Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность товара




Действенная конкуренция.

Концепция действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому может служить основой для формулирования реальной политики конкуренции. Критерии обычно выводятся из общей аналитической схемы: «структура-поведение-результат».

Критерии:

- имеются достаточно низкие входные барьеры, так что потенциальные конкуренты могут легко выйти на рынок при наличии возможностей получения сверхнормативной прибыли;

- имеется достаточно большое число фирм, что обеспечивает их независимость друг от друга;

- отсутствует сговор между фирмами и ограничивающие конкуренцию соглашения;

- хорошо информированные потребители осуществляют рациональный выбор между альтернативными производителями и т.д.

Конкурентные силы: Каждая фирма следует собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

 

-Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров заменителей.

-Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков.

-Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей.

-Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов.

Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности конкретной производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал.

 

Соответствие по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей, сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации), совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени, способность товаров и услуг отвечать требованиям рынка.

По многим видам продукции особенно важны технико-экономические параметры: надежность и долговечность машин и оборудования, точность приборов, материалоемкость и энергоемкость продукции и др. К некоторым видам продукции предъявляют ряд обязательных требований (сертификат безопасности, сертификат экологичности). Важны при этом эстетичность изделий, их внешний вид, удобство пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев национальным традициям и др. Товар должен быть конкурентоспособен и по цене, она должна быть не выше, чем у других предприятий. Высшей конкурентоспособностью обладают новинки - товары, выпускаемые впервые в мире или стране, удовлетворяющие существующую потребность или вызывающие возникновение и развитие новой потребности.

 

Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием «качество». Различаются эти понятия в следующих аспектах. Если под качеством понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности, В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей, При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст никакого экономического эффекта. На уровень конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают такие факторы рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров, развитие снабженческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного) обслуживания. Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для нихв процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Р) к затратам на его приобретение и потребление (С) максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. Оценка возможна только в сравнении, поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара - образца в качестве базы;

б) определение сравнительных параметров обоих образцов;

в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

 

ГЛАВА 3. Конкурентоспособность и закон конкуренции.

Конкурентоспособность товара достигается за счет снижения издержек или повышения качества.

1)Конкуренция за счет снижения издержек представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, изменения ее ассортимента и качества.

Пример. Фирма 1 выпускает товар А по цене 80 условных единиц (у.е.). За счет внедрения изобретения конкуренты (2) данной фирмы снизили цену за аналогичный товар до 75 у.е. Фирма 1 не располагает данным изобретением, поэтому она вынуждена конкурировать с фирмой 2 только за счет снижения своих издержек или уменьшения своей чистой прибыли. Цена товара фирмы 1 при этом должна быть ниже цены товара фирмы 2, равной 75 у.е. В данном примере за счет проведения мероприятий по повышению уровня механизации и автоматизации фирма 1 снизила издержки на 8 единиц, что позволило пропорционально снизить цену на товар А. Тогда новая цена товара А фирмы 1 будет составлять 72 у.е., то есть будет ниже, чем у конкурента (2). Таким образом фирма 1 смогла выдержать конкуренцию на рынке со стороны фирмы 2 только за счет снижения своих издержек, без повышения качества товара.

2)Конкуренция за счет повышения качества товара и сервиса включает:

-изменение свойств продукции;

-придание продукции качественно новых свойств;

-создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;

- создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше;

-обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменения квазикачества товара);

- совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.). В оптовой торговле действует конкуренция на основе снижения издержек.

Приведем ряд понятий из области конкуренции.

Конкурентная борьба — модели поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, а на другом — нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма (организация), регион, отрасль, любая сфера макросреды страны, страна в целом.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам товаров:

- среднего качества — для потребителей со средним доходом;

- очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка.

Главной целью предприятия является, как известно, получение прибыли и решение социальных проблем путем своевременной и выгодной реализации изготовленного товара. Для достижения этой цели предприятию приходится устанавливать и реализовывать свои конкурентные преимущества, производить конкурентоспособную продукцию и определять свою нишу на рынке, конкретную группу потребителей.

 

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс "вымывания" с рынка некачественной, дорогой продукции.

Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирмы можно по показателям цены (Ц).

В первое время (Т1) самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма в момент Т1 принимает стратегию перехода на 2-ю модель продукции, с лучшим показателем цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы, 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась (время Т2). Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество продукции (работы), кроме угрозы банкротства, если изготовитель засиделся на месте, В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества товаров и снижения их удельной цены.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года,

В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03,91 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканских и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения монополистов на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.

 

В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм.

ГЛАВА 4. Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной России.

Процессы монополизма свойственны любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике, В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики по пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

 

Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости.

Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей " внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом - конкуренции.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый комплекс нормативных актов направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции.

В первую очередь следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.).

 

Законодательно же закрепляется понятие конкуренции: «конкуренция на рынке финансовых услуг -состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг».

Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимается - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской.Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

- распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;

- некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

- получении, использовании и разглашении информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

За деятельностью финансовых организаций осуществляется государственный финансовый контроль. В том числе государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в случаях:

 

- приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

- приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований/ юридическим или физическим лицом (группой лиц) активов финансовой организации, величина/которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требований юридическим или физическим лицом (группой лиц), более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации);

- приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа;

- создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации; слияния, присоединения финансовых организаций.

В России существует целый ряд федеральных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

- на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг;

- на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;

- на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг;

- на рынке иных финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

 

Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, - что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

В России еще много пережитков «советских взглядов» на конкуренцию. Однако в настоящее время в стране идет процесс демонополизации ряда государственных отраслей экономики, что будет существенно способствовать развитию в России рыночных отношений.

 

Глава 5. Фирма и конкуренция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.