Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ эффективности инструментов




Система институтов управления

 

Государственное регулирование экономики опирается на систему институтов управления, именуемых также экономическими институтами, и совокупность составляющих их инструментов регулирования, многие из которых упомянуты выше.

Под институтами управления понимается совокупность наиболее общих правил, норм, организационных форм, методов управления, закрепленных законодательно-правовыми актами и другими нормативными документами, а также сложившихся, общеупотребляемых обычаев делового поведения, именуемых обычным правом, основывающихся на нормах общественной этики и морали. Институт управления есть одновременно совокупность однородных инструментов управления, каждый из которых выступает в роли регулирующего, побуждающего, ограничивающего, организующего, принуждающего фактора.

Государство в процессе экономического регулирования призвано поддерживать экономические институты и проводить назревшие институциональные преобразования.

Институт права, рассматриваемый как правовой институт управления экономикой, представляет относительно обособленную группу юридических норм, регулирующих и регламентирующих экономические отношения по поводу производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, определяющих правила управления экономическими объектами и процессами.

Институт права в управлении экономикой использует в основном гражданское и трудовое право, заимствует отдельные положения таможенного, административного, финансового, налогового, коммерческого, торгового, международного права и имеет некоторое отношение к семейному и уголовному праву.

Институт права воплощает систему обязательных норм и правил экономических действий и экономического поведения организаций, лиц, органов управления; соблюдение этих правил и норм охраняется силой государственного принуждения. Правовой институт управления экономикой включает организованную, систематизированную, дополняемую и изменяемую совокупность законодательно принятых норм и установлений, которых обязаны придерживаться хозяйствующие субъекты, если на них распространяется действие указанных норм и правил.

Институт собственности как один из институтов управления экономикой представляет совокупность принципов, правил, норм, обычаев, определяющих формы собственности, виды субъектов и объектов собственности, отношения между собственниками по поводу принадлежности объектов и перехода объектов от одних собственников к другим.

Институт собственности призван защищать права собственности, регулировать куплю-продажу, аренду, концессию, наследование, дарение собственности, переход собственности из одной формы в другую, получение и распределение доходов от собственности.

В рамках института собственности (института управления собственностью) должны находить решение проблемы соотношения владения, распоряжения, пользования объектами собственности и ответственности за сохранность и рациональное использование объектов собственности. Как свидетельствует исторический опыт, правила и нормы, составляющие институт собственности, в значительной степени зависят от типа господствующей в стране социально-экономической и политической системы.

Организационно-управленческие институты характеризуют устройство, структуру системы управления экономикой страны, состав, функции, полномочия органов управления, виды, формы, методы организации управления экономикой в целом, экономическими объектами, процессами, отношениями на уровне регионов, отраслей, организаций, предпринимательских структур.

Институт организации управления экономикой определяет правила построения, формирования, преобразования иерархически построенной системы управления экономикой и соподчинения в этой системе, взаимодействия и разделения функций органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти.

К институту организации управления экономикой следует отнести установление вида организационно-правовых структур управления на уровне хозяйствующих субъектов – непосредственных участников экономической деятельности. Организационно-управленческие институты призваны вырабатывать правила проведения и направления осуществления реформы управления экономикой.

Финансово-кредитные институты определяют правила и нормы образования денежной массы и обеспечения денежного обращения, организации движения и регулирования финансовых потоков на разных уровнях управления, создания и исполнения финансовых ресурсов, формирования бюджета, финансового обеспечения процессов производства, обмена, потребления.

Институты управления финансами и кредитами содержат установления в части функционирования кредитной системы, правил предоставления и возврата кредитов, регулирования кредитных отношений. В рамках финансово-кредитной системы создаются условия обеспечения финансовой стабильности, устойчивого функционирования финансовой системы, обеспечения экономической безопасности.

Под финансово-кредитными институтами принято понимать не только нормы, регулирующие финансовые отношения между участниками экономического кругооборота и правила функционирования финансового рынка, но и самих участников финансово-кредитных операций, таких, как Центральный банк, коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации, финансовые и инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы.

Экономические институты и инструменты управления проявляют свою суть и фигурируют в виде не только официальных, формальных, узаконенных, но и неформальных правил и норм, действие которых основывается на обычаях, принципах морали, поведенческих установках. Эти неписаные законы оказывают влияние на ход и результативность экономических процессов в стране в не меньшей мере, чем так называемые писаные законы. Последние слишком часто служат в России ширмой, за которой происходят явления, отклоняющиеся от предписанных законами норм. Неформальные институты, отражающие выработанные в течение десятилетий, а то и веков правила, традиции, гораздо более устойчивы в сравнении с быстро принимаемыми и столь же легкоизменяемыми нормативно-законодательными установлениями.

Одно из ключевых условий успеха культивируемых в России рыночных институтов заключается в приведении их в соответствие с обычаями, правилами, менталитетом, господствующими в нашем обществе и в общественном мнении. Поэтому государству следует избегать насаждения в стране правовых и других институтов, заимствованных и перенесенных в нее без учета российской специфики.

В то же время нужны существенные экономические результаты, а не только пропагандистская работа со стороны государства, чтобы сдвинуть общественное мнение, неформальные институты в сторону благожелательного восприятия экономических рыночных реформ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.