Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания




Общая характеристика сознания

Сознание как высшая форма психического отражения объективной реальности

Наиболее сложная из известных разновидностей психики – сознание человека. Под словом сознание иногда понимают способность человека отдавать себе отчет в явных и мыслимых сторонах происходящего во внешнем и внутреннем мире. Можно, например, осознавать возникающие у себя чувства, ход мыслей, можно осознавать вероятные причины политических событий, варианты будущего и многое другое. Этот же смысл имеют в виду, когда говорят о расстройствах сознания, о помрачении сознания под влиянием, скажем, болезни, отравления, излишне сильного чувства, психической или физической, в частности, черепно-мозговой травмы. Кроме того, словом «сознание» иногда обозначают вообще всю психику человека как систему, отличную от психики животных. Иногда же под сознанием понимают явления внимания (говорят о зоне ясного сознания, о границах сознания – о том, сколько мыслимых объектов человек может одновременно удерживать в голове, не упуская их из виду). Из контекста обычно ясно, о чем идет речь. Хотя сознание, как бы его ни понимать, обычно и приписывается «самому по себе» человеку, но фактически, как и любое проявление психики, оно не может ни возникнуть, ни быть понято вне специфической для человека среды – событий жизни, культуры в широком смысле слова.

Итак, сознание – это средство субъективного отображения неожиданных рассогласований, несвязностей и поиска способов рационального осмысления соответствующей реальности. При столкновении с неожиданной, случайной несвязностью событий возможны некоторые варианты динамики сознания (Климов Е.А.).

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя: 1) подсознание – «ОНО»; 2) сознание – «Я»; 3) сверхсознание – «сверх Я». Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

В.И.Слободчиков отмечает, что «сознательное и бессознательное – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание. Индивидуализированная форма «сознания вообще» - это структурированное, организованное самосознание. Общественная форма «сознания вообще» - это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы). Семантический мир – мир бессознательного – раскрывается в сознании человека через образы».

Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал: «в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: 1) сознание для сознания; 2) сознание для бытия».

А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в структуре сознания три образующих: 1) чувственная ткань образа; 2) значение; 3) личностный смысл.

Структура сознания, по В.П.Зинченко, включает: 1) бытийно-деятельностный слой (биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа); 2) рефлексивно-созерцательный слой (значение и смысл).

Биодинамическая ткань– это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Чувственная ткань образа– это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ.

«Особая функция чувственных образов сознания, - писал А.Н.Леонтьев, - состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту … Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности».

Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.

В психологической традиции термин значение в одних случаях употребляется как «значение» слова, в других – как «содержание» общественного сознания, усваиваемое индивидом. «Значение» фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного социокультурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.

«В значениях, - писал А.Н.Леонтьев, - представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой».

Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга».

В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала.

2.3. Неосознаваемые психические процессы

Все неосознаваемые психические процессы можно разбить на три больших класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

3) «надсознательные» процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.