Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентные рынки факторов производства




Монопольная власть на рынках факторов производства

Рынки факторов производства с монопсонической властью

Конкурентные рынки факторов производства

Тема 7. Рынки факторов производства

 

 

Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем отдельный продавец или покупатель не может повлиять на стоимость фактора производства. Например, если отдельные фирмы приобретают для строительства домов небольшую часть общего рыночного объема пиломатериалов, их решение о покупке никак не повлияет на цену. Аналогичным образом решения по объему производства поставщиков пиломатериалов, каждый из которых контролирует небольшую долю рынка, не повлияют на рыночную цену продаваемых ими пиломатериалов.

Мы начнем с анализа спроса на фактор производства отдельных фирм. Чтобы получить рыночный спрос, мы суммируем величины отдельных спросов. Затем мы перейдем к рыночному предложению и покажем, как определяются рыночная цена и количество ресурсов.

Спрос на факторы производства, когда переменным является только один фактор. Кривые спроса на факторы производства имеют наклон вниз, точно так же как кривые спроса на готовые товары, являющиеся итогом производственного процесса, хотя и по иной причине. В отличие от потребительского спроса на товары и услуги спрос на факторы производства (например, спрос на рабочую силу) является производным спросом – он зависит от объема производства фирмы и издержек на производственные факторы (таких, как ставка зарплаты).

Фирма наняла определенное число рабочих и хочет знать, рентабельно ли нанять одного дополнительного рабочего. Наем этого дополнительного рабочего имеет смысл, если дополнительный доход от него больше, чем издержки на заработную плату. Дополнительный доход от добавочной единицы рабочей силы называется предельной доходностью труда и обозначается MRPL. Мы знаем, что фирме следует нанять больше рабочей силы, если MRPL является по крайней мере равным издержкам на зарплату w.

Как мы измеряем MRPL? Это дополнительный объем выпуска продукции, получаемый от использования добавочной единицы труда, помноженный на дополнительный доход от дополнительной единицы выпуска продукции. Дополнительный объем производства выражается предельным продуктом труда МРL а дополнительный доход – предельным доходом MR. Таким образом:

 

MRPL = МРL * MR (7.1.1.)

Это важное равенство выполняется для любого конкурентного рынка факторов производства.

MRPL = МРL * Р (7.1.2.)

 

Верхняя кривая на рис. 7.1.1. представляет собой кривую MRPL для фирмы на конкурентном рынке готовой продукции, на котором у фирм нет монопольной власти. Отметим, что предельный продукт труда снижается по мере того, как увеличивается рабочее время, потому что действует закон убывающей доходности. Следовательно, кривая предельной доходности труда идет вниз, несмотря даже на то, что цена на продукцию остается постоянной.

Нижняя кривая на рис. 7.1.1. является кривой MRP L когда фирма обладает монопольной властью на рынке готовой продукции. Когда фирма имеет монопольную власть, она может снизить цену на готовую продукцию, чтобы увеличить объем реализации. В итоге предельный доход всегда меньше, чем цена (MR < P), и предельный доход снижается по мере увеличения выпуска продукции. Таким образом, кривая предельной доходности продукта имеет в данном случае наклон вниз, так как обе кривые – предельного дохода и предельного продукта – имеют наклон вниз.

 

Рис. 7.1.1. Графическое изображение предельного дохода

 

Концепция предельной доходности продукта может быть применена к найму фирмой рабочих. Каким бы ни был рынок готовой продукции, предельная доходность продукта показывает, сколько фирма готова заплатить, чтобы нанять дополнительную рабочую силу. Пока MRPL больше тарифной ставки зарплаты, фирма будет нанимать дополнительную рабочую силу. Если предельная доходность продукта меньше, чем тарифная ставка зарплаты, фирме следует уволить часть рабочих. Только когда предельная доходность продукта равна сумме зарплаты, используемой фирмой, количество трудовых ресурсов будет максимизировать прибыль. Таким образом, максимизирующим прибыль условием является:

 

MRPL = w (7.1.3.)

 

Рис. 7.1.1. иллюстрирует данное условие. Кривая спроса на труд dl совпадает с кривой MRPL. Отметим, что спрос на трудовые ресурсы возрастает по мере того, как ставка зарплаты понижается. Так как рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате w*, и поэтому кривая предложения трудовых ресурсов, используемых фирмой sl, является горизонтальной линией. Максимизирующее прибыль количество трудовых ресурсов, используемых фирмой, L* находится на пересечении кривых предложения и спроса.

 

Рис. 7.1.2. Зависимость цены на труд от его количества на рынке труда

 

Спрос на отдельный фактор производства, когда несколько факторов переменные. Когда фирма одновременно выбирает объем двух или больше переменных факторов производства (как при долговременном анализе), проблема найма становится труднее, так как изменение в цене одного фактора изменит спрос на остальные. Предположим, например, что и труд, и оборудование для конвейера являются переменными факторами в процессе производства сельскохозяйственной техники, а мы хотим определить спрос фирмы на рабочую силу. При снижении тарифной ставки зарплаты будет требоваться все больше рабочей силы, даже если капиталовложения фирмы в оборудование останутся неизменными. Но по мере того как труд становится менее дорогостоящим, предельные издержки производства сельскохозяйственной техники снижаются, и это приводит к увеличению выпуска продукции. В итоге фирма, вероятно, решит вложить капитал в дополнительное оборудование, чтобы расширить свои производственные мощности. Расширение использования дополнительного оборудования вызывает смещение кривой предельной доходности труда вправо, что в свою очередь вызывает рост спроса на труд. Это показывает рис. 7.1.3.

 

Рис 7.1.3. Кривая спроса на труд при изменении капитала

 

Предположим, что, когда тарифная ставка зарплаты составляет 20 долл. в час, фирма расходует 100 Чел.-ч., как показано точкой А на кривой MRPL.

Теперь посмотрим, что произойдет, когда ставка зарплаты снижается до 15 долл. в час. Так как теперь предельная доходность труда выше, чем тарифная ставка, фирме потребуется больше рабочей силы. Но кривая MRPL , описывает спрос на труд при фиксированном объеме использования оборудования. Снижение зарплаты будет стимулировать фирму увеличить использование как рабочей силы, так и оборудования.

Вместе с увеличением количества оборудования предельная доходность труда возрастает (с большим количеством оборудования производственный процесс будет более производительным) и кривая предельной доходности труда сместится вправо (к MRPL). Таким образом, когда ставка зарплаты снижается, фирма будет затрачивать 140 ч рабочего времени, как показано точкой С, а не 120 ч (точка В). Точки А и С находятся на кривой спроса фирмы на труд DL (при переменном объеме оборудования). Отметим, что в том виде, как она построена, кривая спроса на труд более эластична чем обе кривые предельной доходности труда (которая соответствует зарплате в 10 долл./ч). Но если ставка зарплаты снижается для всех фирм в отрасли, отрасль в целом будет использовать больше наемного труда. В свою очередь это приведет к увеличению выпуска продукции отраслью и сместит вправо кривую предложения отрасли. Это смещение приведет к снижению рыночной цены на «продукцию.

Кривая рыночного спроса. Когда мы сводим вместе отдельные кривые спроса потребителей, чтобы получить кривую рыночного спроса на такой продукт, как продовольствие или одежда, мы имеем дело с одной отраслью промышленности. Однако такой фактор производства, как квалифицированная рабочая сила, пользуется спросом фирм во многих различных отраслях. Чтобы получить кривую совокупного рыночного спроса на труд, мы должны, следовательно, сначала определить спрос на нее в каждой отрасли, а затем почленно сложить кривые спроса отраслей. Второй этап прост. Складывая кривые спроса отраслей на труд, чтобы получить кривую рыночного спроса на труд, мы делаем то же самое, что и при сложении отдельных кривых спроса на продукт для построения кривой рыночного спроса. Поэтому сосредоточим наше внимание на более сложном первом этапе.

На рис. 7.1.4. когда падает цена товара, первоначальная кривая предельной доходности смещается влево, от MRPL2 к MRPL2. Это ведет к снижению спроса фирмы на труд со 100 до 120 чел.-ч. Поэтому спрос отрасли на труд будет меньше в случае, если только одна фирма в состоянии нанять рабочих по более низкой ставке зарплаты. Рис. 7.1.4.б иллюстрирует это положение. Верхняя линия показывает совокупный спрос на рабочую силу, полученный сложением кривых спроса отдельных фирм, в том случае, если цена товара не изменится со снижением зарплаты. Вторая линия показывает кривую спроса отрасли на труд, при построении которой предполагается, что цена товара снизится, когда все фирмы расширят выпуск продукции в результате снижения размера зарплаты. Спрос отрасли на рабочую силу равен lo чел.-ч, когда ставка зарплаты составляет 15 долл. в час. Когда зарплата снижается до 10 долл. в час, спрос отрасли повышается до l1, но если при этом цена товара останется постоянной, спрос увеличится еще больше – до L2. Сведение кривых спроса отрасли в кривую рыночного спроса на труд является последним шагом, который мы делаем, чтобы определить совокупный спрос на труд во всех отраслях

 

 

Рис. 7.1.4. Кривая отраслевого спроса на труд

 

Предположим вначале, что тарифная ставка зарплаты составляет 15 долл. в час и фирме требуется 100 чел.-ч. Теперь предположим, что она для этой фирмы снижается до 10 долл. Если никакие другие фирмы не могут нанять рабочих по более низкой ставке, тогда эта фирма затратит 150 чел.-ч (просто за счет поиска точки на кривой MRPL1.

Краткосрочный и долговременный спрос на факторы производства. Рис. 7.1.5. показывает краткосрочный и долговременный спрос на авиационное топливо. Кривая краткосрочного спроса MRPSR совершенно неэластична, так как топливо трудно заменить в краткосрочном периоде иными видами сырья. Долговременная кривая спроса на факторы производства MRPLR более эластична, потому что имеется возможность замены другими видами сырья.

Рис. 7.1.5. Кривая краткосрочного и долгосрочного спроса на авиационное топливо

Планирование факторов производства в фирме. Когда рынок фактора производства идеально конкурентен, фирма может приобрести такое количество используемого фактора, какое она пожелает, по постоянной цене. Кривая предложения фактора производства, с которой сталкивается фирма, становится бесконечно эластичной. Допустим, фирма покупает ткань по цене 10 долл. за ярд, чтобы шить одежду (рис. 7.1.6.б). Так как фирма закупает лишь небольшую часть тканей на рынке, она может купить, сколько хочет, не влияя на цену.

Кривая предложения, с которой фирма сталкивается на рынке, показывает, какую цену она должна будет заплатить, чтобы купить определенное количество сырья. Таким образом, кривая предложения АЕ представляет собой кривую средних расходов (так же как и кривая спроса, с которой сталкивается фирма, является кривой среднего дохода), так как она указывает удельные расходы фирмы на единицу приобретаемого фактора производства. Кривая предельных расходов ME, с другой стороны, представляет собой расходы фирмы на каждую дополнительную единицу производственного фактора, который она покупает.

(Кривая предельных расходов на рынке факторов производства аналогична кривой предельных доходов на рынке готовой продукции.) Когда рынок производственных факторов конкурентен, кривые средних и предельных расходов сливаются в одну горизонтальную линию; точно так же кривые предельного и среднего дохода совпадают (являясь горизонтальной линией) для конкурентной фирмы на рынке готовой продукции.

Рис. 7.1.6. Кривая предложения фактора производства

на конкурентном рынке

 

Какое количество фактора производства приобретет фирма, действующая на конкурентном рынке производственных факторов? Пока кривая предельного дохода продукта труда лежит выше кривой предельных расходов, фирма может увеличить прибыль за счет приобретения большего количества фактора производства, потому что прибыль от дополнительной единицы (MRP) превышает издержки (ME). Однако когда кривая предельного дохода лежит ниже кривой предельных расходов, прибыль от использования фактора производства становится ниже издержек. Следовательно, максимизация прибыли требует, чтобы предельная доходность была равна предельным расходам:

МЕ = MRP (7.1.4.)

Когда мы рассматривали особый случай конкурентного рынка готовой продукции, мы видели, что фирма увеличила объем закупок таких производственных факторов, как труд, до уровня, при котором предельная доходность продукта равна цене фактора производства w.Таким образом, для конкурентного рынка условием максимизации прибыли является равенство цены фактора производства предельным расходам:

ME = w (7.1.5.)

В нашем примере цена ткани (10 долл. за ярд) определяется на конкурентном рынке тканей в точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 7.1.6.а). Рис. показывает количество закупаемой фирмой ткани в точке пересечения кривых предельных расходов и предельной доходности. Когда закуплено 50 ярдов ткани, предельный расход в 10 долл. равен предельному доходу, полученному от сбыта одежды, что стало возможным за счет расширения использования ткани в производственном процессе. Если закуплено менее 50 ярдов ткани, фирма упустит возможность получить дополнительную прибыль от сбыта одежды. Если было бы закуплено более 50 ярдов, издержки на ткань превысили бы дополнительный доход, который фирма получила бы, когда она продала бы дополнительно готовую одежду.

Рыночное предложение факторов производства. Кривая рыночного предложения факторов производства имеет обычно наклон вверх. Кривая рыночного предложения товара, продаваемого на конкурентном рынке, имеет наклон вверх, когда растут предельные издержки производства. Те же доводы применимы здесь, потому что такие факторы, как ткань, также обычно производятся с растущими издержками производства.

Однако когда производственным фактором является труд, то соответствующее решение принимают люди, а не фирмы. В этом случае целью производства становится скорее максимизация полезности, а не максимизация прибыли. Ниже мы покажем, что кривая рыночного предложения труда может иметь наклон вверх, но может также, как показано на рис. 7.1.7., иметь наклон вниз, т. е. более высокая тарифная ставка зарплаты может привести к меньшему предложению рабочей силы.

Чтобы выяснить, почему кривая предложения рабочей силы может иметь наклон вниз, рассмотрим, как рабочий решает, сколько часов в день (или недель в году) ему работать. Рабочее время делится на время работы и время отдыха. Мы можем предполагать, что отдых приносит удовольствие, а работа нужна только для получения дохода. Мы также предполагаем, что рабочий может выбирать, сколько часов в день работать.

 

Рис 7.1.7. Кривая предложения на труд

 

Тарифная ставка зарплаты, следовательно, измеряет ценность для рабочего времени отдыха, потому что зарплата представляет собой сумму денег, которую рабочий тратит, чтобы насладиться отдыхом. По мере того как размер зарплаты растет, цена отдыха также растет. Вспомним наш анализ потребительского спроса, когда цена изменяется как в связи с эффектом замещения (изменение относительной цены при постоянной полезности), так и в связи с эффектом дохода (изменение полезности при неизменных относительных ценах). Когда увеличивается тарифная ставка зарплаты, налицо оба эффекта. Эффект замещения происходит потому, что более высокий размер зарплаты повышает реальный доход рабочего. При более высоком доходе рабочий может купить больше товаров, одним из которых является отдых. Если тратится больше денег на отдых, тогда эффект дохода стимулирует рабочего трудиться меньшее количество часов. Кроме того, если эффект дохода достаточно велик, рабочий будет трудиться меньше по мере увеличения тарифной ставки зарплаты. Эффекты дохода могут быть весьма велики, так как зарплата является основным источником дохода большинства людей. Когда повышение зарплаты ведет к тому, что рабочий сокращает свое рабочее время из-за большого эффекта дохода, кривая предложения труда имеет наклон вниз.

Равновесие на конкурентном рынке факторов производства. Конкурентный рынок производства находится в равновесии, когда его цена уравнивает объем спроса с объемом предложения. Рис. 7.1.8. показывает такое равновесие на рынке труда. В точке А равновесная зарплата составляет Wc, а равновесное предложение – Lc. Так как в нашей модели конкуренции имеется полная информация, все рабочие получают одинаковую зарплату и приносят одинаковый предельный доход продукта труда, где бы они ни были заняты. Если бы какой-нибудь рабочий имел зарплату больше, чем его предельный продукт, фирма нашла бы выгодным предложить такому рабочему более высокую зарплату. Но когда информация ограничена, наниматели не могут устанавливать различия для рабочих.

Если рынок готовой продукции также идеально конкурентен, кривая спроса на фактор производства показывает прибыль, которую потребители фактора производства получают от его дополнительного использования в производственном процессе. Размер зарплаты отражает также издержки фирмы и общества от использования дополнительной единицы производственного фактора. Таким образом, в точке А на рис. 7.1.8.а предельная прибыль от одного часа труда рабочего (его предельный доход продукта MRPL) равна предельным издержкам (тарифной ставке зарплаты w). Следовательно, когда оба рынка – фактора производства и готовой продукции – идеально конкурентны, ресурсы используются эффективно, потому что разница между совокупной прибылью и совокупными издержками максимизирована. Это условие эффективного использования ресурсов часто проявляется в другой форме. Из уравнения мы знаем, что на конкурентном рынке труда предельный доход продукта равен цене товара, помноженной на предельный продукт труда: MRPL = (P) (MPL). Это представляет собой обязательное условие эффективности рыночного механизма на конкурентном рынке труда. Это значит, что дополнительный доход, получаемый от применения дополнительной единицы труда, равен социальной выгоде от дополнительного выпуска продукции, который данная единица труда производит.

 

Риc. 7.1.8. Равновесие спроса и предложения на рынке труда

 

Когда рынок готовой продукции не идеально конкурентен, условие MRPL= (P) (MPL) не выполняется. Отметим на рис. 7.1.8.б, что кривая, представляющая цену продукта, помноженную на предельный продукт труда [(P)*(MPL)], лежит выше кривой предельного дохода продукта [(MR)* (MPL)]. Точка В представляет равновесную зарплату wm и равновесное предложение труда LM. Но (Р) (MPL) является величиной, которую потребители получают от дополнительных затрат труда. Следовательно, когда нанято LM рабочих, предельные издержки фирмы wm меньше, чем предельная выгода для общества vm . Таким образом, фирма максимизирует свою прибыль, но так как ее объем выпуска продукции меньше эффективного уровня, эффективность использования производственного фактора не достигает минимума. Чистая прибыль (совокупная прибыль минус совокупные издержки) будет возрастать, если фирма или фирмы с рыночной властью приобретут больше факторов производства и таким образом увеличат выпуск продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.