Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель социальной системы




Главное содержание управления.

Управление, в принципе, возможно только в том случае, когда известны законы существования объекта (процесса) в окружающей среде.

Поэтому любое управление — это частный процесс во Вселенной, который позволяет привести процесс, протекающий объективно, к субъективно выбранному режиму течения из множества объективно возможных вариантов развития процесса. В этом состоит главное содержание понятия управление (см. рис. 1.21.)

Невозможно в принципе управлять субъективными процессами.

Примеры.

1. Вы сидите за рулем автомобиля. Крутите руль, нажимаете на педали..., то есть управляете автомобилем. Но управляете не просто «как получится», а по определенному замыслу. У вас есть цель управления. Это место, куда вы должны приехать или привезти груз. Вы заранее выбрали маршрут, по которому поедете. «Путей-дорог» было много, но вы выбрали одну. И вот вы в пути.

Если дорога свободная, вы увеличиваете скорость. Если впереди на дороге балуются дети, вы заблаговременно снижаете скорость, нажимаете на гудок. Если светофор сигналит вам красным цветом, вы останавливаетесь.

Таким образом вы осуществляете управление автомобилем, действуя в соответствии со своим замыслом движения к намеренной цели и сообразуясь с обстановкой на дороге и правилами дорожного движения. Есть объект управления - это автомобиль. Есть субъект управления - это водитель. «Объект» и «субъект» - это по научному, чтобы любой предмет управления (автомобиль, самолет, взвод солдат, трудовой коллектив, учреждение, ведомство и т.д.) называть одним словом: объект. А любого управленца или структуру управления называть одним словом - субъект.

Если не будут известны объективные законы поведения автомобиля в процессе управления им или если он неисправен, то устойчивое управление невозможно. Если все водители и пешеходы знают и выполняют правила о том, что на зеленый свет светофора едут и переходят дорогу, то управление дорожным движением будет устойчиво. Если известно техническое состояние автомобиля и его тактико-технические характеристики, если известно состояние дороги, то возможно устойчивое управление таким автомобилем во всем диапазоне его технических характеристик.

2. Субъ­ект воз­дей­ст­ву­ет на объ­ект сво­его уп­ра­в­ле­ния. Из­возчик хле­ст­нул кну­том свою ко­бы­лу, она по­бе­жа­ла бы­ст­рее. Но это ме­ха­ничес­кое воз­дей­ст­ву­ю­щее уп­ра­в­ле­ние. А мо­ж­но воз­дей­ст­во­вать ин­фор­ма­ци­он­но. «Ннно­оо...Ми­лая...!» - гром­ко кричит тот же из­возчик, и ло­шадь так­же по­бе­жит бы­ст­рее. Та­кое воз­дей­ст­вие по научному на­зы­ва­ет­ся «пря­мая связь». То есть связь от субъ­е­к­та к объ­е­к­ту.

Есть и об­рат­ные свя­зи: от объ­е­к­та уп­ра­в­ле­ния к субъ­е­к­ту и от ок­ру­жа­ю­щей сре­ды к субъ­е­к­ту. Так стрел­ки при­бо­ров ав­то­мо­би­ля да­ют ин­фор­ма­цию во­ди­те­лю - субъ­е­к­ту управления - о ско­ро­сти, на­личии бен­зи­на и т.п. «Смо­т­ри, во­ди­тель! Бен­зин на ис­хо­де!». Ло­шадь тя­же­ло ды­шит, по­кры­лась по­том – «из­возчик, дай мне от­дох­нуть!». На до­ро­ге (ок­ру­жа­ю­щая сре­да) - боль­шая яма. Это ин­фор­ма­ция о том, что на­до при­нять впра­во и объ­е­хать яму.

В ре­зуль­та­те «все­го это­го» (а «это все» есть не что иное, как уп­ра­в­ле­ние) мо­ж­но до­е­хать до це­ли, а мо­ж­но и не до­е­хать. Ес­ли хо­ро­шо уп­ра­в­лял: во­вре­мя сни­жал ско­рость, объ­ез­жая ямы, дей­ст­во­вал по пра­ви­лам - то­г­да до­е­дешь. А ес­ли пло­хо уп­ра­в­лял: не за­ме­тил яму, ехал на кра­с­ный свет, а ху­же то­го - вы­пил спирт­но­го, то уж точно не до­е­дешь!

3. Возь­мем те­перь чело­ве­ка. Уп­ра­в­ля­ем ли он или нет? Ведь мил­ли­о­ны лю­дей сот­ни лет бо­рют­ся за сво­бо­ду! Значит, есть «не­сво­бо­да». А что она оз­начает? Что значит сво­бо­да? И есть ли она?

Ро­дил­ся ма­лень­кий ре­бе­нок. Ма­ма и па­па рас­ска­зы­ва­ют ему до­б­рые, хо­ро­шие ска­з­ки, по­ку­па­ют ум­ные, хо­ро­шие кни­ги, учащие ре­бен­ка хо­ро­ше­му. И т.д. и т.п. Что де­ла­ют ро­ди­те­ли с точки зре­ния те­о­рии уп­ра­в­ле­ния? Они осу­ще­ст­в­ля­ют уп­ра­в­ля­ю­щее воз­дей­ст­вие, ин­фор­ма­ци­он­ное воз­дей­ст­вие. В ре­зуль­та­те их уп­ра­в­ле­ния «на вы­хо­де» хо­ро­ший ре­зуль­тат. Как правило, в боль­шин­ст­ве случаев.

Ес­ли же ро­ди­те­ли пьют, до­б­рых рус­ских ска­зок не рас­ска­зы­ва­ют, книг не по­ку­па­ют, то ре­зуль­тат дру­гой. Пло­хой ре­зуль­тат. Как пра­ви­ло, в аб­со­лют­ном боль­шин­ст­ве случаев.

Объ­ект уп­ра­в­ле­ния здесь - ре­бе­нок. Субъ­ект уп­ра­в­ле­ния - ро­ди­те­ли. Уп­ра­в­ля­ю­щее воз­дей­ст­вие - ин­фор­ма­ци­он­ное. Ино­гда бы­ва­ют и ме­ха­ничес­кое - пру­ти­ком по по­пе. Ре­зуль­та­том та­ко­го уп­ра­в­ле­ния яв­ля­ет­ся под­ро­с­ток, вы­хо­дя­щей «в лю­ди».

Но ре­бе­нок не жи­вет изо­ли­ро­ван­но. Та­кое же уп­ра­в­ля­ю­щее воз­дей­ст­вие на не­го ока­зы­ва­ют ба­буш­ка и де­душ­ка, дет­ский сад, шко­ла, ули­ца, те­ле­ви­зор, му­зы­ка, ки­но и т.д., то есть об­ще­ст­во. Здесь субъ­е­к­том уп­ра­в­ле­ния, ока­зы­ва­ю­щим свое уп­ра­в­ля­ю­щее воз­дей­ст­вие на ре­бен­ка, яв­ля­ет­ся все об­ще­ст­во в це­лом.

По­э­то­му по­пыт­ка спа­стись в оди­ночку, семь­ей, спа­сти свое «чадо» от нар­ко­ма­нии, ал­ко­го­лиз­ма и т.п., в об­ще­ст­ве, где все это уже на­пра­в­лен­но вне­дря­ет­ся - бес­смы­с­лен­но. На­до ме­нять концепцию управления об­ще­ст­вом!

4. Объективно, что для физиологического существования человеку необходимо питание, защита от воздействия окружающей среды и т.д. Современное общество – это объединение людей, выполняющих разнокачественное технологическое производство. Чтобы эффективно управлять таким объединением людей, создана искусственная система – кредитно-финансовая. Если она основывается на объективных законах соотношения количества произведенных товаров и услуг и количества денежной массы на различных носителях, то обе системы могут быть устойчиво управляемыми. Если кредитно-финансовая система исключительно субъективна в своем управлении, то экономика в целом устойчиво не может управляться.

Выводы.

Так как Мирозданье в целом объективно, представляет собой взаимовложенные системы и процессы управления, то существует возможность описать любые процессы, происходящие в Мирозданье и составляющих ее частностях независимо от их природы (технические, биологические, социальные), используя аппарат Теории управления, а также осуществлять управление частными взаимовложенными процессами в соответствие с субъективно выбранными объективными вариантами развития этих процессов в будущем.


Задания:

1. Приведите примеры управляемых (самоуправляемых) процессов и выделите в данных процессах целеполагание, упорядоченные действия и располагаемый ресурс.

2. Покажите на примерах, каким образом осуществляется управление взаимовложенными системами за счет подчинения (предоставления) ресурсов.

3. Выберете систему управления и выделите из нее субъект и объект управления, среду, входные воздействия, воздействия среды и выходные параметры.

4. Рассмотрите системы управления, имеющие различную природу (механические, электромагнитные, энергетические, биологические, информационные) и укажите, что является в данных системах прямыми и обратными связями.

5. Приведите примеры, в которых прямые и обратные связи в системах являются детерминированными и вероятностными; сильными и слабыми.

6. Укажите из известных вам моделей, какие являются учебными? Игровыми? Опытными? Имитационными? Исследовательскими? Информационными знаковыми? Материальными? Информационными вербальными?

7. Покажите на примере пространственное изменение состояний системы, область допустимых значений, область кризисных ситуаций, допустимые пути динамического изменения системы.

8. Привести примеры взаимовложенных систем и процессов управления из экономики, системы образования, социальной организации населения.

9. Приведите примеры субъективных и объективно возможных вариантов развития событий. Показать возможность или невозможность управления объективными субъективными процессами.


 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.