КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, субъекты и объекты международной торговли
Международная торговля представляет собой международный обмен продуктами труда (товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности) всех государств мира. Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, совокупность внешней торговли всех стран мира. Термин «внешняя торговля» отличается от термина «международная торговля» тем, что внешняя торговля характеризует торговые отношения какой-либо одной страны с другими странами. Международная торговля состоит из двух встречных потоков – экспорта и импорта. Экспорт – продажа товаров за границу, импорт – покупка и ввоз товаров из-за границы. Основными участниками международной торговли являются: – внешнеторговые компании (экспортеры и импортеры), – государства – группы стран – физические лица. Кроме того, субъектами международной торговли в России являются также государственные внешнеэкономические объединения, внешнеэкономические ассоциации, внешнеэкономические отраслевые союзы. Государственные внешнеэкономические объединения – это государственные предприятия, осуществляющие внешнеэкономические связи. Например, ГП «Алмазювелирэкспорт» осуществляет экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней, импорт оборудования для ювелирной продукции. ГП «Автоимпорт» занимается импортом оборудования для отраслей машиностроения, импортом инструментов и запасных частей, экспортом станков, а также импортом комплектного оборудования. Внешнеэкономические ассоциации объединяют организации и предприятия по различным направлениям бизнеса (Чайная ассоциация России, Ассоциация инвесторов и экспортеров России, Ассоциация внешнеэкономических ассоциаций и др.). Основная цель ассоциаций – содействие развитию внешнеэкономических связей в отдельных отраслях России. Внешнеэкономические отраслевые союзы – добровольные объединения промышленников, предпринимателей, производителей – экспортеров, действующих на согласованных условиях внешнеэкономической политики, производства и реализации экспортной продукции. (Зерновой союз, Российский алмазный фонд, Союз нефтегазовой промышленности России и др.) Содействие процессу международной торговли оказывают и такие организации как банки, финансовые организации, страховые компании, транспортно-экспедиторские компании, сервис – внешнеэкономические организации. Коммерческие банки, финансовые организации обслуживают взаимные расчеты, осуществляют кредитование внешнеэкономической деятельности. Страховые компании производят страхование внешнеторговых сделок на всех стадиях их исполнения. Транспортно-экспедиторские компании осуществляют перевозку и экспедирование грузов по внешнеторговым контрактам. Сервис – внешнеэкономические организации в сфере внешнеэкономической деятельности. Кроме того, в процессе внешнеэкономической деятельности принимают та учебные заведения, а также специализированные печатные издания и информационные агентства. Учебные заведения осуществляют обучение и подготовку специалистов в области внешнеэкономической деятельности. Специализированные печатные издания («Таможенный вестник», «Внешняя торговля» и др.) предоставляют необходимую информацию для осуществления внешнеэкономической деятельности, позволяют отслеживать изменения, происходящие в российском и международном законодательстве. Информационные агентства осуществляют оперативный анализ в сфере бизнеса, финансов и развития мировых рынков («Финмаркет», «Рос-Бизнес Консалтинг», «Итар–ТАСС», «Интерфакс» и другие). К объектам международной торговли относят: 1. Товары; 2. Услуги (консультирование, туризм); 3. Объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, технологии). Многообразную международную торговую деятельность можно классифицировать: 1. В зависимости от товарной специализации: торговля готовой продукцией; торговля товарами, прошедшими первичную переработку; торговля сырьем. Чем выше уровень развития страны, тем меньше сырья и больше готовой продукции экспортирует государство. 2. В зависимости от вида экспортно-импортных операций: – экспорт и импорт готовых товаров (экспорт – вывоз товара за границу, импорт – ввоз товара из-за границы); – ввоз и вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки с последующим возвратом в страну; – временный ввоз или вывоз товара с последующим возвратом в страну (например, для участия в международных конкурсах, выставках, презентациях); – реэкспорт и реимпорт (реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара, например, если товар не оплачен, бракован или перепродается в третью страну; реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров); – ввоз и вывоз товаров, относящихся к одной международной транснациональной компании; – встречная компенсационная торговля; – товарообменные сделки на безвалютной основе (оплата товара происходит в натуральной форме другим товаром); – торговые компенсационные сделки на денежной основе (когда частично товар оплачивается деньгами, а частично встречной поставкой товара); – промышленные компенсационные сделки (например, поставки оборудования для производства товара будут оплачиваться произведенным с его помощью товаром). – В зависимости от наличия или отсутствия международных посредников международные торговые операции можно разделить на: – прямые экспортно-импортные операции без посредников между продавцом и покупателем – косвенные экспортно-импортные операции, когда между продавцом и покупателем имеется посредник (брокер, дилер и др.). 3. В зависимости от вида сделки по купле-продаже услуг международные выделяют: – операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинно-технической продукции; инжиниринг; – операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информации и совершенствования управления и др. 4. В зависимости от вида торговли объектами интеллектуальной собственности: торговля результатами научно-технических исследований; торговля объектами авторского права. На рубеже XX–XXI веков исключительно быстро развиваются международная торговля услугами, на долю которой приходится 30 % всего объема международных связей. Услуга – трудовая целесообразная деятельность, которую одна сторона может предложить другой. Результаты этой деятельности не воплощаются в материальном продукте, а выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности, как всего общества, так и отдельного человека. Услуги характеризуются четырьмя особенностями: – неосязаемость (их невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать до момента приобретения); – неотделимость от источника-человека или машины (например, услуги врача, гувернантки, сантехника, архитектора неотделимы от человека, а услуга по мойке автомобиля неотделима от автоматической установки для мойки); – непостоянство качества (колеблется в зависимости от поставщиков, а также от времени оказания услуги, места и т.д.); – несохраняемость (услугу невозможно хранить). Услуги крайне разнообразны как по форме, так и по содержанию; услуги не образуют единого рынка и не имеют общих черт. Число видов услуг во внешней торговле по классификации ВТО превышает 600. Все виды услуг подразделяются на 12 секторов: 1. услуги для бизнеса (рекламные, консалтинг, страхование); 2. строительные услуги (строительство объектов за рубежом); 3. информационные услуги (почтовые, курьерские, телекоммуникационные, видеотелефон, телеграф, электронная почта); 4. дистрибуционные (торговые агенты, маркетинг, розничная и оптовая торговля, франчайзинг); 5. транспортные услуги (международная перевозка пассажиров, международная перевозка грузов); 6. финансовые услуги (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами, обмен валют, брокерские услуги); 7. образовательные услуги; 8. услуги здравоохранения; 9. туристические услуги; 10. рекреационные услуги (услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей); 11. услуги по охране окружающей среды; 12. прочие услуги. Все многообразие услуг можно объединить в 3 блока: у слуги, связанные с инвестициями (финансовые, банковские, туристические, профессиональные); услуги, связанные с торговлей (сопровождение грузов, транспортные услуги, хранение груза, страхование и др.); услуги, связанные и с торговлей и с инвестициями (услуги связи, инженерно-консультационные, информационные, бизнес-услуги, культурные услуги и др.). Выделяют 4 способа международной торговли услугами: 1. Трансграничная – покупатель и продавец услуги не перемещаются через границу, а перемещается услуга (например, юридическая консультация по телефону); 2. Потребление услуги за границей, т.е. потребитель услуги пересекает границу (например, учеба, лечение); 3. Потребление и предоставление услуги происходит в одной стране, т.е. услуга и ее потребитель границу не пересекают; 4. Присутствие лиц, предоставляющих услугу (например, приезд иностранного специалиста для выполнения конкретной работы). В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования резко вырос и обмен соответствующими услугами: деловыми, научно-техническими, производственными, коммерческими, банковскими (банкомат), Интернет. Активная торговля машинами и оборудованием породила и ряд новых услуг, таких как инжиниринг, консалтинг, эккаутинг, космические услуги, компьютерные услуги. Инжиниринг – комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера по составлению технических заданий, проектированию и строительству объектов, монтажу оборудования и введению его в рабочий режим. Инжиниринг применяется при реализации различных объектов, но наиболее широкое распространение инжиниринг получил в проектах капитального строительства. Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта называется комплексным инжинирингом. Наряду с инжинирингом в последнее время широкое распространение в сфере услуг получили консультационные услуги – консалтинг. К числу консалтинговых услуг относятся: международные семинары, конференции, встречи с зарубежными учеными, специалистами, обучение правилам и приемам коммерческой деятельности в стране и за рубежом, консультации по коммерческим вопросам, поиск партнеров по различным видам сотрудничества и др. Консультационно-посреднической деятельность занимаются институты экономического профиля, совместные предприятия, коммерческие школы и бизнес-школы, консалтинговые фирмы. Эккаутинг-сфера предпринимательства, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом различных видов финансовой информации. Такая информация позволяет объективно судить о платежеспособности, кредитоспособности, финансовом положении хозяйствующего субъекта, принимать решение о целесообразности ведения дел с ним. Космические услуги – вывод объектов на околоземную орбиту, картографическая и геодезическая съемка, проведение исследований в космосе, космический туризм.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |