Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие личности. Социализация личности




Структура личности (по К.К. Платонову)

Название подструктуры Содержание подструктуры Роль биологического и социального
подструктура направленности убеждения, личностные смыслы, идеалы, склонности, интересы, желания, мировоззрение формируются в процессе воспитания
подструктура социального опыта знания, умения, навыки, привычки приобретаются в личном опыте путём обучения, влияют биологически обусловленные свойства личности
подструктура особенностей психических процессов индивидуальные особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов биологического больше чем социального
биологически обусловленная подструктура половые, возрастные свойства личности, свойства темперамента зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют

 

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня.

В психологии существует множество теорий по-разному объясняющих закономерности формирования и развития личности. Их объединяют в три направления: биогенетическое, социогенетическое и психогенетическое.

Представители биогенетического подхода считают, что ведущая роль в развитии личности принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства заложены в самой природе человека. Среда является лишь условием изначально предопределённого развития. Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что существует связь между физическим типом человека и особенностями его развития. Согласно З. Фрейду, всё поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами. Развитие понимается как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, выработка определённых защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.

Социогенетические теории объясняют развитие личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. В теории социального научения процесс развития личности представляется как подкрепляемое научение, усвоение суммы знаний и навыков.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Так, в концепции Э.Эриксона развитие личности понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Представители гуманистического направления рассматривали формирование и развитие личности с точки зрения стремления человека к самосовершенствованию.

Современная психология исходит из того, что личность бисоциальна. Биологические предпосылки определяют некоторую предрасположенность к чему-либо, но не определяют потолка развития личности. Большое влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и её изменение, стимулирует участие личности в жизни общества.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека. Понятием «социализация» обозначается интеграция человека в общество, в различные типы социальных групп посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются, поэтому разные люди могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Сказанное лежит в основе двух противоположных и в то же время единых процессов социализации и индивидуализации. Таким образом, личность является активным субъектом социализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. Схематично путь вхождения ребёнка в общество через основные институты социализации представлен на рисунке 4.1.

 
 

 


Рис. 4.1 Основные институты социализации

 

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с формированием обобщённого образа действительности. Вторичная социализация представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Процесс социализации не завершается по достижению человеком взрослости, а продолжается непрерывно на продолжении всего онтогенеза. Следовательно, социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.