Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные блага и спрос на них




Финансовое и социальное регулирования.

Финансовое регулирование. Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Социальное регулирование. Социальное регулирование - распределение ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами.

Главная роль в системе социального регулирования принадлежит государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры. Государственное социальное регулирование направлено на смягчение свойственного рыночной экономике социального неравенства.

 

К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

В основе классификации благ лежат два критерия: тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении, и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.

Выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность).

Для общественных благ характерны два свойства:

- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности.

Для очень немногих благ, таких, как, например, законодательство или стратегические ядерные вооружения, численность индивидов, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат, а ограничение доступа к этим благам, если и осуществимо, то для целых групп, но не для отдельного лица персонально. На практике чаще встречаются несколько иные ситуации.

Чистое частное благо – благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженного кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Иначе говоря, чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и, в этом смысле, наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.

Чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу.

Чистое общественное благо – благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Следовательно, чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-то отдельно и потребляемое только сообща.

Чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща.

 

 

Рис. 7. Индивидуальные выгоды и издержки потребления клубного блага.

 

В ситуации, изображенной на рисунке 7 если численность пользователей не достигает Na, то им было бы невыгодно пользоваться благом. Приемлема лишь численность большая, чем Na, но при этом меньшая, чем Nd, так как только при таком числе потребителей полезность, доставляемая благом индивиду, перекрывает его затраты на получение данного блага.. Заметим, что определенный таким образом диапазон отнюдь не совпадает с интервалом N"N", в котором выгоды, оцениваемые без учета издержек, максимальны. Вместе с тем внутри диапазона NaNd разной численности потребителей соответствуют, конечно, неодинаковые соотношения индивидуальных затрат и выгод. Для нахождения оптимума следует, как обычно, сосредоточить внимание на предельных значениях этих величин.

Численность потребителей смешанного общественного блага целесообразно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не вызовет такого уменьшения выгод для других его членов, которое уравновешивает снижение издержек, обусловленное участием новичка в финансировании затрат. Если же численность пользователей задана, то количество предлагаемого для потребления блага должно возрастать, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность.

 

Лекция 3. Понятие кредитно–денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и дешевых денег». Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

План:

1. Понятие, цели, задачи и инструменты кредитно–денежной политики.

2. Операции на открытом рынке.

3. Политика изменения учетной ставки.

4.Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и дешевых денег».

5.Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

 

1. Понятие, цели, задачи и инструменты кредитно–денежной политики.

 

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно- кредитные меры. Как и финансовый механизм, они имеют двойственный аспект выражения. С одной стороны, - это составная часть всего комплекса экономической политики. С другой - кредитное регулирование выступает важным инструментом государственного вмешательства в экономику.

Государственное регулирование при помощи денежно- кредитных инструментов - это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, и, во-вторых, ``цены кредита'' - процента. Последний определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. формирование кредитных ресурсов.

Конечные цели денежно-кредитной политики:

· рост объема национального производства,

· полная занятость,

· стабильный уровень цен.

Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

ü поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;

ü достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

ü сохранение доверия населения к национальной банковской системе;

ü поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

ü обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.