Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория личности А.Бандуры




А. Бандура (1925 - 1988) представляет концепцию социального научения бихевиористского направления в психологии.

А. Бандура рассматривает личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, который определяет «психологическое функционирование». Личность отличается направленностью и устойчивостью. Хотя личность и поведение человека зависят от внешних событий, они не определяются этими событиями безусловно. Окружающая среда сама по себе не определяет деятельность. Фактором, влияющим на поведение, может быть только восприятие явлений окружающей среды. Люди могут выбирать такое поведение, которое повысит вероятность предсказуемого ответа, независимо от окружающей среды. Следовательно, поведение – не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду и на личность.

А. Бандура сформулировал модель реципрокного детерминизма, согласно которой психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами. Поведение отчасти является функцией окружающей среды, а окружающая среда отчасти зависит от поведения. Третий фактор, влияющий на поведение – личность, под которой Бандура понимает, в первую очередь мышление, способность запоминать и предвидеть события. Мышление определяет, с какими явлениями человек встретится, какую оценку он вынесет тем или иным событиям и как оно организует информацию для последующего использования. Три фактора, участвующие в формировании поведения, не равнозначны. Относительный вклад поведения, окружающей среды и личности определяется тем, какой из факторов триады наиболее силён в данный момент.

Поведение, по мнению А. Бандуры, является детерминированной системой. В то же время большое значение имеют случайные события. Любой из факторов реципрокной триады – поведение, личность или среда в результате случайного события может непредсказуемо измениться, и человек, благодаря своей пластичности, тоже изменится. Таким образом, поведение оказывается вероятностной системой, и это делает точные предсказания практически невозможным.

Личность играет очень важную роль в теории реципрокного детерминизма. Бандура постулировал существование некой системы «Я», - набора когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения.

Саморегуляция – одна из важнейших характеристик личности - состоит в том, что люди реактивно пытаются уменьшить расхождение между своими достижениями и целью, а затем проактивно ставят пред собой новые, более высокие цели.

Выделено две группы факторов саморегуляции – внутренние и внешние. Внутренние факторы саморегуляции – это способность следить за своим поведением и оценивать его в свете близких и дальних целей. Внутренняя саморегуляция включает три процесса: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и эмоциональная реакция на себя. Внешние факторы саморегуляции - это стандарты, которые используются для оценки поведения, а также подкрепления. Каким стандартам научится следовать человек, зависит от личностных характеристик.

Важным механизмом личностного функционирования является самоэффективность. Самоэффективность - это убеждения человека относительно его способности управлять событиями, осознание своего умения выстраивать поведение, соответствующее задаче, справляться с обстоятельствами. Это уверенность человека в том, что он осуществит некоторые конкретные действия; то, как человек оценивает собственную эффективность. Самоэффективность является важной личностной характеристикой и, в сочетании с конкретными целями и компетентностью, существенно влияет на будущее поведения. Самоэффективность у Бандуры похожа на самооценку как центральный компонент «Я-концепции», принятой в других теориях личности. Отличие в том, что самоэффективность меняется от ситуации к ситуации. Самоэффективность увеличивается или уменьшается в зависимости от ряда факторов: 1) опыт деятельности; 2) косвенный опыт; 3) мнение общества; 4) физическое и эмоциональное состояние человека.

В теории личности А.Бандуры центральное место занимает категория научения, что подчёркивает её бихевиористский характер. Он различает два основных типа научения – проигрывание и наблюдение.

Проигрывание - это примитивный способ научения, который свойственен не только человеку, но и большинству животных.

Научение путём наблюдения – наиболее важный способ научения, свойственный только человеку. Наблюдение позволяет учиться, не производя при этом никаких действий. Особенно важным является наблюдение за поведением других людей. При этом подкрепление не обязательно для научения, хотя оно облегчает научение. Наблюдение за другими избавляет нас от необходимости производить бесчисленное множество действий, за которыми может не последовать подкрепление или даже может последовать наказание. Ядром научения через наблюдение является уподобление, базирующееся на четырёх процессах: внимание, запоминание, воспроизводство поведения и мотивация.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга?

2. Какие из приведённых ниже свойств человека характеризуют его как индивида, как личность, как индивидуальность?

3. Нерешительность, близорукость, характер, направленность, общительность, реактивность, ценностные ориентации, воля, возбудимость, лень, ригидность, темперамент, сила нервной системы, медлительность, музыкальные способности.

4. Проанализируйте и сравните различные подходы к изучению структуры личности в психологии.

5. Как соотносятся биологическое и социальное в структуре личности?

6. Охарактеризуйте основные подходы к проблеме формирования и развития личности в зарубежной и отечественной психологии.

7. Дайте определение социализации. Объясните, почему личность является активным субъектом социализации?

8. Чем характеризуется направленность личности? Какова её роль в жизнедеятельности человека?

9. Что такое мотив? Какие группы мотивов выделяют в психологии? Какую функцию выполняют мотивы по А.Н. Леонтьеву?

10. Как соотносятся понятия «мотив» и «мотивация»?

11. Что такое потребность? Охарактеризуйте иерархию потребностей по А.Маслоу.

12. Дайте определение самосознания. Перечислите структурные компоненты самосознания.

13. Раскройте психологическую структуру Я-концепции. Под влиянием каких факторов складывается Я-концепция? Какова её роль в осуществлении саморегуляции поведения?

14. Как соотносятся понятия «самосознание», «Я-концепция», «идентичность».

15. Охарактеризуйте основные теории личности, представленные в отечественной психологии.

16. В чём заключаются основные принципиальные различия в понимании активности личности, представленные в различных направлениях зарубежной психологии – психоанализе, бихевиоризме, когнитивной психологии, гуманистической психологии?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.