КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ый этаж
Вступление. Ый этаж. Аванзал. Основная миссия нашего музея может быть сформулирована просто: приумножать число людей, любящих современное искусство и заинтересованных в его поддержке. Мы адресуем свою деятельность самой широкой аудитории и верим в то, что каждый человек может найти в современном искусстве что-то интересное для себя и, как следствие, больше узнать о себе самом. Переживание искусства – глубоко личный, индивидуальный опыт, и только сам человек может захотеть и позволить себе приобрести его. Роль музея – создать для этого условия, показать нечто стоящее, способное вызвать у зрителя желание разобраться в себе, определить свое место в мире, увидеть и принять жизнь. Как правило, если зритель говорит, что не понимает искусства, это означает лишь то, что он никак себя с ним не соотносит. Наша задача – сделать все для того, чтобы человек, придя к нам, увидел, что современное искусство – о нем и для него, что мир велик и никто в нем не лишний. В нашей экспозиции вы найдете работы, затрагивающие вечно актуальные философские темы: кто мы и зачем мы, откуда приходят и что дают нам счастье и страдание; какой мир нас окружает: враждебный, дружественный или безразличный; одиночество – это мучение или возможность; и так далее, и так далее. Мы надеемся, что глубина этих тем позволит вам погрузиться в произведения искусства и обратиться к своему собственному внутреннему опыту. Именно в этот момент искусство будет выполнять свое основное предназначение – возбуждать в человеке разум и чувства и приобщать его к интеллектуальному и духовному капиталу человечества. Мы надеемся, что Эрарта станет для вас местом, где будет активизироваться ваш внутренний потенциал, где смелость авторов в открытом выражении своего видения мира поможет и вам не бояться быть самим собой, забыть о суете и условностях и признать важным только ваше внутреннее богатство. В каждом из нас живет художник, и он непременно проявится в любом, кто этого захочет. Желаем вам счастливых открытий самого себя!
Аванзал. КЛАССИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ Чем объяснить устойчивый интерес современного искусства к мифологическим сюжетам? Почему современный художник, способный порождать множество субъективных миров, получивший свободу творить свои собственные мифы, продолжает черпать вдохновение в классических сюжетах прошлого? Современное искусство препарирует структуру мифа, пытаясь обнаружить и познать сущностное, возвращая классические сюжеты и их героев в космос чистых идей, помещенных во внетемпоральное пространство чистой живописи. Обращение современных художников к классическим сюжетам – это шаг навстречу зрителю – приглашение его к сотворчеству, к диалогу в пространстве мировой культуры. В этом диалоге как минимум три составляющих: культурная традиция, современный художник и современный зритель. Узнавание сюжета, как правило, происходит на уровне считывания по отдельным чертам и признакам знакомых образов, помещенных в формально непривычный контекст. Безусловно, римейк предполагает определенное сотворчество со зрителем, способного увидеть и воспринять разные уровни прочтения мифа. В коллекции музея Эрарта представлено большое количество художников из Петербурга и других городов России, обращающихся в своем творчестве к мифологическим и библейским сюжетам. Художники выбирают разные пути извлечения новых смыслов из копилки классических сюжетов: ситуация, когда вневременное, архетипическое содержание классического сюжета рассматривается сквозь призму индивидуального, исторического опыта художника, влечет за собой либо детемпорализацию (то есть вынос действия за пределы исторического времени), либо, наоборот — его локализацию во времени посредством размещения в современности. На первый взгляд, может показаться, что художники старшего поколения предпочитают идти первым путем. В работах Анатолия Басина, Валерия Лукки, Вячеслава Михайлова, Владимира Паршикова, Петра Татарникова, Елены Фигуриной и Александра Загоскина отсутствуют намеки на какое-либо историческое время, скорее они являют собой чистые художественные идеи человеческого бытия.
Все работы Басина повествуют об одном: о чуде рождения живой формы из хаоса, из темноты, из первовещества, которое представлено темными цветовыми массами фона. На переднем плане тона местами высветляются. Ломкие контуры «оформляют» эти светлые пятна, превращая их в тела и предметы. Мы видим, что его люди, как правило, обнажены, обозначены цветными пятнами, обрамленными линиями. Как художник Басин формировался не без влияния наставника, которым стал Осип Сидлин («Школа Сидлина» - школа авангардного искусства, возникшего в Ленинграде в 50-е годы как изостудия при ДК Капранова). Творческое наследие Сидлина по сей день является для Анатолия Басина предметом осмысления, ведь Басин не только живописец, но и хранитель определенной традиции, хранитель памяти. Басин собрал и способствовал публикации архива «газаневщины» (художников, участвовавших в легендарных выставках в ДК им. Газа (1974)и в ДК Невский (1975) - первые, официально разрешенные в Ленинграде выставки художников-нонконформистов). Книга «Газаневщина» вышла в серии «Авангард на Неве». Басин работает от темного к светлому, метафорически говоря, от тьмы к свету, считает, что процесс создания художником картины – процесс создания формы из хаоса.. В его работах всегда присутствует незавершенность. Это для него важно, это как раз процесс творения, человек создается, это бесконечный процесс. Творец играет с глиной, гончарным кругом и заново создает некую живую форму. Свет – это тот дух, который творец вдохнул в форму. Анатолий Басин родился в 1936 году в Ленинграде в семье военного. Получил основательное техническое образование, окончил радиотехническое училище и архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Завершив обучение, работал некоторое время по специальности: инженером и архитектором. Как художник Басин формировался не без влияния наставника, которым стал Осип Сидлин. Студию Сидлина в Доме культуры имени Капранова Басин посещал с 1956 по 1972 год. Творческое наследие Сидлина по сей день является для Анатолия Басина предметом осмысления, ведь Басин не только живописец, но и хранитель определенной традиции, хранитель памяти, мифотворец, и даже, своего рода, сказитель. 1. Владимир Сахненко. КЕРАМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Произведения керамиста Владимира Сахненко существуют на грани между скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Составные вазы, амфоры, кувшины, фигуры и рельефы, изображающие людей и животных; вместе эти функциональные и нефункциональные предметы выглядят как извлеченные из раскопок или поднятые с морского дна артефакты древней исчезнувшей цивилизации. Можно долго анализировать их форму и орнамент и находить новые и новые отсылки к разным архаическим культурам, но естественные для «наивного» искусства общие места и пересечения не должны обманывать: перед нами не нагромождение цитат, а сугубо индивидуальная, органичная художнику иконография и мифология. В ней мы встретим библейские сюжеты (ваза «Ной») и образы, напоминающие о ранней античности («античные» головы), а наряду с ними — что-то почерпнутое из жизненных наблюдений и даже автобиографичное. «Ной», объект из керамики. То, что изображено на стенках вазы «Ной», — больше чем орнамент или сюжет, произвольно нанесенный на ее поверхность. Сама вещь, то есть ваза, по своей сути неразрывно связана с сюжетом о ковчеге, она и есть вместилище, ковчег. Художник не просто создал изделие: он раскрыл его символический подтекст, превратил в образ спасительного убежища. Это глубокое, философское отношение художника к вещам, имеющим утилитарное назначение, превращает их в произведения искусства, чья ценность независима от их функциональности. Владимир Сахненко родился в 1930 году в Сумской области. Учился в Ворошиловоградском художественном училище и московском Академическом институте имени Сурикова. Он начинал как живописец, пишущий в достаточно традиционном для русской школы, ключе. С какого-то момента он увлекся керамикой, которой и посвятил большую часть своей жизни. В этой технике ему удавалось делать все: от тончайших ковшей и братин до многометровой составной скульптуры. Сахненко работал с невероятной продуктивностью. Его глиняные вазы и амфоры, причудливые рыбы, лягушки и крокодилы, монументальные рельефы, изображающие птиц на дереве и фантастических существ: все это образует мир характерных ярких и декоративных артефактов, целую керамическую культуру. Абстрактный орнамент и фигуративные композиции, украшающие эти изделия, вызывают множество ассоциаций из истории народного и современного искусства. Однако Сахненко не пытался создать стилизацию под существующий стиль; он воплощал свое собственное образно-пластическое видение мира. Владимир Сахненко ушел из жизни в июле 2008 года, оставив после себя богатое творческое наследие. Многие его работы по-прежнему украшают общественные здания Москвы, Тулы, Ялты и Самарканда. Эрарта обладает наиболее представительной коллекцией его керамики.
2. Александр Загоскин. Адам и Ева. Память Земли.
Загоскин любит помещать своих традиционно-фигуративных героев в абстрактно-экспрессивные миры. В работе «Адам и Ева. Память земли» эффект такого совмещения усиливается тем, что фигуры первых людей изображены на фоне, состоящем из фрагментов многих таких миров. Адам и Ева как бы проступают на хаотичном наслоении различных молекул, стихий, энергий. Интересно, что создается ощущение, что эти образы скорее призраки, фантомы, наш генетический код, он присутствует в этом бесконечном движении материи как некая информация. Это отсылает нас к современной науке, с ее представлением о существовании общего информационном поля (теория полей), о том, что все то, что когда-то имело место, сохраняется, не исчезает. Александр Загоскин родился в 1954 году в городке Вожгалы, под Вяткой. В 19 лет будущий художник окончил отделение станковой живописи Кировского художественного училища. Из Кирова Загоскин переехал в Москву, где продолжил обучение во Всесоюзном государственном институте кинематографии по специальности «художник кино». После окончания института молодой художник направился в Ленинград (ныне Петербург), где начал работать в киностудии «Леннаучфильм» в качестве художника-постановщика и художника-мультипликатора, участвовал в создании более двадцати фильмов и мультипликаций, а также снял два собственных мультипликационных фильма. Среди лучших работ Загоскина — фильм «Бедный, бедный Павел», за который Александр был удостоен премии «Золотой Орел» в номинации «Лучший художник-постановщик». Декоративность, необходимая для усиления эффекта в кино, не может не проявляться и в живописи художника: поэтому Адам и Ева, изображенные в классической манере, диптихом, в полный рост, сверкают золотыми бликами, а синий цвет пробивается через насыщенный сложный фон, на котором можно разглядеть детали сада. При помощи золота Загоскин говорит о любви, посредством фиолетового и оранжевого — о страдании. Следуя урокам Павла Филонова, Загоскин на равных правах включает в картину абстрактное и фигуративное, вводит цвет в каждый «атом» картины так, что цвет «въедается» в холст и наполняет его звучанием, которое доносится каждый раз при взгляде на картину.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |