Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория личности С.Л. Рубинштейна




С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности (Рубинштейн С.Л., 1999).

Личностный принцип – это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности. Личностный принцип является методологическим принципом психологии.

Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса:

· чего хочет человек, к чему стремится? (направленность, установки, тенденции, потребности, интересы, идеалы);

· что может человек? (способности и дарования);

· что он есть? (характер).

Все эти свойства – направленность, характер и способности – являются центральными структурами личности, делают человека существом общественным.

С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно. Все стороны психического облика личности образуют неразрывное единство, они функционально взаимосвязаны. Интерес к определённой деятельности стимулирует развитие соответствующей способности, а способность, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней, то есть вносит вклад в направленность. Также тесна взаимосвязь способностей и характера. Большие способности, обусловливая сознание своих сил, отражаются на характере, порождая уверенность в себе и твёрдость, или же самомнение о беспечность. Малые способности порождают робость, неуверенность в себе, или упорство и трудолюбие. Характерологические свойства (целеустремлённость, настойчивость) необходимы для развития способностей. Это единство психического облика человека всегда носит индивидуальный характер.

С.Л. Рубинштейн указывал на то, что поведение исходит из свойств личности, поэтому за поведением нужно увидеть эти свойства. Источником свойств личности являются психические процессы. Психические процессы создают содержание личности. Каждый вид процессов вносит свой вклад в её внутреннее богатство.

Свойства личности – способности и характер – формируются в ходе жизни, но их развитие обусловлено врождёнными особенностями организма. По Рубинштейну, задатки «предшествуют» не только способностям, но и характеру.

Тема направленности личности отражает активный аспект связи человека с миром. Раскрывая суть направленности личности, С.Л. Рубинштейн выделяет две её функции: 1) фиксирует и реализует основную жизненную ориентацию человека; 2) выступает в качестве предпосылки характера. Таким образом, Рубинштейн подчиняет направленность характеру и даже растворяет в нём.

С.Л. Рубинштейн, объясняя природу мотивов человеческой активности, выделял три источника мотивов: потребности, интересы и идеалы человека. Потребности являются исходным побуждением к деятельности, базовым мотивообразующим фактором. Поскольку человек живёт во всё расширяющемся контакте с миром, он сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. Когда что-либо новое приобретает некоторую значимость для человека, у него может сформироваться интерес – сосредоточенность познавательных и эмоциональных процессов на определённом предмете, стремление ближе ознакомиться с ним, не упускать его из поля зрения. Идеалы восполняют недостаточность потребностей и интересов в совокупности мотивов человеческого поведения. Идеал – это представление человека о том, каким бы он хотел быть. К идеалам С.Л. Рубинштейн относит также моральные представления о долге и обязанностях, регулирующих поведение. Таким образом, потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её активности.

Мотивационная сфера личности по С.Л. Рубинштейну имеет иерархическое строение. Между различными побуждениями, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определённая иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий. Пока актуальны первичные, более насущные потребности, вторичные, менее насущные отступают. По мере того как первичные удовлетворяются, теряют в остроте, одни за другими выступают последующие потребности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 20840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.