Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика доходов




Государственная политика доходов заключается в регулирование доходов населения в целях, прежде всего, осуществления социальной защиты населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению.

К основным элементам механизма социальной защиты населения относятся:

1. минимальный потребительский бюджет (МПБ);

2. минимальная заработная плата;

3. пределы роста заработной платы

4. индексация доходов населения;

5. государственное регулирование цен;

6. перераспределение доходов через бюджет: выплата минимальных пенсии, стипендий, пособий по безработице, выплата минимальных социальных пособий в виде натуральных выдач и льготного предоставления социальных услуг;

7. налогообложение доходов населения;

8. социальное партнёрство.

В комплексе все эти меры могут обеспечивать минимальный гарантированный уровень потребления товаров и услуг.

1. Минимальный потребительский бюджет (МПБ). Основой построения системы социальной защиты населения является прожиточный минимум. Величина прожиточного минимума непостоянна и изменяется под влиянием факторов социально-экономического развития общества.

Денежная величина прожиточного минимума – это стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления, а также минимума потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, жилище, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре.

В настоящее время во всех странах в законодательном порядке устанавливается размер минимальной заработной платы, хотя логичнее – законодательное установление МПБ, который должен быть основой поддержания на необходимом уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий. Существующие низкие уровни перечисленных выплат одна из причин бедности определенной части населения. На основе оценки МПБ должен определяться размер минимальной заработной платы.

МПБ – это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностей.

МПБ должен использоваться:

1) в качестве базы для адресной социальной политики;

2) для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

3) для обоснования размеров минимальной заработной платы и пенсий по старости;

4) для использования в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат и материальной помощи, что делает эти выплаты и помощь адресными.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологичёскийминимум.

Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.

Для определения прожиточного минимума используется обычно метод потребительской корзины.

2. Минимальная заработная плата. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации, причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение. В Размер минимальной заработной платы продолжает сохранять первостепенное значение для малоквалифицированных категорий работников, молодежи, женщин, а также для иммигрантов.

В целях ограничения общего роста заработной платы во многих промышленно развитых странах применялись меры, направленные на сдерживание роста минимальных ставок. Они предусматривали ограничение и даже отмену индексации.

Существуют две точки зрения по поводу того, что должна включать в себя минимальная заработная плата:

1) обеспечивать потребности работника и его семьи;

2) обеспечивать потребности работника, а для обеспечения неработающих членов его семьи должны включаться механизмы социальной защиты.

Минимальная заработная плата и ее законодательное в установление главный инструмент социальной защиты наемных работников на рынке труда. Работодатель, независимо от вида деятельности фирмы и формы ее собственности, не имеет права оплачивать труд работника по ставке ниже минимальной заработной платы. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета; при несоблюдении этого соотношения минимальная заработная плата перестает выполнять свою социальную роль и превращается просто в расчетную величину, отправную точку для построения внутрифирменных систем оплаты труда.

3. Индексация доходов населения. Индексация доходов населения используется в качестве элемента системы социальной защиты в условиях существенной инфляции, которая ведет к обесцениванию номинальной заработной платы, пенсий старых назначений и практически всех видов социальных выплат, которые обычно фиксированы. Существуют различные способы защиты доходов населения от инфляции и выбор конкретного из них базируется на анализе темпов инфляции, долгосрочном прогнозе социально-экономического развития страны.

Индексация это увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя" система индексации сложилась в 60-70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитали добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

Условия индексации доходов различаются в отдельных странах. Так, в Бельгии и Люксембурге индексация производится при росте цен более чем на 2%. В Греции уровень доходов, подлежащих индексации, пересматривается каждые 4 месяца. Во Франции индексация минимальной межпрофессиональной гарантированной ставки производится раз в год, если индекс цен превысил 2 %, но правительство имеет право в случае необходимости повысить эту ставку в любое время.

Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых, она может отрицательно сказаться на стремлении работников к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер.

В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации. В этой системе стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.

В практике индустриально развитых стран в различные периоды использовались следующие методы защиты фиксированных доходов населения:

1) компенсация – это либо единовременная выплата, либо фиксированное увеличение размеров выплат за счет государственных средств всем категориям населения в одинаковом размере. Это может быть увеличение размеров тарифных ставок и должностных окладов на одну и ту же сумму, независимо от уровня квалификации и должности, или увеличение размеров пенсий всем получающим их также на одинаковую сумму. Таким образом государство стремится компенсировать рост цен, но не пропорционально уровню фиксированных доходов, а исходя из минимального необходимого уровня потребления, в соответствии с которым и определяется размер компенсационных выплат. Существуют определенные негативные последствия использования компенсации. Это нарушение принципов материального стимулирования, заложенных в системы оплаты труда. Так как сумма компенсаций одинакова, в наибольшей степени выигрывают от нее малооплачиваемые неквалифицированные работники, тогда как высококвалифицированные сотрудники уже не ощущают существенного превышения своего заработка по сравнению с остальными категориями персонала.

2) адаптация, которая касается в основном пенсионного обеспечения и предполагает увеличение пенсий старых назначений в связи с динамикой цен. Рост цен со временем приводит к росту заработной платы; поэтому пенсии, рассчитанные исходя из заработков 10-летней давности (а то и более) несопоставимы с уровнями цен и зарплат сегодняшнего дня. Необходимость в адаптации пенсий старых назначений возникает обычно в условиях высокой инфляции, а размеры адаптационного увеличения пенсий зависят от темпов инфляции.

3) индексация доходов для поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация – это механизм увязки номинальных показателей доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее установленной процедурой. В большинстве случаев индексация осуществляется в размерах меньших, чем увеличение индекса цен. Государство при этом покрывает только часть потерь населения. Чем выше уровень индексации доходов, тем ярче будет выражен следующий виток инфляции. Все это позволяет сделать вывод, что с точки зрения социальной защиты эффективнее наличие низких темпов инфляции, чем борьба с ее последствиями в социальной сфере.

4. Пределы роста заработной платы. Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.

Такая политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер, государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах.

В государственном секторе, особенно в тех его отраслях, которые целиком находятся на бюджетных дотациях, эти "допустимые пределы" соблюдаются достаточно жестко в качестве одного из средств борьбы с бюджетными дефицитами.

Так, в Великобритании работники бюджетной сферы получили в 1993/94 финансовом году прибавку к заработной плате не более 1,5%, а высокооплачиваемые категории могут рассчитывать на повышение окладов только на 1%, Правда, поскольку во многих странах Западной Европы место государственного служащего практически гарантировано до выхода на пенсию, то считается, что этим компенсируется некоторое реальное снижение уровня оплаты в период замедления экономического роста. В частном же секторе крупные корпорации нередко не считаются с правительственными ограничениями и устанавливают свои правила оплаты труда.

5. Государственное регулирование цен. Государственное регулирование цен в качестве элемента системы социальной защиты обычно охватывает товары и услуги, признанные в обществе социально значимыми. Круг этих товаров и услуг обычно очень ограничен, так как в условиях рыночной экономики цена увязывает спрос и предложение как результирующая величина. Именно государственное регулирование цен в сочетании с индексацией доходов населения являются своеобразным связующим звеном между натуральной минимальной «потребительской корзиной» и денежной величиной прожиточного минимума.

6. Перераспределение доходов через бюджет. Через распределение бюджета значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите слоев имеет развитая система общественного вспомоществования, финансируемая из государственного бюджета. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения в число имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Общий уровень бедности в целом по каждой стране определяется соответствующим показаталем, представляющим долю числа бедных людей в численности населения от 15 лет и старше.

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в ней. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых - уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, неденежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др. Важной особенностью таких систем помощи является то, что они функционируют на смешанной основе. Государственные органы участвуют в них главным образом через финансирование, а практическая деятельность осуществляется как местными органами власти, так и благотворительными организациями, церковью.

Расчет всех элементов социальной защиты населения (пенсий, стипендий, пособий) должен базироваться на величине минимального потребительского бюджета и увязываться с уровнем минимальной заработной платы.

7. Налогообложение доходов населения. Путём дифференцированного налогообложения населения государство создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности.

8. Социальное партнерство. Идея социального партнерства, разработанная в 50-е гг. Л. Эрхардом, Т. Балотом и др., исходит из необходимости согласования общественных интересов, представленных, с одной стороны, профсоюзами наемных работников и, с другой стороны, объединениями предпринимателей, ради успешного экономического развития страны.

Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами "общественного договора" в области экономической и социальной политики.

В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство – это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий отношения между работниками и работодателями на предприятии, в организациях и представительствах. Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим уполномоченным в соответствии с уставом организации или иным правовым актом, лицом. Коллективные договора дополняют и развивают нормы, содержащиеся в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, конкретизируют их.

Коллективные договора и соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством.

В России коллективные договора обычно рассматривают как чисто формальный документ, мало что дающий работникам. И даже если работникам удается заключить «хороший», с их точки зрения, коллективный договор, то нет гарантии, что все его пункты будут выполнены.

В России до сих пор отсутствует главное условие для развития договорных отношений между наемными работниками и работодателями – нет сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Конечно, профсоюзы в России существуют (как старые, так и новые), но они либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. И даже редкие акции протеста, которые проводят профсоюзы, не способны коренным образом изменить ситуацию.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться "согласованные акции", в рамках которых при непосредственном участии правительства представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.