Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона общения. Перцептивная сторона общения выражается в восприятии и понимании людьми друг друга




Перцептивная сторона общения выражается в восприятии и понимании людьми друг друга. А.А.Бодалев различает восприятие и понимание друг друга как два неразрывно связанных процесса. Г.М.Андреева отмечает, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Механизмами взаимопонимания являются идентификация, рефлексия, стереотипизация.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Однако субъекту общения важно не только понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Рефлексия - это осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, социальным стереотипам. Стереотип в данном случае представляет собой сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, фильмов и т.п., запомнившиеся высказывания знакомых.

В повседневной жизни человек, как правило, не владеет полной, обоснованной информацией о людях, с которыми он вступил в общение, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации. Каузальная атрибуция – интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения и к выводам о соответствующих личностных качествах. Поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому. Эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение человека. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно, либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

В ходе межличностного восприятия и познания возникает ряд «эффектов» - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Эффект первого впечатления – выражается в том, что очень часто при оценке некоего человека или черт его характера наибольшее значение придается первому впечатлению. В результате все последующие сведения о нем, противоречащие собственному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные. Эффект новизны состоит в том, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя (более новая) информация о нем, а по отношению к незнакомому более значима первая информация. Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации). При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать: 1) в форме позитивной оценочной пристрастности – «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются; 2) в форме негативной оценочной пристрастности – «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются, или недооцениваются.

Сущность эффекта ореола заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии, вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность понятия «деятельность»?

2. Каковы различия деятельности человека и активности животных?

3. Какие известны основные характеристики деятельности?

4. Охарактеризуйте деятельность как необходимое условие формирования человека.

5. В чем состоит общественно-исторический характер деятельности?

6. Каково соотношение понятий «деятельность», «активность», «поведение»?

7. Как объяснить связь деятельности с сознанием?

8. Раскройте сущность деятельностного подхода в психологии.

9. Перечислите отличительные особенности операции и действия.

10. Перечислите отличительные особенности основных видов деятельности.

11. Каким образом соотносятся понятия «умения» и «навыки»?

12. Какова роль упражнений в развитии умений и навыков?

13. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

14. Каково соотношение внутренней и внешней деятельности?

15. Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну.

16. Схема рефлекторного кольца по Н.А.Бернштейну.

17. В чем состоит значение потребностей для живых организмов?

18. Общая характеристика общения.

19. Какова роль общения в психическом развитии человека?

20. В чем состоит отличие общения человека от общения животных?

21. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.

22. В чем суть интерактивной стороны общения?

23. Охарактеризуйте перцептивную сторону общения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.