Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки




МОДУЛЬ I. ИСТОРИЯ КАК НАУКА, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МЕТОДОЛОГИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ).

 

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

2. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки.

3. Сущность, формы, функции исторического знания.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

1. Происхождение (этимология) понятия «история» и его трактовки. Древнегреческое понимание истории, как «расследования», «изучения», а также любого знания, полученного с помощью изучения («История животных» Аристотеля). Понимание истории, как рассказа о прошлом. Принадлежность истории к сфере искусства и стремление к объективному отражению фактов у античных авторов. Осознание истории, как особой науки. История, как наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Объект и предмет познания исторической науки, дискуссии об их определении. Прошлое народов, регионов и стран, областей жизни общества и человечества в целом - объект познания исторической науки. Субъективный характер трактовки предмета исторической науки, как важнейшего фактора, детерминанты исторического процесса (предмет – «определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению» - историк И.Д. Ковальченко). Связь между определением предмета истории и мировоззрением историка («Предмет истории сам историчен, что и должно определять наш подход к его рассмотрению» - историк Б.Г. Могильницкий). Различные подходы к выделению предмета исторической науки, разнообразие дефиниций. Материалистический взгляд на историю, приоритет экономики при объяснении причин исторического процесса. Определение в качестве основного предмета истории человека («очеловечивание» истории).

Понятие «отрасли исторической науки» (отраслевое строение исторического знания). Дифференциация (специализация) исторического знания по мере его развития. Отрасли исторической науки, изучающие определенные исторические эпохи (история Древнего мира, история античности, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени). Отрасли исторической науки, изучающие регионы и страны, отрасли, изучающие сферы человеческой деятельности.

Место истории в системе наук. Связь истории с другими социально-гуманитарными науками (социология, политология, культурология, этнография и др.).

Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в историческом познании: 1.Историческая география – наука, исследующая условия жизни, среду обитания людей прошлого; 2.Историческая демография – наука о динамике численности и состава населения, способах его воспроизводства в прошлом; 3. Историческая ономастика – наука о именах (ее разделы: топонимика, антропонимика). Другие вспомогательные исторические дисциплины: палеография, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагистика и др. Археология, как специальная историческая дисциплина.

2. Представление о всеобщем характере исторического процесса, его становление и развитие в российской и зарубежной науке. Основные направления в теории всемирно-исторического процесса: историко-материалистическое, историко-либеральное, историко-технологическое, локально-историческое и др.

Объективные категории истории. 1) Историческое время, расположенность событий во временном ряду, наличие между ними связей. Изменение понятий исторического времени и его связь с периодизацией истории. Способы периодизации истории на ранних этапах развития исторического знания. Выделение всемирно-исторических эпох: Античность, Средние века, Новое время. Периодизация древнейшей истррии человечества по признаку употребляемых орудий труда и технологий (каменный век и его этапы, бронзовый и железный век). Цивилизационный и формационный подходы к периодизации истории. Понятие «общественно-экономической формации» (определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производительных сил, производственными отношениями и политической «надстройкой»). Пять общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая в марксистской теории). Цивилизационный подход. Дискуссионность и многозначность понятия «цивилизация». Цивилизация, как конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Различные системы классификации цивилизаций. Технологическая периодизация истории: традиционный, индустриальный, постидустриальный периоды. 2) Историческое пространство, как совокупность природно-географических, экономических, политических и общественных процессов, протекающих во времени и на определенной территории. Влияние географического фактора на экономику, быт народов, психологию, особенности социально-политической и культурной жизни. Несовпадение термина «историческое пространство» с конкретной географической территорией. Традиция деления народов на «восточные» и «западные», по общности их исторической судьбы, особенностям культуры. 3) Исторический факт, как реальное событие, явление, процесс прошлого. Отражение исторического факта в источнике (фиксация события). Исторический факт, как результат научной интерпретации реальности прошлого.

Основные принципы исторического исследования и их взаимосвязь. Принципы историзма: рассмотрение всех явлений в процессе их возникновения, развития, изменения в конкретно-исторической обстановке и взаимной связи. Принцип объективности, опора на факты в их истинном содержание, рассмотрение каждого явления в совокупности характеристик, многогранности. Принцип альтернативности, оценка степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Принцип социального подхода и сложности в его реализации.

Методология истории. Понятие «методология». Общенаучные методы познания в исторической науке. Специальные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, метод исторической периодизации, ретроспективный метод и др. Появление новых методов исторического исследования («нетрадиционные методы исследования»): историко-психологический метод, математические методы в истории и др.

3. Формы исторического знания. Вопрос о структуре исторического знания в трудах отечественных и зарубежных ученых (структура исторического знания в трудах Н.И. Кареева (1850-1931): историография, историология, историософия). Философия истории.

Классификация форм исторического знания в зависимости от качественных ступеней их развития. Элементарная, обыденная форма исторических знаний, как набор представлений о прошлом присущих каждому человеку. Роль школьного образования в систематизации исторических знаний и повышения уровня осмысления прошлого обществом. Научный уровень исторического знания, осознание закономерностей исторического развития.

Историческая память общества, как вид коллективной (социальной) памяти. Историческая мифология – элемент исторической памяти. Причины появления исторических мифов.

Функции исторического знания. 1) Научно-познавательная функция: расширение кругозора, овладение опытом предшествующих поколений, выявление закономерностей и направленности общественного прогресса. 2) Мировоззренческая: формирование картины мира, в которой прошлому человеческого общества принадлежит важнейшее место. 3) Прогностическая. Понимание долговременных факторов исторического процесса, его закономерностей позволяет вычленить «вектор развития» и лучше понять современные проблемы в развитии страны, региона, той или иной социальной общности и др. 4) Воспитательная (или «просветительско-воспитательная»). История – коллективная память народа, важнейший элемент его самосознания и фактор нравственности. Изучение истории помогает понять такие категории, как патриотизм, долг перед обществом, осознать положительные и негативные тенденции в современном состоянии общества, опасность негативных явлений (социального эгоизма и пассивности, разного рода экстремистских политических учений и др.).

4. Общее и особенное в истории России. Специфика цивилизационного развития России и ее включенность в общеевропейские и мировые исторические процессы. Особенности географического положения страны и его воздействие на ее развитие.Первые попытки связать русскую историю с мировой в трудах летописцев («Повесть временных лет»). Научное осознание роли России в мировой истории. Дискуссии о соотношении общего и особенного в истории России и о принадлежности ее к тому или иному типу цивилизации: 1) Россия - часть европейской цивилизации; 2) Россия – часть азиатской цивилизации (распространенность данной точки зрения в трудах западных историков); 3) Россия - смешанный «евразийский» тип цивилизации; 4) Россия идет по своему, совершенно особому пути развития.

Участие России в крупнейших исторических событиях, ее влияние на историю других стран. Критика отдельных исторических концепций, преуменьшающих роль России в крупных исторических событиях и процессах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.