Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень действий, операций и психофизиологических функций в структуре деятельности




Структура деятельности

Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней:

- уровень особенных деятельностей, или особых видов деятельности;

- уровень действий;

- уровень операций;

- уровень психофизиологических функций.

Действие – основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию цели. Действиевключает в качестве необходимого элемента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действие – это одновременно и акт поведения, теория деятельности рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.

Операцией называется способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают сознательную цель и контроль за протеканием действия.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. К этому уровню относятся врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их «организмического» характера, они достаются субъекту деятельности от природы, он находит их в себе готовыми к использованию. Психофизиологические функции составляют одновременно и предпосылки, и средства деятельности, они составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможно выполнение действий и операций, и постановка самих задач.

Таким образом, основные исходные положения теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое на самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание круга сознания»).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность – это активный целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности) (Гиппенрейтер Ю.Б., 2001).

С уровнями действий, операций и психофизиологических функций связаны операционально-технические аспекты деятельности. Следующий уровень - уровень особых видов деятельности имеет гораздо более близкое отношение к проблемам личности.

Потребность – исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностями. Например, потребности в пище, воде, кислороде и т.п. У человека к элементарным биологическим потребностям добавляется потребность в контактах с себе подобными, в первую очередь со взрослыми индивидами. Потребность в социальных контактах, или в общении, является одной из ведущих у человека. Еще одна потребность, которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или познавательная потребность. Потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах, он – первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Обе эти потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности, но если последние обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира, оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.

В существовании каждой потребности можно выделить этапы: до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность и после этой встречи. Вначале субъект испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, со стороны поведения наблюдается беспокойство, поиск. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Мотив определяется как опредмеченная потребность. Мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом и называются особенной деятельностью или особым видом деятельности.

3.2.2. Виды деятельности: игра, учение, труд

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Характерная особенность игры – ее двуплановость: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий связанных с решением вполне конкретных задач; ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.

У взрослых игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованными происходить попутно в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная деятельность служит средством психологического развития человека.

Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. Труд представляет собой деятельность, направленную на производство материальных или идеальных продуктов. Трудовая деятельность является по своей природе общественной, т.к. потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Прогрессивное преобразование деятельности можно рассматривать в следующих аспектах:

- филогенетическое развитие системы деятельности человека;

- включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез);

- изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития;

- дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 8185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.