Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рентабельность работы предприятия




Оценка эффективности работы предприятия

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считают рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают все его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов. Экономический смысл анализа рентабельности заключается в оценке (показе) получаемой прибыли с одного рубля вложенного капитала и выражается группой показателей, которые в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции.

Таблица 2.25 Оценка доходности реализованной продукции

 

Показатели 2004 г. 2005 г. Отклонение (+,-)
1. Выручка от реализации продукции В, тыс.руб. 2. Полная себестоимость реализации С, тыс.руб. 3. Прибыль от реализации П, тыс.руб. (1 - 2) 4. Доходность продукции Дп, % (3: 1 * 100) 5. Величина активов А, тыс.руб. 6. Коэффициент оборачиваемости активов Коб, обороты (1: 5) 7. Рентабельность активов Ra, % (3: 5 * 100) 8. Рентабельность продукции Rп, % (3: 2 * 100) 27,1   0,389 10,5 36,0 25,5   0,357 9,1 34,2 +1264 +1634 -370 -1,6 +13728   -0,032 -1,4 -1,8

 

Из таблицы 2.25 видно, что не смотря на увеличение выручки на 1264 тыс.руб. прибыль снизилась на 370 тыс.руб., это связано с непропорциональным изменением цены реализации к себестоимости продукции, что повлекло за собой снижение доходности продукции на 1,6 %. Снижение дохода с 1 руб. реализованной продукции может быть одним из сигналов рынка по сокращению спроса на продукцию или появлению более сильных конкурентов.

Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения цены и себестоимости реализованной продукции способом цепных подстановок.

1. Изменение доходности продаж за счет изменения цен реализации:

∆Дп(∆р)=

2. Изменение доходности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации:

∆Дп(∆С)=

Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение цен на реализацию продукции способствовало поддержанию доходности продаж, однако повышение себестоимости продукции его нейтрализовало, и по этой причине предприятие имело снижение доходности в целом.

Точность расчетов подтверждается проверкой совокупного влияния факторов:

∆Дп=∆Дп(∆р)+ ∆Дп(∆С)=+0,020+(- 0,036)= - 0,016 или 1,6%.

В ходе анализа необходимо выявить влияние других факторов на изменение доходности. Прежде всего, ими могут быть виды продукции (работ, услуг) и их удельный вес в общем объеме.

Таблица 2.26 Оценка влияния доходности отдельных видов продукции на общую рентабельность

 

Вид продукции Рентабельность вида продукции, % Доля вида продукции в общем объеме реализации Влияние на рентабельность реализованной продукции
2004 г. 2005 г. отклонение (+,-) 2004 г. 2005 г. отклонение (+,-) структуры реализации рентабельности вида продукции совокупности факторов
              8=2*7 9=4*6 10=8+9
Растениеводство, в том числе: 1. Зерновые культуры 2. Подсолнечник 3. Сахарная свекла 4. Овощи открытого грунта 5. Плоды семечковые и косточковые   63,2     118,4   32,1   22,1     -17,7     -27,7   18,9     22,3     -     -32,6     67,5   -44,3     -96,1   +27,9   -     -14,9     +95,2   0,431     0,280   0,012   0,025     0,011     0,0003   0,275     0,247   0,0002   -     0,007     0,0016   -0,156     -0,033   -0,0118   -     -0,004     +0,0013   -9,86     -3,91   -0,38   -     +0,07     -0,04   -12,18     -23,74   +0,01   -     -0,10     +0,15   -22,04     -27,64   -0,37   -     -0,03     +0,12
Животноводство, в том числе: 6. Мясо 7. Молоко 8. Мед   25,3   4,5 55,1 -69,6   45,7   30,9 77,4 36,6   +20,4   +26,4 +22,3 +106,2   0,553   0,196 0,328 0,0008   0,725   0,296 0,395 0,0017   +0,172   +0,100 +0,067 +0,0009   +4,35   +0,45 +3,69 -0,06   +14,79   +7,81 +8,81 +0,18   +19,14   +8,26 +12,50 +0,12
Итого 39,8 37,2 -2,6 1,00 1,00 0,00 -5,51 +2,61 -2,9

 

Приведенные в таблице 2.26 данные позволяют сделать следующие выводы: рост удельного веса животноводства оказал положительное влияние на общую рентабельность реализованной продукции (увеличение на 4,35%). Однако отрицательное влияние других факторов (снижение доли доходной продукции растениеводства) уменьшило рентабельность в целом на 2,6%.

В данном случае экономически целесообразно повышение доли продукции животноводства, таких как мясо и молоко, если на них имеется рыночный спрос.

Сокращение уровня рентабельности отрасли растениеводства связано с изменением ситуации на рынке продовольствия. Цены реализации на сельскохозяйственную продукцию по годам практически не изменяются, но в то же время производственные затраты имеют тенденцию роста.

Негативное влияние на эффективность производства и реализации сельскохозяйственной продукции оказали природно-климатические условия, под влиянием которых уменьшился валовой сбор зерновых культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.