Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности и мотивация деятельности




Проблема направленности личности была поставлена и изучена С.Л. Рубинштейном. В настоящее время направленность рассматривают в качестве ведущей характеристики личности в различных подходах к её изучению.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется её интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека (Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985.).

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Существенной характеристикой интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Когда в интерес включается волевой компонент, то в динамике своего развития интерес может превратиться в склонность. Склонность характеризует направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определённому виду деятельности.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремиться, на что ориентируется.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Мотивы и мотивация обеспечивают в основном активизацию и направленность поведения человека.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта.

А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1) побуждают и направляют деятельность (мотивы-стимулы); 2) придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл» (смыслообразующие мотивы).

Все мотивы делят на две большие группы: осознаваемые и неосознаваемые.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдаёт себе отчёт в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки (рис. 4.2).

 

 


Рис. 4.2 Неосознаваемые мотивы

 

Понятие «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: 1) как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, интересы, желания, стремления, убеждения, цели и др.); 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Чаще всего мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека.

Мотивы формируются из потребностей человека.

 

 

потреб-

ность

в

самоактуа-

лизации

 

эстетические

потребности

 

познавательные

потребности

 

потребности в уважении

 

потребности в привязанности

 

потребности в безопасности

 

физиологические потребности

Рис. 4.3 Пирамида человеческих потребностей А.Маслоу

Потребность – это состояние нужды человека в определённых условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные. Потребности характеризуются следующими признаками: 1) любая потребность имеет свой предмет (она всегда есть осознание нужды в чём-то); 2) всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется; 3) потребность обладает способностью воспроизводиться.

Своеобразную классификацию потребностей предложил А.Маслоу. Согласно его концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис. 4.3) Эти потребности постепенно заменяют друг друга по степени активности. Причём каждый следующий уровень актуализируется в том случае, если удовлетворены все предыдущие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.