Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования системы отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения 1 страница




 

Для определения структуры отношений личности — субъекта затрудненного и незатрудненного общения были адаптированы шкалы межличностных отношений, разработанные в. отечественной и зарубежной психологии. Предлагаемый набор методик диагностирует основной спектр отношений. При подборе шкал межличностных отношений учитывалась двухполюсность шкалы с тем, чтобы виды отношений с отрицательным и положительным знаком были представлены в равной степени. Набор методик включает следующие шкалы, приведенные в статье американских психологов:

1. «Шкала принятия других» Фейя, направленная на изучение степени интенсивности отношений принятия других людей. Методика представляет собой опросник, состоящий из 18 утверждений. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к утверждениям с помощью шкалы, имеющей 5 градаций: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Показателем интенсивности выраженности отношений принятия — непринятия выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 18 утверждений с использованием ключа.

2. «Шкала враждебности» Кука-Медлей, разработанная для из­мерения интенсивности отношений враждебности, агрессивно­сти и подозрительности [13]. Методика содержит 27 утверждений. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к этим утверждениям, пользуясь шкалой, имеющей 6 градаций: «всегда», «часто», «иногда», «случайно», «редко», «никогда». Уровень интенсивности враждебности, подозрительности и агрессивности подсчитывается с помощью ключа, прилагающегося к методике.

3. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла, применяемая для диагностики степени интенсивности отношений доброжелательности к другим людям. Методика представляет собой опросник, состоящий из 8 пар утверждений. Каждая такая пара содержит утверждение, отражающее доброжелательное и недоброжелательное отношение к другим людям. Испытуемым необходимо выбрать одно утверждение, с которым они были наиболее согласны. Для этого предлагается шкала, состоящая из 5 градаций: «полностью согласен с утверждением «А», «скорее согласен с утверждением «А», чем с утверждением «Б», «не знаю», «скорее согласен с утверждением «Б», чем с утверждением «А», «полностью согласен с утверждением «Б». Показателем интенсивности выраженности отношения доброжелательности выступает сумма баллов, соответствующая количеству выборов утверждений, отражающих доброжелательное отношение. Соответственно показателем интенсивности недоброжелательности является сумма баллов, соответству­ющая количеству выборов утверждений, отражающих недоброже­лательное отношение.

4. «Шкала доверия» Розенберга, направленная на изучение уровня доверия к другим людям, их доброте, честности, помощи. Методика представляет собой опросник, состоящий из 3 пар утверждений. Каждая пара содержит утверждение, отражающее доверие или недоверие к другим людям. Участникам исследования необходимо выбрать одно утверждение, с которым они наиболее согласны. Для этого предлагалась шкала, состоящая из 5 градаций: «полностью согласен с утверждением «А», «скорее согласен с утверж­дением «А», чем с утверждением «Б», «не знаю», «скорее согласен с утверждением «Б», чем с утверждением «А», «полностью согласен с утверждением «Б». Показателем интенсивности доверия является сумма баллов, соответствующая количеству выборов утверждений, отражающих доверие, а показателем интенсивно­сти недоверия — сумма баллов, соответствующая количеству выборов утверждений, отражающих недоверие.

5. «Шкала манипулятивного отношения» Банта, разработанная для определения того, насколько человек расположен выражать манипулятивное отношение к другим. Методика представляет собой опросник, состоящий из 20 утверждений. Испытуемым необходимо выразить свое отношение к утверждениям с помощью шкалы, состоящей из 5 градаций: «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Показателем интенсивности манипулятивного отношения выступает сумма баллов, получаемая в результате сложения оценок каждого из 20 утверждений с использованием ключа.

6. «Опросник межличностных отношений» Шутца, адаптированный А.А.Рукавишниковым, позволяет оценить характерные для человека межличностные отношения: доминирование — подчинение, заинтересованность — незаинтересованность, эмоциональная близость — отчужденность. Опросник состоит из 54 утверждений, описывающих ситуации социального взаимодействия. Участнику исследования предлагается выразить свое отношение к утверждениям на основе 6-балльной оценочной шкалы. Полученные показатели переводятся в баллы, позволяющие определить уровень выраженности того или иного вида отношения.

Для определения социально-психологического статуса личности, обладающей определенной структурой отношений, рекомен­дуем использовать вариант социометрической процедуры. Она включает следующие вопросы: «С кем из членов группы вам легко общаться, кто редко создает «трения», непонимание и конфликты в общении?» и «С кем из членов группы вам трудно общаться, кто часто создает «трения», непонимание и конфликты в общении?» Социометрический статус «субъект затрудненного — незатрудненного общения» определяется по формуле: Сi = Ri/n — 1, где С, — по­зитивный (негативный) социометрический статус, Ri — полученные i-членом позитивные (негативные) выборы, п — количество членов группы. Каждому участнику социометрической процедуры предлагается сделать три выбора по предложенным критериям.

Ниже приводятся тексты опросников и способы их обработки.

 

5.3.1.«Шкала принятия других» Фейя (задание 1.1.)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

1— практически всегда,

— часто,

— иногда,

— случайно,

— очень редко.

 

1.Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4. Большинство людей думают о себе только положительно,
редко обращаясь к своим отрицательным качествам.

5. Я чувствую себя комфортно практически с любым челове­ком.

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

8. Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14. Мне нравится быть с другими людьми*.

15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих.

17. Каждый хочет быть приятным для другого.

18.Чаще всего люди недовольны собой.

 

Обратные суждения отмечены звездочкой.

 

Бланк к «Шкале принятия других» Фейя

Ф.И.О.______________________________ Пол _______

Возраст___________

 

Варианты ответов: 1 — всегда,

— часто,

— иногда,

— редко,

— никогда.

 

         
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
             
             
             
             
             
             

Интерпретация результатов:

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.

60 баллов и больше — высокий показатель принятия других;

45 — 60 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;

30—45 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

30 баллов и меньше — низкий показатель принятия других.

5.3.2. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла (задание 1.2.)

Инструкция. Внимательно прочитайте пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем начнете выполнять тест.

1. «А». Человек чаще всего может быть уверен в других людях.
«В». Доверять другому небезопасно, так как он может легко использовать это в своих целях.

2. «А». Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

«В». В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.

3. «А». Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

«В». Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

4. «А». Вера в других является основой выживания в наше время.
«В». Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

5. «А». Если знакомый просит взаймы, лучше найти способ отказать ему.

«В». Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.

6. «А». «Договор дороже денег» — все еще лучшее правило в наше время.

«В». В наше время необходимо стремиться угождать всем независимо от собственных принципов.

«А». Невозможно перепрыгнуть через себя. «В». Там, где есть воля, есть и результат.

«А». В деловых отношениях не место дружбе.

«В». Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям, обозначены звездочкой

Бланк к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла

Ф.И.О.________________________________ Пол_________

Возраст_____________

Варианты ответов: «А» или «В».

 

 

«А» «В»
     
     
     
     
     
     
     

Ключ к «Шкале доброжелательности» Кэмпбелла

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении — в 0 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кэмпбелл Вариант ответа
  «А*»
  «А*»
  «В*»
  «А*»
  «В*»
  «А*»
  «В*»
  «В*»

 

 

Интерпретация результатов:

Баллы суммируются.

4 балла и меньше — низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

4—8 баллов — средний показатель доброжелательного отношения к другим;

8 баллов и больше — высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

5.3.3.«Шкала доверия» Розенберга (задание 1.3.)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суж­дений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем начнете выполнять тест.

1. Как вы думаете, большинству людей можно доверять или во
взаимодействии с другими нужно соблюдать осторожность?

«А». Большинству людей можно доверять. «В». Во взаимодействии с другими нужно соблюдать осторожность.

2. Могли бы вы сказать, что люди чаще всего стремятся быть полезными другим или они думают только о себе?

«А». Стремятся быть полезными другим. «В». Думают только о себе.

3. Как вы думаете, большинство людей попытались бы обмануть вас, если бы им представилась такая возможность, или вели бы себя честно?

«А». Попытались бы обмануть, если бы им представилась такая возможность.

«В». Вели бы себя честно.

Бланк к «Шкале доверия» Розенберга

Ф.И.О. _____________________________ Пол ____________

Возраст______

 

Варианты ответов: «А» или «В».

 

«А» «В»
     
     
     

 

Ключ к «Шкале доверия» Розенберга

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении — в 0 баллов.

 

Вариант ответа
  «А»
  «А»
  «В»

Интерпретация результатов:

Баллы суммируются.

1 балл и меньше — низкий показатель доверия;

2 балла — средний показатель доверия;

3 балла и больше — высокий показатель доверия.

 

5.3.4.«Шкала враждебности» Кука-Медлей (задание 1.4.)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специ­альном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответ­ствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего со­гласия с ним, используя предложенную шкалу:

6 — обычно, 3 — случайно,

5 — часто, 2 — редко,

4 — иногда, 1 — никогда.

1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.

2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я.

3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.

4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.

5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.

6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.

7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.

8. Люди часто разочаровывали меня.

Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.

10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.

11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не | потерять возможной выгоды.

12. Я считаю, что многие люди используют ложь, чтобы двигаться дальше.

13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.

14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.

15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.

16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.

 

17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.

18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.

19. Никого не заботит то, что с тобой происходит.

20. Более безопасно никому не верить.

21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.

22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.

23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.

24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.

25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.

 

26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.

27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение по поводу других людей.

Бланк к «Шкале враждебности» Кука-Медлей

Ф.И.О._____________________________ Пол____________

Возраст _____________

Варианты ответов: 1 — обычно,

2 — часто,

3 — иногда,

4 — случайно,

5 — редко,

6 — никогда.

 

           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Ключ к «Шкале враждебности» Кука-Медлей

«Шкала цинизма»: 1 2 3 4 6 7 9 10 11 12 19 20 22. «Шкала агрессивности»: 5 14 15 16 21 23 24 26 27. «Шкала враждебности»: 8 13 17 18 25.

Вариант ответа: Балл:

1 — обычно 6

2 — часто 5

3 — иногда 4

4 — случайно 3

5 — редко 2

6 — никогда 1

Интерпретация результатов для «Шкалы цинизма»

65 баллов и больше — высокий показатель; 40—65 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому; 25 — 40 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому; 25 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для «Шкалы агрессивности»

45 баллов и больше — высокий показатель; 30 — 45 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому; 15 — 30 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому; 15 баллов и меньше — низкий показатель.

Интерпретация результатов для «Шкалы враждебности»

25 баллов и больше — высокий показатель; 18—25 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому; 10—18 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому; 10 баллов и меньше — низкий показатель.

5.3.5. «Шкала манипулятивного отношения» Банта(задание 1.5.)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

5 — практически всегда,

4 — часто,

3 — иногда,

2 — случайно,

1 — очень редко.

1. Большинство людей ответят грубостью на грубость.

2. В большинстве своем люди не верят во что-либо новое до тех пор, пока не испытают это на себе.

3. Тот, кто полностью доверяет другим людям, часто находится в затруднительном положении.

4. Большинство людей работают в полную силу только в том случае, если их заставляют это делать.

5. Даже самые отвратительные преступники имеют хоть капельку приличия.

6. Каждый нормальный человек будет бороться за то, что важ­но для него, даже если это будет стоить ему рабочего места (не задумываясь о последствиях).

7. Большинство людей не задумываются о том, что для них плохо, а что — хорошо.

8. Некоторые самые блестящие люди обладают самыми отвра­тительными пороками.

9. Большинство людей намного легче забывают смерть своих родителей, чем потерю собственности.

10. Многие люди любят похвалиться, когда для этого нет достаточных оснований.

11. Большинству людей нравится преодолевать сложные ситуации.

12. Большинство людей отличаются храбростью.

13. Природа так создала человека, что он способен достичь меньше того, чем ему хотелось бы.

14. Самая большая разница между преступниками и другими людьми заключается в том, что преступники были настолько глупы, что дали себя поймать.

15. Наилучший способ поладить с людьми — говорить им то, что они хотели бы услышать.

16. Более безопасно помнить о том, что люди имеют пороки, которые проявляются в самых неожиданных ситуациях.

17. По природе своей люди добры.

18. Неверно считать, что в мире каждую минуту рождаются подлецы.

19. Для человеческой природы характерно поступать только с выгодой для себя.

20. Большинство людей удовлетворяются тем, что похоже на правду, но не является таковой.

Бланк к «Шкале манипулятивного отношения» Банта

Ф.И.О._________________________ Пол

Возраст________

Варианты ответов: 1 — всегда,

2 — часто,

3 — иногда,

4 — редко,

5 — никогда.

 

 

         
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Интерпретация результатов по «Шкале манипулятивного отношения» Банта:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.