Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вещные права




ВЕЩНЫЕ ПРАВА. ВЛАДЕНИЕ.

Модуль 3. ВЕЩНЫЕ ПРАВА И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

Дайте понятие брака в Древнем Риме. Приведите примеры.

В каких случаях отцовская власть прекращалась?

Укажите способы возникновения отеческой власти в римской семье.

Кто являлся когнатом в римской семье? Приведите примеры.

Кто являлся агнатом в римской семье? Приведите примеры.

Кто являлся домовладыкой в Римском государстве?

2.Кто являлся членом семьи в Древнем Риме? Дайте классификацию.

8.Дайте понятие институту опекунства в Древнем Риме. Когда оно возникало? Когда прекращалось?

 


Самое наименование res показывает, какое значение вкладывали римляне в это понятие, поскольку для них nomen est omen – «название есть предзнаменование»: как словенское rêč – «веешь», болгарское реч – «вещь», польское rzecz – «вещь» (ср.: Rzecz Pospolita – Речь Посполитая – название польского государства, которое было переведено с латинского res publica), так и латинское res восходят к древнему индоевропейскому глагольному корню re-, имевшему значение «двигаться, течь». Таким образом, вещью называли все, что «проистекало», т. е. находилось в определенных пространственно-временных координатах. В римском праве все, с чем можно было производить юридические действия в рамках, допущенных законом, являлось вещью, или объектом правовых действий.

В работах римских юристов приведены различные классификации вещей, в зависимости от признаков, с помощью которых производилось подразделение вещей на классы (по назначению, по значению для хозяйственной деятельности, по составу и т. п.). Чаще всего вещи делились следующим образом.

Материальные и духовные (к последним римляне относили идеальные представления, например, честь, достоинство, которые защищаются юридическими средствами, или образование, с которым производится юридическая сделка купли-продажи, инфамия – «обеславливание», т. е. признание гражданина бесчестным по решению суда, упущенная выгода, которую необходимо было возмещать, а также юридические конструкции, под которыми понимали и права и обязанности, например, право на триумф, право наследования, право на пользование чужой вещью – сервитут и обязанность быть опекуном, обязанность соблюдать договоры, и т. п.

При этом не имело значения, что в наследстве, например, содержались материальные вещи, осязаемые предметы, ведь, как утверждал юрист Гай, «само право наследования, само право узуфрукта бестелесны»). Причем материальные вещи могут быть видимыми (стол, дом, дерево, осел) и невидимым и (воздух, сила ветра), телесными и бестелесными (вода, которая принимает «тело» сосуда, в который ее наливают. Здесь нужно отметить, что все духовные вещи бестелесны, так как они – только представления в сознании людей), простыми (камень, бревно), составными (нитка бус) и сложными (корабль), делимыми (стадо) и неделимыми (такая вещь, разделение которой приводило к утрате имущественной ценности, например, квадрига – четверка лошадей)); потребляемыми (зерно, обувь) и непотребляемыми (статуя, драгоценный камень), целые плодоприносящие (любой предмет, способный создавать новые экономические ценности) и их частиплоды (натуральные – урожай, приплод скота и цивильные, т. е. существующие только в праве, но, тем не менее, материально выраженные – рента, проценты с капитала, плата за аренду помещения); главные (замок, лошадь) и относящиеся к их принадлежностям (ключ, хомут); движимые (т. е. которые могли двигаться сами или могли быть приведены в движение, т. е. созданы для передвижения)и недвижимые (не могли изменять свое положение в пространстве без повреждения своей сущности); заменимые и незаменимые.

Последнее деление очень важно, поскольку оно показывает, какое качество вещи необходимо для исполнения обязательства в отношении ее, если она повреждена или утрачена: вещи общего рода (мера пшеницы, бочка вина, куча гравия) заменимы вещами такого же рода; вещи же общего рода, но с признаками индивидуальной определенности (отрез ткани конкретного цвета и фактуры, вино конкретного сорта и года выдержки) могут быть замещены по соглашению сторон такими же, или за них будет дано возмещение их стоимости, специфические индивидуально определенные вещи (драгоценная ваза, специально обученная скаковая лошадь) могут быть замещены только деньгами.

От этого деления зависел не только характер ответственности за утраченную вещь, но также притязания наследников. В Дигестах говорится, что если наследодатель определил в качестве наследуемых вещей двум своим наследникам именно раба Стиха и именно раба Памфила, т. е. рабов в их индивидуальной определенности, то этих последних следует полагать вещами незаменимыми. Значит, каждый из наследников может притязать и на того и на другого раба в равных долях («…нужно, чтобы каждому из них следовала половина Стиха и половина Памфила»). Если же в наследстве вещь определена без указания индивидуальных свойств, т. е. указан лишь род этой вещи (два раба, две коровы и т. п.), то она считается заменимой. Значит, рабы будут определены как заменимые вещи, и каждый из наследников возьмет себе по одному рабу – либо Стиха, либо Памфила.

Необходимо было прояснить в римском праве правовую природу денег. Римские юристы подразделяли деньги на две вещи: материальную – в виде монеты, которая была простой, неделимой, непотребляемой, плодоносящей вещью, и духовную – в виде воображаемой, определенной людьми ценности – номинальной стоимости, которая была составной, делимой на части, потребляемой, заменимой вещью.

Однако для права гораздо более важным было деление вещей на публичные и частные. Публичные, в свою очередь делились на вещи божественного права: святые, например, храмы и алтари, освященные, например, крепостные стены и ворота) и религиозного почитания умерших (кладбища и ларарии). К вещам божественного права относились такие вещи, которые в соответствии с сакральными представлениями римлян не могли быть предметом человеческого права. По выражению юриста Марциана «предметы, посвященные богам и предкам, не могут являться чьим-то имуществом». Вещи божественного права не подлежали оценке и ненадлежащему обращения с ними, например, римлянин не мог для того, чтобы выйти из города, перелезть через стену, даже если городские ворота были далеко – такое действие считалось святотатством и было уголовно наказуемым; а также вещи человеческого права: ничьи (бесхозяйные – рыба в реке, птица в небе, грибы в лесу); вещи общего владения, за которыми не нужен был уход и которыми могли пользоваться все, – морской пляж, реки, рощи; вещи государственного владения, за содержание которых отвечала казна – фиск, частично перекладывая содержания на граждан в виде платы за пользование банями – термами, городскими театрами, цирками, пристанями, и вещи корпоративного владения (имущество юридического лица – корпорации).

Самым важным подразделением для частных вещей было деление:

– на вещи в обороте (которыми можно было распоряжаться по усмотрению собственника) и вне оборота (к таким относились, например, вещи, которыми, по закону, нельзя было распорядиться, так как было подозрение, что они краденные);

– манципируемые – res mancipi и неманципируемые – res nec mancipi (данное деление имело значение в древнем и классическом римском праве; манципируемые вещи можно было приобрести в собственность путем совершения особой процедуры – манципации, участниками которой могли быть только квириты). По Законам XII таблиц к манципируемым вещам относились самые необходимые и значимые для ведения сельского хозяйства вещи: земля, строения, посевы и посадки, рабы, четыре вида скота (волы, лошади, мулы, ослы), четыре земельных сервитута (право прохода, проезда, прогона скота и провода воды через чужой участок). Только в Кодексе Юстиниана понятие манципируемые и неманципируемые вещи было заменено на движимые и недвижимые вещи, которым было придано иное, чем в древнем праве, значение: недвижимые – это земля, посадки и строения на ней, а все остальные вещи – движимые.

Классификация, построенная римскими юристами, необходима была для четного различения юридических действий с вещами, воспринимаемых как правомочия лиц в отношении вещей:

– право владения. Заключается в полномочии декларировать свои права на данную вещь (заявлять об этой вещи как о своей), удерживать вещь у себя, противодействовать попыткам иных лиц овладеть данной вещью или ограничить возможности собственника вещи по ее использованию;

– право пользования. Заключается в полномочии потреблять полезные свойства вещи, извлекать из нее доход;

– право распоряжения. Подразумевает право собственника определить физическую либо юридическую судьбу вещи. Собственник может:

а) внести изменения в вещь, переделать вещь, т. е. изменить ее качественную определенность и даже уничтожить вещь;

б) передать вещь другому лицу, изъять из гражданского оборота (передав, например, в дар государству); сюда могут относиться:

право отчуждения. Выражается в возможности собственника вещи продать ее, либо подарить, либо обменять на что-то;

право передачи вещи иным лицам. Представляет собой полномочие передать, оставаясь собственником вещи, право владения, пользования и распоряжения ею. Так, рендодатель, сохраняя право собственности на вещь, может передать ее другому лицу – арендатору, которое приобретает правомочия по владению, пользованию и распоряжению данной вещью. Сюда же относятся и право передачи вещи в залог,а такжеправо передачи вещи в управление другому лицу. Такая передача не влекла перехода права собственности к управляющему (прокуратору), который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.