Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория личности К. Юнга




Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, создатель аналитической психологии.

Личность, по Юнгу, имеет чрезвычайно сложную структуру, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем: эго, индивидуальное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Эго – это центр сознания, содержанием которого являются осознанные образы восприятия, воспоминания, мысли и чувства. Эго – это чувство идентичности и непрерывности. Благодаря Эго мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго является объединяющей силой души.

Индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также слишком слабые, не достигшие уровня сознания. Содержание индивидуального бессознательного может быть осознано; между ним и Эго осуществляется интенсивный двусторонний обмен. Индивидуальное бессознательное содержит в себе множество комплексов.

Комплекс – это группа чувств, мыслей, образов, воспоминаний, существующая в личном бессознательном, связанная с болезненностью и повышенной напряжённостью. Комплекс имеет ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной духовной жизнью. Он может захватить контроль над личностью в целом и использовать механизмы и ресурсы психики в собственных целях.

Коллективное бессознательное – это наследие эволюционного развития человека, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и универсально. Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определённым образом. При помощи категории «коллективное бессознательное» Юнг пытается продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передаётся не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически.

Содержанием коллективного бессознательного, его компонентами являются архетипы. Архетип – это первичный психический образ, универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетипы выполняют роль предрасполагающих факторов, под влиянием которых люди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. В коллективном бессознательном содержится множество архетипов.

Процесс функционирования архетипов, а вместе с тем и личности раскрывается при помощи таких конструктов, как персона, тень, анима, анимус и самость. Все эти категории являются архетипами.

Персона – это маска, которая «надевается» человеком в ответ на требования социальных условий и традиций. Цель персоны – произвести определённое впечатление на других, и она часто – хотя и не всегда - скрывает истинную природу человека. Персона – это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной личности, скрытой за социальным фасадом. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Тень – это инстинкты, унаследованные людьми от низших эволюционных форм жизни. Тень воплощает животную сторону человеческой природы, содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Порождения тени либо укрываются от публичного позора за персоной, либо вытесняются в индивидуальное бессознательное. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

Женскую сторону мужской личности и мужскую сторону женской Юнг также связывает с архетипами. Женский архетип в мужчине он называет анима, мужской архетип в женщине – анимус. Эти архетипы несут в себе вековой опыт мужчин, связанный с женщинами, и опыт женщин, связанный с мужчинами; создают почву для понимания представителей разных полов.

Наиболее важным архетипом в теории Юнга является самость. Это стремление человека к целостности. Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает единство, равновесие и стабильность личности. Самость – это цель жизни, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают.

Наиболее известным вкладом К.Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Юнг выделял две тенденции личности: экстраверсию и интроверсию и четыре фундаментальные психические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Экстраверсия – это ориентация человека на внешний мир; интроверсия – на внутренний, субъективный мир. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием взаимодействовать с внешним миром. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверсия - обращённость сознания человека к самому себе, поглощённость собственными переживаниями. Интроверт созерцателен, сдержан, стремится к уединению, его интерес сосредоточен на себе самом. Личности свойственны обе ориентации, но обычно одна из них доминирует, а другая занимает подчинённое положение.

По Юнгу существуют четыре фундаментальные психологические функции: чувство, интуиция, ощущение и мышление и, соответственно, четыре главных способа мировосприятия: чувствующая личность (главную роль играет эмоциональная сторона жизненного опыта, чувство – оценочная функция, определяет ценность вещей); интуитивная личность (человек судит о мире по своим предчувствиям и интуитивным ощущениям, интуиция – это бессознательный доступ к информации); ощущающая личность (непосредственно воспринимающая мир через органы чувств, ощущение даёт конкретные безоценочные факты) и думающая личность (главную роль играет абстрактное мышление, мышление – стремление понять сущность явлений путём обработки наличной информации).

Типология личности, по Юнгу, стоится на сочетании тенденции с одной из ведущих функций. Получается восемь типов личности: экстраверты мыслительные, чувствующие, ощущающие и интуитивные. То же самое относится к интровертам.

Важным звеном теории личности К.Юнга является концепция развития. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенному к более совершенному. Развитие личности – это динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни. Конечная жизненная цель обозначается как самореализация (гармоничное сочетание всех аспектов целостной человеческой личности).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.