Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о личности в психологии




Темы рефератов

1. Принцип единства сознания и деятельности.

2. Деятельность как необходимое условие формирования человека.

3. Соотношение внешней и внутренней психологической деятельности.

4. Виды деятельности человека.

5. Взаимосвязь всех видов деятельности.

6. Общение и деятельность.

7. Роль общения в психическом развитии человека.

8. Структурные компоненты общения.

9. Развитие общения.

 

Рекомендуемая литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. М., 1980.

3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн. М., 1966.

4. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. М., 1983.

5. Бодалев, А.А.Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. М., 1982.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. / Л.С. Выготский. М., 1983.

7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 2001.

8. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

9. Климов, Е.А. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. / Е.А.Климов. М., 2001.

10. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л.Коломинский. М., 1974.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. М., 1982.

12. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций / Е.И.Рогов. М.: Владос, 1995.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. СПб., 1999.

14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие / Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

15. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 1999.

16. Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова. М., 1989.

 

Глава 4. Психология личности

4.1.1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность»

Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, этики и т.д. Каждая наука вносит свой вклад в понимание личности. Например, социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика – как носителя моральных убеждений. Педагогика – как объект обучения и воспитания. Психология занимается изучением закономерностей формирования и развития личности.

Понятие личности в психологии является одним из основополагающих. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство её внутренней жизни. С другой стороны, и все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё (Рубинштейн С.Л.,1999).

Б.Г. Ананьев соотносит понятие «личность» с такими понятиями как «индивид», «субъект деятельности» и «индивидуальность».

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, носитель предпосылок человеческого развития. Понятие «индивид» используют также для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности. В понятии «индивид» отражается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определёнными свойствами. Выделяют первичные и вторичные свойства индивида. К первичным относятся возрастные свойства, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга и функциональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и динамику психофизиологических функций, которые также зависят от таких факторов, как половой диморфизм и возраст.

Понятие «личность» имеет различные варианты толкования. В психологическом словаре под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского даётся следующее определение: «Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения».

Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности (Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2003).

В понятии «личность» подчёркивается социальный характер жизни человека. Личностью становятся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как направленность, характер, темперамент и способности.

Понятие «субъект деятельности» по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие - преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является ещё одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носить сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретённых свойств. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента и характера, в специфике потребностей и интересов, в особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы, в способностях. Разнообразие врождённых характеристик и условий воспитания порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.