КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития навыка
Освоение деятельности, навыки Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, называют приемами этой деятельности. Каждая из перечисленных функций может быть реализована у человека как сознательно, так и бессознательно. Автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений называют навыком. Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного сознательного регулирования и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также: 1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов; 2) навыки, вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонентов действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: действие осуществляется быстро и точно, вследствие чего происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития умений, способностей. Изменения структуры действия, которые становятся возможными благодаря частичной автоматизации, сводятся к следующему: 1. Изменяются приемы исполнения движений. Ряд частных движений сливаются в единый акт. Устраняются лишние и ненужные движения, ускоряется темп выполнения движений, появляется возможность экономичности всех его двигательных сторон. 2. Изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется кинестетическим. Развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов деятельности. По мере освоения деятельности появляется возможность для более точного и быстрого непосредственного качественного контроля его результатов и условий выполнения. 3. Изменяются приемы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий. Некоторые решения и интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно (интуитивно). Этапы развития навыка представлены в таблице 3.1. Таблица 3.1
Каждый навык функционирует и складывается в системе навыков, которыми уже владеет человек, одни из них помогают новому навыку складываться и функционировать, другие – видоизменяют; это явление в психологии называется взаимодействием навыков. Действие осуществляется как система определенных приемов двигательного исполнения, сенсорного контроля и центрального регулирования. Успешность действия, т.е. эффективность навыка, зависит от того, насколько эти приемы соответствуют цели, объектам и условиям действия. Когда цель, или объекты, или условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, между тем эти действия в действительности различны по приемам исполнения, формирование навыка затрудняется и замедляется – тогда говорят об отрицательном переносе, или интерференции навыков. Если же цели, или условия двух задач внешне различны, тогда как действия, необходимые для их правильного решения, сходны, в этом случае формирование навыка значительно облегчается, тогда говорят о положительном переносе, или индукции навыков. Умение, т.е. использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью, предполагает экстериоризацию – воплощение знаний в физические действия. Умения обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Умение, как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |