Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирования экономики. Недостатки рынка. Необходимость государственного




Недостатки рынка. Необходимость государственного

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?

Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Общественные блага – это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты – производители и потребители – обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами. Вмешательство государства в экономику делает рыночную систему смешанной. Модели рыночного хозяйства были рассмотрены в предыдущей лекции.

При всем многообразии подходов к регулирующей роли государства в экономике можно назвать ряд основополагающих функций государства:

1. Обеспечение экономической и национальной безопасности страны, конкурентоспособности национальной экономики.

2. Законодательно-регулирующая функция, связанная с созданием правового поля в общественно-экономической сфере на основе принятия законов о собственности, предпринимательской деятельности, защите прав потребителей и других правовых норм для обеспечения нормальных условий функционирования национальной экономики и равного участия каждого индивида в хозяйственно-трудовой деятельности.

3. Стабилизационная функция, которая предполагает формирование условий устойчивого характера путем воздействия на рыночную среду с целью преодоления кризисных явлений в экономике, спада производства, снижения уровней инфляции и безработицы, поддержания сбалансированности структуры национальной экономики.

4. Координирующая функция, обеспечивающая взаимодействие рыночных структур и государственного регулирования экономики с целью эффективного функционирования хозяйствующих субъектов национальной экономики.

5. Функция стимулирования и защиты конкуренции в рамках национальной экономики.

6. Социально-направляющая функция, предусматривающая социальную ориентацию производства и распределения, включая разработку социальных стандартов, системы социальных гарантий населению и т.п.

7. Целеориентирующая функция, предполагающая обоснование и разработку стратегии развития национальной экономики, включая формирование системы национального прогнозирования, индикативного планирования и экономического программирования.

8. Распределительная (аллокационная) функция, предусматривающая осуществление корректировки распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

9. Контролирующая функция, связанная с осуществлением контроля за исполнением законов, постановлений правительства, ГОСТов и стандартов.

10. Управленческая функция, предполагающая разработку системы мер по управлению многообразными объектами государственной собственности, включая долевую собственность на современных предприятиях.

11. Информационная функция, предусматривающая обеспечение всем экономическим субъектам равного доступа к информационным ресурсам.

12. Предотвращение или устранение временных (экстернальных) результатов (эффектов) экономической деятельности отрицательного характера (например, загрязнения природной среды).

Опыт развития мировой экономики показал, что разные страны в определенные периоды времени ориентировались в большей мере на те или иные функции государственного регулирования экономики в зависимости от исторического этапа, национальных традиций и интересов, осознания своих возможностей и необходимости их использования. Успешная реализация государством указанных выше функций предполагает решение двух важнейших задач, носящих стратегический характер.

Первая задача предусматривает приведение функций государства в полное соответствие с его потенциалом, под которым следует понимать способность государства эффективно проводить свою политику. Вторая задача связана с необходимостью повышения дееспособности государственных институтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.