Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рыночных структур




Формы поведения олигополии

Равновесие монополистического конкурента

Равновесие чистой монополии

Равновесие совершенного конкурента

Виды рыночных структур

Рыночных структурах

Тема 6. Производство и ценообразование в различных

 

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или, как говорят, за "доллар потребителя" в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция (лат. concurro – сталкиваюсь) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт:

- число и размер фирм,

- тип предлагаемого продукта,

- степень контроля над ценами,

- условия входа в отрасль и выхода из нее,

- доступность информации.

Таблица 6.1.1.

Виды рыночных структур

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

 

По сути дела, понятие "рыночная структура" шире категории рынок. Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

 

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.