Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки препинания при прямой речи




ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 

Упражнение 296. Объясните постановку знаков препинания.

I. 1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со

словами: «Вы очень мало взяли» (Г.). 2. Смотрю вслед

ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.). 3. В

маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая

весть: «Царя скинули!» (Н. О.). 4. Закричали: «Двоих...

Санитары... Гляди, гляди — еще летит... Лезь под ваго-

ны...» (А. Н. Т.).

II. I. «Лесть и трусость — самые дурные пороки», —

громко промолвила Ася (Т.). 2. «Дедушку знаешь, мама-

ша?» — матери сын говорит (Я.). 3. «Не шуми, тише иди,

солдат!» — сердитым шепотом говорил старик Оленину

(Л. Т.). 4. «Да-а! Уж порадела бы...» — качнул головой

старик (М. Г.).

III. 1. «Мы решили, — продолжал заседатель, — с

вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.). 2. «По-

звольте, — заметил один скептик, — не от лимонов ли

этот ящик?» (Гонч.). 3. «Нам придется здесь ночевать, —

сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы

не переедешь» {Л.). 4. «Я ни с кем и ни с чем не связан, —

напомнил он себе. — Действительность мне враждебна»

(М. Г.). 5. «Так вас зовут Павкой? — прервала молчание

Тоня. — А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше

Павел» (Н. О.). 6. «Вот он, край света! — воскликнул

Мохов.— Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!»

(Аж.). 7. «...Обожди... — сказал Морозка угрюмо. —

Давай письмо...» (Фад.). 8. «Не надо... — сказал Верши-

нин, — не надо, парень!» (Вс. Ив.).

TV. 1. «Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офи-

цер и снова спросил: — Старуха, отвечай!» (М. Г.). 2. «А

вы не стесняйтесь, — приободрила ее Анастасия Гер-

мановна и с женской догадливостью спросила: — У вас

каблук оторвался. Правда?» (Фед.).

V. 1. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» —

никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.).

2. Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже

мало занимаются науками», — и подозвала свою собач-

ку Сюзетку (Л. Т.).

VI. 1. «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» —

«Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Та-

тьяне!» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед» (П.). 2. «Как

же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна.

«Ничего, живем понемножечку», — ответил Старцев

(Ч.).

Д л я с п р а в о к.

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку.

Если же она начинается с абзаца, то перед началом ее ставится

тире: >

Маленькая девочка бежала и кричала:

— Не видали маму? (М. Г.)

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней

ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной бук-

вы; вопросительный и восклицательный знаки, а также много-

точие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после

них.

2. Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после

нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный

знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строч-

ной буквы.

3. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то знаки

ставятся в зависимости от места разрыва, а именно:

а) если на месте разрыва не должно было быть никакого

знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоето-

чие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запя-

той и тире, после которых первое слово пишется со строчной

буквы;

б) если на месте разрыва должна была стоять точка, то пе-

ред авторскими словами ставится запятая и тире, а после них —

точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с пропис-

ной буквы;

в) если на месте разрыва должен был стоять вопроситель-

ный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки

Сохраняются перед авторскими словами и после соответствую-

щего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и

тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы

(возможно написание со строчной буквы, если многоточие в

конце первой части прямой речи стояло бы в середине предло-

жения: «Я хотел бы... — запнулся он, — просить вас об одолже-

нии»).

4. Если в авторских словах имеются два глагола со значением

высказывания, из которых один относится к первой части пря-

мой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставится

двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пи-

шется с прописной буквы.

5. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед

ней ставится двоеточие, а после нее — запятая и тире (если

прямая речь заканчивается вопросительным или восклицатель-

ным знаком либо многоточием, то запятая опускается).

6. Если реплики в диалоге следуют в строку без указания,

кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки

и отделяется от соседней при помощи тире. Если после реплики

идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опус-

кается.

 

§ 70. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ, ПРИ ВЫРАЖЕНИЯХ, ВЗЯТЫХ ИЗ ЧУЖДОГО АВТОРУ СЛОВАРЯ ИЛИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ИРОНИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ

Упражнение 297. Объясните употребление кавычек и много-

точия.

1.1. На модном слове «идеал» тихонько Ленский зад-

ремал (Л.). 2. Люблю я дружеские враки и дружеский

бокал вина порою той, что названа «пора меж волка и

собаки» (П.). 3. Это «не хочу» поразило Антона Проко-

фьевича (Г.), 4. «Бить» в дудку для приманки перепелов

учил меня Федор, который считался в этом деле вели-

ким мастером (Акс.). 5. Мне объявили, что я должен про-

жить тут еще три дня, ибо «оказия» из Екатеринодара

еще не приходила (Д.). 6. Мы поехали в лес, или, как у

нас говорится, в «заказ» (Т.). 7. Вечером мы с охотни-

ком Ермолаем отправились на «тягу». Но, может быть,

не все мои читатели знают, что такое «тяга» (Т.). 8. По-

лутыкин заикался, называл свою собаку Астрономом:

вместо «однако» говорил «одначе» (Т.). 9. Правда, не-

когда правильные и теперь еще приятные черты лица

его немного изменились, щеки повисли, частые мор-

щины лучеобразно расположились около глаз, «иных

зубов уж нет», как сказал Саади, по уверению Пушки-

на (Т.). 10. Предположение дневального, что «взводный

нажрался и дрыхнет где-то в избе», все больше собира-

ло сторонников (Фад.). 11. Это были пассажиры третьего

класса и так называемые «палубные», помещавшиеся

на нижней носовой палубе возле трюма. Они не имели

права находиться на верхних палубах, предназначен-

ных исключительно для «чистой» публики первого и

второго класса (Кат.). 12. На открытие коммуны собрал-

ся весь актив районной «комсы». (Н. О.).

II. 1. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяже-

лы ступени чужого крыльца» (Я.). 2. Над воротами воз-

высилась вывеска, изображающая дородного амура с

опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь про-

даются и обиваются гробы простые и крашеные, также

отдаются напрокат и починяются старые» (П.). 3. Арка-

дий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг,

но справедлив» (Т.). 4. В одном месте у Герцена сказано,

что Москва всегда «становится в уровень с обстоятель-

ствами, когда над Русью гремит гроза» (В. Инб.). 5. Поэт

Николай Тихонов когда-то написал о наших людях:

«Гвозди бы делать4 из этих людей, в мире бы не было

крепче гвоздей» (Эренб.). 6. Белинский писал: «Создает

человека природа, но развивает и образует его обще-

ство». 7. «Двенадцать миллионов людей вне закона!

Ужас!» — писал в своем дневнике Герцен, имея в виду

крепостных крестьян в тогдашней России. 8. «Стало быть,

для того чтобы понять историю искусства и литературы

той или иной страны, — указывает Г. В. Плеханов,—надо

изучить историю тех изменений, которые произошли в

положении ее жителей». 9. Докладчик привел слова

А. М. Горького: «Всякая индивидуальность есть резуль-

тат социальной группировки», — и этим закончил свое

выступление. 10. Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве про-

стота, краткость и ясность есть высшее совершенство

формы искусства, которая достигается только при боль-

шом даровании и большом труде». 11. Говоря о достоин-

ствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил:

«Не случайно наши русские классики... рекомендовали

читать сказки, прислушиваться к народной речи, изу-

чать пословицы, читать писателей, которые обладают

всем богатством русской речи». 12. Выступая в защиту

культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь

для интеллигентного человека дурно говорить должно

бы считаться таким же неприличным, как не уметь чи-

тать и писать...»

Д л я с п р а в о к.

Слова, употребляемые не в своем обычном значении, ис-

пользуемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или,

наоборот, устарелые и необычные и т. п., выделяются кавычка-

ми.

Цитаты оформляются следующим образом.

1. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются

кавычками только в начале и в конце текста, то есть начальные

кавычки ставятся только один раз, а не перед каждым абзацем.

2. Если цитата синтаксически связывается с авторским тек-

стом, образуя придаточное предложение, то первое слово цита-

ты пишется со строчной буквы, например: А. М. Горький в одной

из своих статей по вопросам литературы указывает, что «поэты

до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судь-

бой, редко писали о нем». (М. Горький. Избранные литературно-

критические статьи. Москва, Гослитиздат, 1941, стр. 44.)

3. Если цитата, стоящая после слов автора, оформляется как

прямая речь, то используется соответствующая пунктуация (дво-

еточие перед цитатой, начальные кавычки, прописная буква в

первом слове цитаты).

4. Если цитата стоит в начале синтаксического целого и ав-

торские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется

с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно

начинается со строчной (пропуск части текста обозначается

многоточием), например: «-...Следуя правде жизни, поэт не мог

наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он

сделал это — Печорин был бы неправдив»,—писал А. М. Горький в

статье о М. Ю. Лермонтове. (М. Горький. Избранные литератур-

но-критические статьи. Москва, Гослитиздат, 1941, стр. 68.)

5. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обо-

значается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (пос-

ле начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала

предложения; в середине цитаты, когда пропущена часть текста;

после текста цитаты (перед конечными кавычками), когда ци-

тируемое предложение приводится не до конца.

6. Если предложение заканчивается цитатой и в конце цита-

ты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный

знак, то после них ставятся кавычки и точка, например: В одной

из своих литературных статей А. М. Горький писал, что «Рудин —

это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».

7. Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для уси-

ления их значения (в печати такие места выделяются особым

шрифтом), то он должен оговорить-это в примечании, заключая

его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ста-

вится тире, например: {подчеркнуто нами. — М. H.). Такое при-

мечание помещается или непосредственно после соответствую-

щего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страни-

цы в виде сноски (подстрочного примечания).

8. Библиографическая справка при цитате дается или после

самой цитаты, или, чтобы облегчить чтение, в конце страницы

в виде сноски. Сама справка должна быть точной, то есть в ней

указывается автор (инициалы и фамилия), название цитируе-

мого произведения, издательство, место и год издания, стра-

ница.

Если в начале или в конце цитаты (то же относится к пря-

мой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они

должны различаться между собой рисунком (так называемые

елочки «» и лапки „ "), например: Учитель сказал: «„Евгений

Онегин" — выдающееся произведение пушкинского гения». Автор

статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли

такие произведения, как „Война и мир "».

Если перед закрывающими кавычками стоит знак вопроси-

тельный, или восклицательный, или многоточие, то те же са-

мые знаки не повторяются носле кавычек, например: Читали ли

вы роман Чернышевского «Что делать?». Неодинаковые знаки ста-

вятся перед закрывающими кавычками и после них, например:

Когда был выдвинут лозунг «Вся власть Советам.'»?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.