Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система рынков и рыночная инфраструктура




Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами;

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

Первый – по объектам:

– рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

– рынок рабочей силы;

– рынок средств производства;

– рынок ценных бумаг, валюты;

– рынок научно-технических разработок, патентов;

– рынок информации;

– рынок средств обращения;

– рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

– рынок лицензий и др.

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади.

Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты официально существует в Казахстане с 1993 г. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за тенге по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

Второй критерий классификации рынка – по субъектам:

– рынок покупателей;

– рынок продавцов;

– рынок государственных учреждений,

– рынок промежуточных продавцов – посредников.

Третий критерий – по географическому положению:

– местный (локальный) рынок;

– региональный рынок;

– национальный рынок;

– мировой рынок.

Четвертый критерий – по уровню насыщения:

– равновесный рынок;» дефицитный рынок;

– избыточный рынок.

Пятый критерий – по степени зрелости:

– неразвитый рынок;

– развитый рынок;

– формирующийся рынок.

Шестой критерий – по степени ограниченности конкуренции:

– свободный рынок;

– монополистический рынок;

– олигополистический рынок;

– смешанный рынок.

Седьмой критерий – по соответствию действующему законодательству:

– легальный рынок;

– нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий – по отраслям:

– автомобильный рынок;

– компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий – по характеру продаж:

– оптовый рынок;

– розничный рынок.

Десятый критерий – с учетом ассортимента товаров:

– замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

– насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

– рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

– смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

Для развития структуры рынка необходима инфраструктура. Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.). В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

─ биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

─ аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

─ кредитная система и коммерческие банки;

─ эмиссионная система и эмиссионные банки;

─ система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

─ налоговая система и налоговая инспекция;

─ система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

─ специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

─ торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

─ таможенная система;

─ профсоюзы работающих по найму;

─ коммерческо-выставочные комплексы;

─ система высшего и среднего экономического образования;

─ аудиторские компании;

─ консультативные (консалтинговые) компании;

─ общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

─ специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

– облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;

– повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

– организационное оформление рыночных отношений;

– облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.