Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика психики




Понятие о психике

Темы рефератов

1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2. Значение психологии как науки.

3. Общие и специальные отрасли психологии.

4. Роль психологии в жизни современного человека.

5. Место психологии в системе наук.

6. Характеристика методов психологического исследования.

7. Понимание душевных явлений в работах древних философов.

8. Основные этапы становления психологии как науки.

9. Психологические школы и направления.

10. Становление и развитие психологии в России.

 

Рекомендуемая литература

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. / Л.С. Выготский. М., 1983.

2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. М., 1986.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 2001.

3. Годфруа, Ж. Что такое психология? В 2 т. / Ж.Годфруа. М.,1998.

4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И.Еникеев. М., 2000.

5. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности / А.Н.Ждан. М., 1997.

6. Климов Е. А. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н.Леонтьев. М., 2001.

8. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. М., 1984.

9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. СПб. 2000.

10. Немов, Р.С. Психология. Т. 1 / Р.С.Немов. М.,1995.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999.

12. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е.Соколова. М., 1997.

13. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З.Фрейд. М., 1991.

14. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г.Ярошевский. М., 1985.

15. Ярошевский, М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки / М.Г.Ярошевский. М., 1974.

Глава 2. Развитие психики и сознания

Психика, с позиции отечественной психологической науки, – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика существует, т.е. является реальностью, по крайней мере, относительно уровней ее достаточно высокого развития мы можем достоверно знать, что она отображает, моделирует даже некоторые признаки самой себя. Рано или поздно у живых существ формируются все более специализированные органы моделирования, отображения проявлений, факторов среды. Структура организма создается и совершенствуется вслед за вынуждаемыми функциями.

Своеобразным механизмом модельного отображения сложности среды являются и объединения живых существ (в диады, стаи, стада, сообщества). Это повышает вероятность выживания и развития биологического вида. В этом случае для отдельного существа в состав среды (и ее модельного отображения) включаются и окружающие его «сородичи» с их свойствами, и те условия, закономерности взаимодействия, которые складываются именно в сообществе. Человеку свойственны и факты модельного отображения своей собственной телесности и даже самой присущей ему системы моделирования мира (психики). Чем совершеннее механизм отображения, моделирования среды, тем больше вероятности выживания и развития живой системы. В простой и стабильной среде вероятность выживания при прочих равных условиях выше, в изменчивой и сложной – ниже.

Поскольку в среде могут иметь место условия настолько постоянные, что в них оказываются многие поколения живых существ определенного вида, у последних в порядке сохранения видового опыта (опыта, общего для данного вида существ в данной среде) возникают наследственно фиксированные регуляторы поведения, обеспечивающие в определенных границах успешное выживание. В простейших случаях (например, у одноклеточных) это обнаруживается в форме таксисов (приближений или удалений относительно стимула), а в более сложных – инстинктов. В инстинктах, как бы их ни понимать, нераздельно слиты и побуждение, и познание, и управление исполнительным поведением. У людей, взаимодействующих с их средой обитания (природной и культурной), тоже возникает необходимость сохранения опыта, значимого для всех или многих (т.е. общезначимого), но важным механизмом быстрого сохранения такого опыта оказываются главным образом не биологическая наследственность, а образование (обучение, воспитание) и самообразование, взаимообогащение опытом в процессе общения, взаимодействия людей при решении жизненных задач. Биологическая наследственность не исчезает, но оказывается включенной в новые системы прижизненно сформированных свойств сложных организмов.

У живых организмов складываются также (сообразно наличию в среде варьирующих условий) прижизненно приобретенные регуляторы поведения, которые у животных приобретают формы навыков и даже интеллектуальных действий (догадок, упреждающего моделирования среды – более или менее выраженного предвидения событий).

Моделирование среды, порождение какого-либо ее образа можно иначе обозначить как ее познание. Но для его возникновения необходимы некоторые причины, причиняющие обстоятельства. Поскольку основное свойство живых существ – обмен веществ, связанный с переживанием некоторых нужд, причины поведения и обслуживающего его познания могут лежать и лежат в области каких-то побуждений к активности (познавательной и исполнительной). Выживают и развиваются те существа, которые все более совершенно моделируют среду и, следовательно, имеют побуждения как-то выделять в ней жизненно важные признаки, т.е. если они (существа) более или менее чувствительны к химическим, температурным, вибрационным и иным проявлениям вплоть до электромагнитных колебаний, признаков отношений между самими существами, их организации в сообществе.

Чувствительность живой ткани к тем или иным проявлениям среды (т.е. свойство претерпевать под влиянием среды обратимые изменения и как-то препровождать управляющие сигналы к органам, обеспечивающим поведение) – первое необходимое условие успешного ее (среды) отображения живущей системой. Полагают, что это самая ранняя в биологической эволюции форма психики (Климов Е.А.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.