Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования системы отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения 2 страница




Подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым. 80 баллов и больше — высокий показатель; 60 — 80 баллов — средний показатель с тенденцией к высокому; 40 — 60 баллов — средний показатель с тенденцией к низкому; 40 баллов и меньше — низкий показатель.

 

5.3.6. Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (ОМО) (задание 1.6.)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

1 - обычно,

2 — часто,

3 — иногда,

4 — случайно,

5 — редко,

6 — никогда.

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

3. Становлюсь членом различных групп.

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную деятельность.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о своей деятельности.

11. Стараюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к другим всякий раз, когда что-то делается совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

17. Стараюсь относиться к другим приятельски.

18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо сделать.

19. Мое личное отношение к другим холодное и безразличное.

20. Предоставляю другим руководить ходом событий.

21. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

23. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

24. Позволяю другим судить о том, что делаю.

25.С другими веду себя холодно и безразлично.

26.Легко подчиняюсь другим.

27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

29. Мне нравится, когда люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

30. Стремлюсь оказывать влияние на деятельность других.

31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

35. Мне нравится, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

44. Стремлюсь, чтобы другие делали так, как я хочу.

45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности.

46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

49. Мне нравится, когда люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

50. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

51. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности.

52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.

54. В обществе руковожу ходом событий.

 

 

Бланк к «Опроснику межличностных отношений» Шутца

Ф.И.О.__________________________ Пол_______________

Возраст _____________

Варианты ответов:

1 — обычно, 4 — случайно,

2 — часто, 5 — редко,

3 — иногда, 6 — никогда.

 

                       
                           
                           
                           
                           
              V.            
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 

 

Ключ к «Опроснику межличностных отношений» Шутца

Слева приводятся номера в шкале, справа — номера ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении — в 0 баллов.

 

Значения баллов:

 

0—1 — экстремально низкие баллы;

2—3 — низкие баллы;

4—5 — пограничные баллы;

6—7 — высокие баллы;

8—9 — экстремально высокие баллы.

 

Cw Ае
1. 1,2,3,4 2. 1, 2, 3, 4, 5 4. 1,2
3. 1, 2, 3, 4, 5 6. 1, 2, 3, 4 8. 1,2
5. 1, 2, 3, 4, 5 10. 1, 2, 3 12.1
7. 1,2,3 14. 1, 2, 3, 4 17.1
9. 1,2,3 18. 1, 2, 3 19.1
11.1,2 20. 1,2 21.1
13.1 22. 1, 2, 3 23. 1, 2, 3
15.1 24. I, 2, 3, 4 25. 3, 4, 5, 6
16.1 26. 1,2 27. 3, 4, 5, 6
Iw Се Aw
28. 1,2 30. 1, 2, 3, 4 29.1
31. 1,2 33. 1, 2, 3, 4, 5 32. 1,2
34. 1,2 36. 1, 2, 3, 4, 5 35. 1, 2, 3
37.1 41. 1,2 38.1
39.1 44. 1, 2, 3 40.1
42. 1, 2, 3 47. 1, 2, 3 43. 5, 6
45. 1, 2, 3 50. 1, 2, 3, 4 46. 5, 6
48. 1, 2, 3, 4 53. 1, 2, 3, 4 49. 4, 5, 6
51. 1, 2, 3 54. 1, 2, 3, 4, 5 52.5,6

Интерпретация результатов:

— тенденция находиться в обществе других людей:

высокий показатель означает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет стараться их найти;

низкий показатель означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать.

Iw — желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество:

высокий показатель означает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к их обществу;

низкий показатель означает, что индивид имеет склонность общаться с малым количеством людей.

Се — тенденция контролировать отношения с другими:

высокий показатель означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

низкий показатель означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Cw — тенденция подчиняться другим в общении:

высокий показатель означает, что индивид испытывает зависимость и колебания при принятии решений;

низкий показатель означает, что индивид не приемлет контроля за собой.

Ае — тенденция устанавливать близкие отношения с другими:

высокий показатель означает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие отношения с другими;

низкий показатель означает, что индивид очень осторожен при установлении близких отношений.

Aw — желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения:

высокий показатель означает, что индивид требует, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения;

низкий показатель означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения.

 

Учебно-тренировочные тесты к 5 главе:

1. под каким типом общения понимается широкий спектр явлений, который можно свести к неналаженному, расстроенному, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэффективному общению?

А – вербальное;

б - невербальное;

в- затрудненное;

г – конфликтное.

2. Есть исследования, в которых рассматриваются коммуникативные, социально-перцептивные барьеры, возникающие в общении…

Неадекватное восприятие, понимание, оценка, самооценка, вызывающие различные затруднения в общении являются следствием особенностей развития:

А. - социально-перцептивной сферы личности

Б. – эмоционально-когнитивной сферы

В. - коммуникативно-интерактивной.

3. Поддерживая складывающуюся традицию, за основу трактовки затрудненного общения мы возьмем положения автора, с точки зрения которой, «объективные» трудности — это те, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от общения. «Так называемые объективные трудности, — пишет? — то есть вызванные объективными и, в общем. устранимыми причинами, — это трудности коммуникативного характера.... и коммуникабельного....» Кому принадлежит эта цитата:

А. – В.А. Лабунская

Б. – В. Н. Куницына

Г. – Е.Д. Бреус

4. Одной из самых широких рамок изучения затруднений в общении является …………..? Анализ типиче­ских проявлений личности может быть осуществлен на различ­ных уровнях: квазипсихологический, интерпсихологическом, интрапсихологический:

А – соцуокультурная;

б. – этнокультурная.

В. – геополитическая.)

5 «Личный взгляд человека на других людей, — по мнению автора? — всегда несет на себе печать его особых черт характера, его личной силы и слабости, выражает индивидуально неповторимые черты его жизненного пути, особенности его воспитания, которое он получил».

А. - В.А. Петровского

Б. – А.А. Бодалева

В.- С.Л. Рубинштейна

 

Литература к 5 главе:

1. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. Пособие для студ.высш.учеб. заведений /В.А.Лабунская,Ю.А.Менджерицкая,Е.Д.Бреус. – М.:Издательский цент «Академия»,2001. – 288с.

2. Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики /Под ред. А.А.Крылова. – СПб.,1995

3. Парыгин Б.Д. Социально-психологический барьер и его природа //Философия и социальная психология/Под ре. Б.Д. Парыгина. – Л.,1975.- Вып. 3.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.,1983.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.,1986.

7. Чудова H.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психологический журнал.-1993. –Т.14.-№3.

8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов н/Д, 1996

9.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.,1976.

10. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

11. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии// Психология личности и образ жизни. – М.,1991.

12.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996

Ответы к тренировочным тестам 5 главы: 1-в;2-а; 3-б; 4-а; 5-б.

Глава 6. Психология конфликта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.