комнаты, которые могли служить кладовыми или местами для жертвоприношений. Каждая деталь храма убеждала посетителя, в том, что Рамсес Великий - бог во плоти.

Над входом было высечено скульптурное изображение иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища десятиметровые статуи Осириса имели черты фараона, стены залов покрывали рельефы, изображавшие его победы, и, наконец, в последнем помещении храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был посвящен храм, наравне со статуями Амона - верховного бога, Птаха - создателя и Ра-Хорахти – бога солнца появлялась статуя самого Рамсеса - живого бога. Именно в этом месте происходило так называемое “солнечное чудо”.

Два раза в год, 22 февраля и 22 октября, луч солнца пересекает линию, находящуюся в

65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается, освещает Ра-Хоракти Хармакиса и исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы. Некоторые египтологи считают, что это даты коронации и дня рождения фараона.

На стенах зала и вестибюля перед святилищем видны рельефы с изображениями двух главных функций фараона: сохранять могущество – секхем (ритуальные сцены убийства врагов и эпическое изображение битвы при Кадеше) и удерживать власть – хега (здесь фараон изображен приносящим дары богам во время культовых церемоний).

Рядом с большим храмом Рамсеса высекли храм Нефертари. Фасад храма также оформили в виде портала (95), но скульптуры, украшавшие вход, были помещены в шести громадных нишах, по три с каждой стороны входа. Каждая группа состояла из двух статуй «солнца» - Рамсеса и одной – «звезды»—Нефертари. Это древнейший из храмов Египта, где статуи царицы равны по высоте фараону, подчеркивая статус правительницы. Также как Рамсес обожествлялся в своем храме, любимая жена фараона отождествлялась в своем храме с богиней Хатор. За входом располагался гипостильный зал, близкий по форме залу-«двору» Большого храма, но вместо статуй фараона в образе бога Осириса опорами служили столбы с хаторическими капителями. Три двери со­единяли гипостильный зал с вестибюлем, откуда открывался вход в святилище с нишей, в которой стояла статуя богини Хатор.

 

96. Гробница Нефертари в Долине цариц.

 

Гробницы Рамсеса и Нефертари, высеченные возле Фив, также стали самыми красивыми сооружениями этой эпохи. За изысканные росписи усыпальницу царицы в Долине цариц иногда называют египетской Сикстинской капеллой. В Долине царей, которую египтяне называли Шахат-аат – Большой луг, высекли гробницу для самого Рамсеса. Следуя традиции отца – фараона Сети I, Рамсес все же сумел создать усыпальницу, превзошедшую замыслом и масштабом все, что было создано до него.

Несмотря на то, что Долина мертвых уже 500 лет использовалась для погребений, фараон распорядился разместить здесь не просто большую гробницу, а семейный склеп, в котором рядом с царем могли упокоиться любимые сыновья и внуки. Более 125 помещений включала в себя новая усыпальница. К залу саркофагов в ней вел длинный коридор, украшенный рельефами на погребальные темы. Здесь также были вертикальные шахты, призванные остановить воров и защитить усыпальницу от наводнений.

Центром всего сооружения был зал саркофагов, свод которого поддерживали портики из 4 столбов с каждой стороны. Хотя прошедшие тысячелетия не пощадили его, учитывая, что строили и украшали гробницу Рамсеса те же фиванские мастера, что и в гробнице Сети, можно предположить, что вся она от потолка до пола была оформлена раскрашенными барельефами и священными текстами. Проходы защищала богиня Маат, потолок был расписан звездами.

Многослойный саркофаг, изготовленный из нескольких сортов камня, был украшен изящными головами гепарда, а все пространство вокруг него было занято изысканной мебелью, декоративными вазами и драгоценными изделиями столичных ремесленников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.