Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим особенности ценообразовании монополии




Поскольку фирма-монополист является единственным производителем товара, ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар. Это обстоятельство имеет принципиальное значение: в отличие от условий совершенной конкуренции, где каждая фирма не могла в рамках выпускаемого ею объема воздействовать на цену товара, и ее кривая спроса была горизонтальна, кривая спроса фирмы-монополиста имеет «классический» падающий характер и любые изменения объемов выпускаемой продукции будут оказывать влияние на цену товара.

Падающий характер кривой спроса фирмы-монополиста существенно видоизменяет вид кривых среднего и предельного дохода. Если фирма сама устанавливает одну цену для всех единиц товара (а именно, это происходит при монополии), то величина среднего дохода и будет являться ценой товара. В этой связи кривые спроса и среднего дохода будут совпадать. Что же касается предельного дохода, то для понимания характера его изменений обратимся к условному примеру в табл. 6.3.1.

Чтобы продать одну дополнительную единицу товара (6 вместо 5), фирма-монополист должна снизить цену на эту единицу товара (с 10 до 9 рублей) – таков закон рыночного спроса. Можно подумать, что в этом случае фирма получит суммарный доход в 59 руб. =10 p.*5 + 9 р.*I. Но это не так: снизив цену шестой единицы товара на 1 рубль, фирма-монополист вынуждена продавать по цене 9 руб. все 6 единиц товара и ее TR=9х6 = 54 руб. Иными словами, получая дополнительный доход в сумме 9 руб. за счет выпуска еще одной единицы товара по цене 9 руб., фирма-монополист теряет в доходе 5 руб. за счет снижения цепы на 1 руб. пяти предыдущих единиц товара, и суммарным доход предпринимателя возрастет не на 9 рублей, а на 4 рубля. Отсюда следует вывод: для фирмы-монополиста предельный доход всегда меньше цены товара (значит, и среднего дохода), поэтому кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса.

 

Таблица 6.3.1.

Соотношение суммарного, среднего и предельного доходов

Цена Количество единиц выпускаемого товара (q) Суммарный доход (TR) Предельный доход (MR)
       
       
       
       
      -2

 

Изменения QD не всегда адекватны изменениям цены Р. Взаимосвязь приращений QD и Р определяет эластичность спроса по цене еd. Если еd>1,то спрос эластичен по цене, и с ростом продаж суммарный доход предпринимателя TR увеличивается. Но если TR возрастает, то предельный доход должен быть положительным, поскольку продажа каждой дополнительной единицы товара приводит к появлению дополнительной суммы суммарного дохода. Тогда, если еd<1, то МR<0. Это можно проиллюстрировать графически (рис. 6.3.1.). До тех пор, пока МR>0 (кривая лежит выше оси х), спрос по цене эластичен, и общий доход TR (рис. 6.3.1.) возрастает. После точки qA предельный доход меньше нуля, спрос неэластичен, а TR начинает уменьшаться. Математически можно доказать, что в условиях монополии:

(6.3.1.)

откуда также следует, что если еd < 1, то МК<0.

 

 

Рис. 6.3.1. Взаимосвязь эластичности, предельного и суммарного дохода

 

Как мы помним, условие максимизации прибыли, требующее равенство предельного дохода и предельных издержек, применимо для деятельности фирмы в любой рыночной структуре. Значит, чтобы найти оптимальный режим работы фирмы-монополиста, нам необходимо совместить величины MR и МС. Рассмотрим соответствующий график (рис. 6.3.1.). Как видно из рис., фирма-монополист максимизирует прибыль в точке А, где пересекаются кривые предельного дохода MR и предельных издержек МС. Цена товара РА при этом определяется соответствующей точкой А1 на кривой спроса. Поскольку РА превышает значение средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль, равную по величине площади заштрихованного прямоугольника.

Рис. 6.3.2.б) показывает, что возможны ситуации, когда, работая в оптимальном режиме (т.е. MR=MC в точке В), фирма получает нулевую прибыль (если средние издержки фирмы изменяются по кривой АТС2), либо терпит убытки (в случае АТС3 убытки равны площади заштрихованной фигуры).

Сделаем еще одно важное замечание. Ясно, что никакое производство не может обойтись без издержек, поэтому величина предельных издержек всегда больше нуля. Поскольку фирма-монополист максимизирует прибыль, когда MC = MR, то в точке оптимума предельный доход MR также должен быть больше нуля. Но если МR > 0, то, как мы отметили ранее, эластичность спроса по цене ed > 1. Следовательно, максимизирующая свою прибыль фирма никогда не будет расширять объемы своих продаж до величин, когда спрос по цене становится неэластичным.

 

 

Рис. 6.3.2. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде

 

Если обратиться к рис. 6.3.3., то можно заметить, что с одной и той же кривой предельных издержек МС в точке А могут пересекаться несколько кривых предельного дохода MR1, MR2, MR3,... – все зависит от очертания кривой рыночного спроса D1 D2, D3....

 

Рис. 6.3.3. Соотношение цен и количества выпускаемых товаров

 

Поскольку одному и тому же количеству товара могут соответствовать разные цены товара Р1, Р2, Р3,..., то мы не можем найти для фирмы-монополиста закономерной связи между рыночной ценой и количеством предлагаемых фирмой товара на рынке. Иными словами, в случае монополии нельзя построить кривую предложения для фирмы-монополиста.

Поскольку фирма-монополист является единственным производителем товара, то не требуется специально выделять фирму и отрасль. Фирма-монополист и представляет отрасль. Поэтому равновесие в краткосрочном периоде (см. рис. 6.3.2.) будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Следовательно, фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока она остается монополистом. Этого она сможет достичь, если сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения других фирм в отрасль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.