КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель социальной системы
Главное содержание управления. Управление, в принципе, возможно только в том случае, когда известны законы существования объекта (процесса) в окружающей среде. Поэтому любое управление — это частный процесс во Вселенной, который позволяет привести процесс, протекающий объективно, к субъективно выбранному режиму течения из множества объективно возможных вариантов развития процесса. В этом состоит главное содержание понятия управление (см. рис. 1.21.) Невозможно в принципе управлять субъективными процессами. Примеры. 1. Вы сидите за рулем автомобиля. Крутите руль, нажимаете на педали..., то есть управляете автомобилем. Но управляете не просто «как получится», а по определенному замыслу. У вас есть цель управления. Это место, куда вы должны приехать или привезти груз. Вы заранее выбрали маршрут, по которому поедете. «Путей-дорог» было много, но вы выбрали одну. И вот вы в пути. Если дорога свободная, вы увеличиваете скорость. Если впереди на дороге балуются дети, вы заблаговременно снижаете скорость, нажимаете на гудок. Если светофор сигналит вам красным цветом, вы останавливаетесь. Таким образом вы осуществляете управление автомобилем, действуя в соответствии со своим замыслом движения к намеренной цели и сообразуясь с обстановкой на дороге и правилами дорожного движения. Есть объект управления - это автомобиль. Есть субъект управления - это водитель. «Объект» и «субъект» - это по научному, чтобы любой предмет управления (автомобиль, самолет, взвод солдат, трудовой коллектив, учреждение, ведомство и т.д.) называть одним словом: объект. А любого управленца или структуру управления называть одним словом - субъект. Если не будут известны объективные законы поведения автомобиля в процессе управления им или если он неисправен, то устойчивое управление невозможно. Если все водители и пешеходы знают и выполняют правила о том, что на зеленый свет светофора едут и переходят дорогу, то управление дорожным движением будет устойчиво. Если известно техническое состояние автомобиля и его тактико-технические характеристики, если известно состояние дороги, то возможно устойчивое управление таким автомобилем во всем диапазоне его технических характеристик. 2. Субъект воздействует на объект своего управления. Извозчик хлестнул кнутом свою кобылу, она побежала быстрее. Но это механическое воздействующее управление. А можно воздействовать информационно. «Нннооо...Милая...!» - громко кричит тот же извозчик, и лошадь также побежит быстрее. Такое воздействие по научному называется «прямая связь». То есть связь от субъекта к объекту. Есть и обратные связи: от объекта управления к субъекту и от окружающей среды к субъекту. Так стрелки приборов автомобиля дают информацию водителю - субъекту управления - о скорости, наличии бензина и т.п. «Смотри, водитель! Бензин на исходе!». Лошадь тяжело дышит, покрылась потом – «извозчик, дай мне отдохнуть!». На дороге (окружающая среда) - большая яма. Это информация о том, что надо принять вправо и объехать яму. В результате «всего этого» (а «это все» есть не что иное, как управление) можно доехать до цели, а можно и не доехать. Если хорошо управлял: вовремя снижал скорость, объезжая ямы, действовал по правилам - тогда доедешь. А если плохо управлял: не заметил яму, ехал на красный свет, а хуже того - выпил спиртного, то уж точно не доедешь! 3. Возьмем теперь человека. Управляем ли он или нет? Ведь миллионы людей сотни лет борются за свободу! Значит, есть «несвобода». А что она означает? Что значит свобода? И есть ли она? Родился маленький ребенок. Мама и папа рассказывают ему добрые, хорошие сказки, покупают умные, хорошие книги, учащие ребенка хорошему. И т.д. и т.п. Что делают родители с точки зрения теории управления? Они осуществляют управляющее воздействие, информационное воздействие. В результате их управления «на выходе» хороший результат. Как правило, в большинстве случаев. Если же родители пьют, добрых русских сказок не рассказывают, книг не покупают, то результат другой. Плохой результат. Как правило, в абсолютном большинстве случаев. Объект управления здесь - ребенок. Субъект управления - родители. Управляющее воздействие - информационное. Иногда бывают и механическое - прутиком по попе. Результатом такого управления является подросток, выходящей «в люди». Но ребенок не живет изолированно. Такое же управляющее воздействие на него оказывают бабушка и дедушка, детский сад, школа, улица, телевизор, музыка, кино и т.д., то есть общество. Здесь субъектом управления, оказывающим свое управляющее воздействие на ребенка, является все общество в целом. Поэтому попытка спастись в одиночку, семьей, спасти свое «чадо» от наркомании, алкоголизма и т.п., в обществе, где все это уже направленно внедряется - бессмысленно. Надо менять концепцию управления обществом! 4. Объективно, что для физиологического существования человеку необходимо питание, защита от воздействия окружающей среды и т.д. Современное общество – это объединение людей, выполняющих разнокачественное технологическое производство. Чтобы эффективно управлять таким объединением людей, создана искусственная система – кредитно-финансовая. Если она основывается на объективных законах соотношения количества произведенных товаров и услуг и количества денежной массы на различных носителях, то обе системы могут быть устойчиво управляемыми. Если кредитно-финансовая система исключительно субъективна в своем управлении, то экономика в целом устойчиво не может управляться. Выводы. Так как Мирозданье в целом объективно, представляет собой взаимовложенные системы и процессы управления, то существует возможность описать любые процессы, происходящие в Мирозданье и составляющих ее частностях независимо от их природы (технические, биологические, социальные), используя аппарат Теории управления, а также осуществлять управление частными взаимовложенными процессами в соответствие с субъективно выбранными объективными вариантами развития этих процессов в будущем. Задания: 1. Приведите примеры управляемых (самоуправляемых) процессов и выделите в данных процессах целеполагание, упорядоченные действия и располагаемый ресурс. 2. Покажите на примерах, каким образом осуществляется управление взаимовложенными системами за счет подчинения (предоставления) ресурсов. 3. Выберете систему управления и выделите из нее субъект и объект управления, среду, входные воздействия, воздействия среды и выходные параметры. 4. Рассмотрите системы управления, имеющие различную природу (механические, электромагнитные, энергетические, биологические, информационные) и укажите, что является в данных системах прямыми и обратными связями. 5. Приведите примеры, в которых прямые и обратные связи в системах являются детерминированными и вероятностными; сильными и слабыми. 6. Укажите из известных вам моделей, какие являются учебными? Игровыми? Опытными? Имитационными? Исследовательскими? Информационными знаковыми? Материальными? Информационными вербальными? 7. Покажите на примере пространственное изменение состояний системы, область допустимых значений, область кризисных ситуаций, допустимые пути динамического изменения системы. 8. Привести примеры взаимовложенных систем и процессов управления из экономики, системы образования, социальной организации населения. 9. Приведите примеры субъективных и объективно возможных вариантов развития событий. Показать возможность или невозможность управления объективными субъективными процессами.
Глава 3
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |