КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знаки препинания при прямой речи
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Упражнение 296. Объясните постановку знаков препинания. I. 1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.). 2. Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.). 3. В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. О.). 4. Закричали: «Двоих... Санитары... Гляди, гляди — еще летит... Лезь под ваго- ны...» (А. Н. Т.). II. I. «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася (Т.). 2. «Дедушку знаешь, мама- ша?» — матери сын говорит (Я.). 3. «Не шуми, тише иди, солдат!» — сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Т.). 4. «Да-а! Уж порадела бы...» — качнул головой старик (М. Г.). III. 1. «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.). 2. «По- звольте, — заметил один скептик, — не от лимонов ли этот ящик?» (Гонч.). 3. «Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» {Л.). 4. «Я ни с кем и ни с чем не связан, — напомнил он себе. — Действительность мне враждебна» (М. Г.). 5. «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. О.). 6. «Вот он, край света! — воскликнул Мохов.— Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!» (Аж.). 7. «...Обожди... — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо...» (Фад.). 8. «Не надо... — сказал Верши- нин, — не надо, парень!» (Вс. Ив.). TV. 1. «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офи- цер и снова спросил: — Старуха, отвечай!» (М. Г.). 2. «А вы не стесняйтесь, — приободрила ее Анастасия Гер- мановна и с женской догадливостью спросила: — У вас каблук оторвался. Правда?» (Фед.). V. 1. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.). 2. Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками», — и подозвала свою собач- ку Сюзетку (Л. Т.). VI. 1. «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Та- тьяне!» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед» (П.). 2. «Как же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живем понемножечку», — ответил Старцев (Ч.). Д л я с п р а в о к. 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире: > Маленькая девочка бежала и кричала: — Не видали маму? (М. Г.) Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной бук- вы; вопросительный и восклицательный знаки, а также много- точие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них. 2. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строч- ной буквы. 3. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся в зависимости от места разрыва, а именно: а) если на месте разрыва не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоето- чие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запя- той и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы; б) если на месте разрыва должна была стоять точка, то пе- ред авторскими словами ставится запятая и тире, а после них — точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с пропис- ной буквы; в) если на месте разрыва должен был стоять вопроситель- ный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки Сохраняются перед авторскими словами и после соответствую- щего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы (возможно написание со строчной буквы, если многоточие в конце первой части прямой речи стояло бы в середине предло- жения: «Я хотел бы... — запнулся он, — просить вас об одолже- нии»). 4. Если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части пря- мой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пи- шется с прописной буквы. 5. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая и тире (если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицатель- ным знаком либо многоточием, то запятая опускается). 6. Если реплики в диалоге следуют в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней при помощи тире. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опус- кается.
§ 70. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ, ПРИ ВЫРАЖЕНИЯХ, ВЗЯТЫХ ИЗ ЧУЖДОГО АВТОРУ СЛОВАРЯ ИЛИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ИРОНИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ Упражнение 297. Объясните употребление кавычек и много- точия. 1.1. На модном слове «идеал» тихонько Ленский зад- ремал (Л.). 2. Люблю я дружеские враки и дружеский бокал вина порою той, что названа «пора меж волка и собаки» (П.). 3. Это «не хочу» поразило Антона Проко- фьевича (Г.), 4. «Бить» в дудку для приманки перепелов учил меня Федор, который считался в этом деле вели- ким мастером (Акс.). 5. Мне объявили, что я должен про- жить тут еще три дня, ибо «оказия» из Екатеринодара еще не приходила (Д.). 6. Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Т.). 7. Вечером мы с охотни- ком Ермолаем отправились на «тягу». Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое «тяга» (Т.). 8. По- лутыкин заикался, называл свою собаку Астрономом: вместо «однако» говорил «одначе» (Т.). 9. Правда, не- когда правильные и теперь еще приятные черты лица его немного изменились, щеки повисли, частые мор- щины лучеобразно расположились около глаз, «иных зубов уж нет», как сказал Саади, по уверению Пушки- на (Т.). 10. Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», все больше собира- ло сторонников (Фад.). 11. Это были пассажиры третьего класса и так называемые «палубные», помещавшиеся на нижней носовой палубе возле трюма. Они не имели права находиться на верхних палубах, предназначен- ных исключительно для «чистой» публики первого и второго класса (Кат.). 12. На открытие коммуны собрал- ся весь актив районной «комсы». (Н. О.). II. 1. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяже- лы ступени чужого крыльца» (Я.). 2. Над воротами воз- высилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь про- даются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (П.). 3. Арка- дий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив» (Т.). 4. В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятель- ствами, когда над Русью гремит гроза» (В. Инб.). 5. Поэт Николай Тихонов когда-то написал о наших людях: «Гвозди бы делать4 из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей» (Эренб.). 6. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его обще- ство». 7. «Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас!» — писал в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России. 8. «Стало быть, для того чтобы понять историю искусства и литературы той или иной страны, — указывает Г. В. Плеханов,—надо изучить историю тех изменений, которые произошли в положении ее жителей». 9. Докладчик привел слова А. М. Горького: «Всякая индивидуальность есть резуль- тат социальной группировки», — и этим закончил свое выступление. 10. Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве про- стота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при боль- шом даровании и большом труде». 11. Говоря о достоин- ствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изу- чать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи». 12. Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь чи- тать и писать...» Д л я с п р а в о к. Слова, употребляемые не в своем обычном значении, ис- пользуемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. п., выделяются кавычка- ми. Цитаты оформляются следующим образом. 1. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только в начале и в конце текста, то есть начальные кавычки ставятся только один раз, а не перед каждым абзацем. 2. Если цитата синтаксически связывается с авторским тек- стом, образуя придаточное предложение, то первое слово цита- ты пишется со строчной буквы, например: А. М. Горький в одной из своих статей по вопросам литературы указывает, что «поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судь- бой, редко писали о нем». (М. Горький. Избранные литературно- критические статьи. Москва, Гослитиздат, 1941, стр. 44.) 3. Если цитата, стоящая после слов автора, оформляется как прямая речь, то используется соответствующая пунктуация (дво- еточие перед цитатой, начальные кавычки, прописная буква в первом слове цитаты). 4. Если цитата стоит в начале синтаксического целого и ав- торские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается со строчной (пропуск части текста обозначается многоточием), например: «-...Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы неправдив»,—писал А. М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове. (М. Горький. Избранные литератур- но-критические статьи. Москва, Гослитиздат, 1941, стр. 68.) 5. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обо- значается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (пос- ле начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста; после текста цитаты (перед конечными кавычками), когда ци- тируемое предложение приводится не до конца. 6. Если предложение заканчивается цитатой и в конце цита- ты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка, например: В одной из своих литературных статей А. М. Горький писал, что «Рудин — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...». 7. Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для уси- ления их значения (в печати такие места выделяются особым шрифтом), то он должен оговорить-это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ста- вится тире, например: {подчеркнуто нами. — М. H.). Такое при- мечание помещается или непосредственно после соответствую- щего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страни- цы в виде сноски (подстрочного примечания). 8. Библиографическая справка при цитате дается или после самой цитаты, или, чтобы облегчить чтение, в конце страницы в виде сноски. Сама справка должна быть точной, то есть в ней указывается автор (инициалы и фамилия), название цитируе- мого произведения, издательство, место и год издания, стра- ница. Если в начале или в конце цитаты (то же относится к пря- мой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые елочки «» и лапки „ "), например: Учитель сказал: «„Евгений Онегин" — выдающееся произведение пушкинского гения». Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как „Война и мир "». Если перед закрывающими кавычками стоит знак вопроси- тельный, или восклицательный, или многоточие, то те же са- мые знаки не повторяются носле кавычек, например: Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?». Неодинаковые знаки ста- вятся перед закрывающими кавычками и после них, например: Когда был выдвинут лозунг «Вся власть Советам.'»?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |